способ экспресс-диагностики углов установки колес транспортных средств

Классы МПК:G01M17/06 рулевых характеристик; ходовых характеристик
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Пабат Александр Анатольевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-18
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на автомобильных заводах и станциях технического обслуживания для диагностики состояния элементов подвески и углов установки колес транспортных средств. Способ экспресс-диагностики углов установки колес транспортных средств заключается в том, что одно колесо одной оси транспортного средства устанавливают на поворотную опорную горизонтальную платформу и при вращении колес регистрируют параметры, характеризующие углы их установки, а другое колесо этой оси транспортного средства блокируют, далее производят поворот платформы в горизонтальной плоскости в пределах действующих сил трения между колесом и платформой и производят измерение в фиксированных точках на колесах расстояния, соответствующего суммарной величине интегральных зазоров в элементах подвески и рулевой трапеции. После этого синхронно перекатывают колеса таким образом, что они совершают поворот относительно своей оси на 90 градусов, и производят измерение в тех же фиксированных точках на колесах расстояния, соответствующего интегральному зазору в колесных подшипниках и элементах подвески. Затем снова синхронно перекатывают колеса таким образом, что они совершают дальнейший поворот относительно своей оси еще на 90 градусов, и производят измерение в тех же фиксированных точках на колесах, которые окажутся диаметрально противоположны своему положению при первом измерении расстояния, характеризующего величину схождения. Технический результат заключается в усовершенствовании способа экспресс-диагностики углов установки колес транспортных средств. 1 ил. способ экспресс-диагностики углов установки колес транспортных   средств, патент № 2293963

способ экспресс-диагностики углов установки колес транспортных   средств, патент № 2293963 способ экспресс-диагностики углов установки колес транспортных   средств, патент № 2293963 способ экспресс-диагностики углов установки колес транспортных   средств, патент № 2293963

Формула изобретения

Способ экспресс-диагностики углов установки колес транспортных средств, заключающийся в том, что одно колесо одной оси транспортного средства устанавливают на поворотную опорную горизонтальную платформу и при вращении колес регистрируют параметры, характеризующие углы их установки, отличающийся тем, что другое колесо этой оси транспортного средства блокируют, производят поворот платформы в горизонтальной плоскости в пределах действующих сил трения между колесом и платформой, производят измерение в фиксированных точках на колесах расстояния, соответствующего суммарной величине интегральных зазоров в элементах подвески и рулевой трапеции и являющегося критерием оценки технического состояния и базовым параметром при определении величины схождения колес транспортного средства, синхронно перекатывают колеса таким образом, что они совершают поворот относительно своей оси на 90 градусов, и производят измерение в тех же фиксированных точках на колесах расстояния, соответствующего интегральному зазору в колесных подшипниках и элементах подвески и являющегося базовым параметром при определении величины угла развала колес транспортного средства, затем снова синхронно перекатывают колеса таким образом, что они совершают дальнейший поворот относительно своей оси еще на 90 градусов, и производят измерение в тех же фиксированных точках на колесах, которые окажутся диаметрально противоположны своему положению при первом измерении, расстояния, характеризующего величину схождения колес и являющегося, как и в первом измерении, базовым параметром при определении величины схождения колес транспортного средства.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на автомобильных заводах и станциях технического обслуживания для диагностики состояния элементов подвески и углов установки колес транспортных средств.

Известен способ (прототип) диагностирования углов установки управляемых колес транспортных средств, по которому управляемые колеса устанавливают на опорные горизонтальные площадки и при вращении управляемых колес регистрируют параметры, характеризующие углы установки, а по траектории движения фиксированной точки опорной площадки при вращении колес определяют величину развала и схождения (А.С. СССР №901884, кл. G 01 М 17/06, 1982, б.и. №4).

Недостатком способа является неудовлетворительная точность диагностики вледствие асимметричности действия боковых сил в различных поперечных сечениях по длине пятна контакта колеса с площадкой, а также полная невозможность диагностики технического состояния элементов подвески и рулевой трапеции.

В основу изобретения поставлена задача усовершенствования способа экспресс-диагностики углов установки колес транспортных средств, по которому предварительно производят измерение интегральных зазоров в элементах подвески и рулевой трапеции и на основании результатов измерений производят заключение о техническом состоянии агрегатов, а измерение углов установки колес производят в фиксированных точках при синхронном вращении колес, что обеспечивает быструю и достоверную диагностику и необходимую точность измерения углов установки как управляемых, так и неуправляемых колес в соответствии с техническим состоянием транспортного средства.

Поставленная задача решается тем, что в способе экспресс-диагностики углов установки колес транспортных средств, заключающемся в том, что одно колесо одной оси транспортного средства устанавливают на поворотную опорную горизонтальную платформу и при вращении колес регистрируют параметры, характеризующие углы их установки, согласно изобретению другое колесо этой оси транспортного средства блокируют, производят поворот платформы в горизонтальной плоскости в пределах действующих сил трения между колесом и платформой, производят измерение в фиксированных точках на колесах расстояния, соответствующего суммарной величине интегральных зазоров в элементах подвески и рулевой трапеции и являющегося критерием оценки технического состояния и базовым параметром при определении величины схождения колес транспортного средства, синхронно перекатывают колеса таким образом, что они совершают поворот относительно своей оси на 90 градусов, и производят измерение в тех же фиксированных точках на колесах расстояния, соответствующего интегральному зазору в колесных подшипниках и элементах подвески и являющегося базовым параметром при определении величины угла развала колес транспортного средства, затем снова синхронно перекатывают колеса таким образом, что они совершают дальнейший поворот относительно своей оси еще на 90 градусов, и производят измерение в тех же фиксированных точках на колесах, которые окажутся диаметрально противоположны своему положению при первом измерении расстояния, характеризующего величину схождения колес и являющегося, как и в первом измерении, базовым параметром при определении величины схождения колес транспортного средства.

Измерение характеристических параметров и интегральных зазоров в фиксированных точках обеспечивает требуемую точность диагностирования вследствие исключения влияния возможной деформации или дисбаланса колес.

Измерение при синхронном повороте колес на 90 градусов в тех же фиксированных точках расстояния, соответствующего интегральному зазору в колесных подшипниках и элементах подвески, является базовым параметром при определении величины угла развала колес и критерием оценки технического состояния транспортного средства.

Измерение интегральных зазоров в элементах рулевой трапеции обеспечивает установку величины схождения строго в соответствии с состоянием транспортного средства в момент проведения диагностики.

Реализация способа экспресс-диагностики представлена на чертеже.

В исходном состоянии (поз. а) одно из колес одной оси транспортного средства (например, правое при левостороннем расположении рулевого управления) устанавливается на поворотную горизонтальную платформу, а другое блокируется. При измерении расстояния АА1 производят поворот платформы в горизонтальной плоскости в пределах действующих сил трения между колесом и платформой и полученный размер А1А2 соответствует суммарной величине интегральных зазоров в элементах подвески и рулевой трапеции, являющихся критерием оценки технического состояния и базовым параметром при определении величины положительного или отрицательного схождения управляемых или неуправляемых колес транспортного средства.

В процессе синхронного поворота колес на 90° (например, при перекатывании транспортного средства) радиус-вектор R окажется в вертикальном положении (поз. б), а одно из колес, например правое, на горизонтальной платформе, способной перемещаться в горизонтальной плоскости. При перемещении платформы происходит качание обоих колес в вертикальной плоскости и измеряемый размер В1В2 соответствует интегральному зазору в колесных подшипниках и элементах подвески, что позволяет диагностировать состояние агрегатов и производить заключение о целесообразности дальнейшей эксплуатации. Расстояние ВВ2 характеризует величину положительного или отрицательного углов развала управляемых или неуправляемых колес транспортного средства.

При дальнейшем синхронном повороте колес еще на 90° (поз. в) радиус-вектор R окажется в диаметрально противоположном положении, а измеренное расстояние СС1 характеризует величину положительного или отрицательного схождения колес транспортных средств, определяемых по формуле:

положительное схождение S+=СС1-AA1

отрицательное схождение S-=AA1-СС1

Величина развала колес транспортных средств определяется на основании данных измерений по теоретической формуле, следующей из чертежа:

положительный угол развала

способ экспресс-диагностики углов установки колес транспортных   средств, патент № 2293963

отрицательный угол развала

способ экспресс-диагностики углов установки колес транспортных   средств, патент № 2293963

где R - фиксированный радиус установки измерителя. Значение Camber является средним арифметическим значением углов развала в градусах для колес одной оси транспортного средства.

Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает экспресс-контроль углов установки управляемых и неуправляемых колес при одновременной диагностике технического состояния элементов подвески и рулевого управления для всех типов транспортных средств в условиях производства на заводах-изготовителях, эксплуатационных условиях автотранспортных предприятий и станций сервисного обслуживания. Измерение параметров A, B и С может производится механическими, оптическими или иными контактными или бесконтактными физическими методами с применением средств компьютерной обработки информации. Установка величины схождения S в соответствии с измеренным параметром A1A2, соответствующим величине интегральных зазоров в элементах подвески и рулевой трапеции транспортного средства в конкретный момент эксплуатации, обеспечивает оптимальное состояние установочных параметров для любых режимов движения.

Класс G01M17/06 рулевых характеристик; ходовых характеристик

экран для контроля начала поворота управляемых колес при диагностировании автотранспортных средств -  патент 2512034 (10.04.2014)
линейка для определения свободного хода рулевого колеса автотранспортных средств -  патент 2485471 (20.06.2013)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в процессе движения -  патент 2474509 (10.02.2013)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автотранспортного средства в процессе движения -  патент 2474508 (10.02.2013)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автотранспортного средства в процессе движения -  патент 2471165 (27.12.2012)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в процессе движения -  патент 2471164 (27.12.2012)
устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес автотранспортного средства в движении -  патент 2471163 (27.12.2012)
световой экран для фиксации начала поворота управляемых колес при диагностировании автотранспортных средств -  патент 2469286 (10.12.2012)
способ измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортного средства -  патент 2457457 (27.07.2012)
способ определения технического состояния переднего моста автомобиля -  патент 2446387 (27.03.2012)
Наверх