силовая передача транспортного средства с гидрообъемным регулированием мощности на вспомогательный гусеничный движитель

Классы МПК:B60K17/34 для привода одновременно передних и задних колес, например транспортных средств с четырьмя ведущими колесами
B60K23/08 для изменения числа ведущих колес 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Рязанский военный автомобильный институт (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-11-17
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, полугусеничных тягачах и транспортерах. Силовая передача содержит двигатель 1, коробку передач 2, раздаточную коробку 3 с симметричным дифференциалом 4, распределяющим крутящий момент на ведущие мосты колесного движителя 5 и 6. На гусеничный движитель 7 крутящий момент передается при помощи гидрообъемной передачи, состоящей из гидромотора 8, к которому подводятся нагнетающая и отводящая магистрали от насоса 9. Последний получает вращение от вторичного вала коробки передач 2. Для регулирования гидромотора 8 предназначено устройство, состоящее из датчиков 10, 11 и 12 крутящего момента на выходных валах 13, 14, 15 колесного и гусеничного движителей и электронного согласующего устройства 16. Технический результат заключается в повышении тягово-скоростных свойств машины, улучшении ее управляемости и повышении КПД привода. 1 ил. силовая передача транспортного средства с гидрообъемным регулированием   мощности на вспомогательный гусеничный движитель, патент № 2293030

силовая передача транспортного средства с гидрообъемным регулированием   мощности на вспомогательный гусеничный движитель, патент № 2293030

Формула изобретения

Силовая передача транспортного средства, содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, отличающаяся тем, что привод дополнительного ведущего моста снабжен гидрообъемной передачей с регулируемым гидромотором, которая включается в работу автоматически после подачи сигнала от электронного сравнивающего устройства, получающего сигналы о нагруженности валов привода колесного и гусеничного движителей от датчиков, установленных на соответствующих валах, либо вручную после отключения из системы электронного сравнивающего устройства.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, полугусеничных тягачах и транспортерах.

Известна самоходная машина (патент СССР №1039746, МПК В 60 К 17/34, 1982 г.), содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, а реактивное звено соединено с валом насоса скольжения, в напорной магистрали которого установлен регулируемый дроссель, управляемый регулятором тягового усилия, в котором установлено сравнивающее устройство, один вход которого соединен с измерителем разности частоты вращения входного и выходного валов элемента скольжения, а второй - с измерителем крутящего момента на дополнительном мосту.

Указанное техническое решение является наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату. Однако недостатком данной самоходной машины является то, что величина передаваемого на дополнительный ведущий мост крутящего момента пропорциональна буксованию движителя основного ведущего моста, что ведет к нерациональному распределению крутящего момента при малых величинах или отсутствии буксования движителя основного ведущего моста. Кроме того, при движении в обычных дорожных условиях крутящий момент, передаваемый на дополнительный ведущий мост постоянен и, как правило, направлен только на преодоление сопротивления качению колес, что отрицательно сказывается на управляемости самоходной машины. К недостаткам привода дополнительного ведущего моста данной конструкции следует также отнести отсутствие адаптации процесса регулирования к переменным характеристикам системы "колесо - опорная поверхность", малый диапазон регулирования тягового усилия на дополнительном ведущем мосту, относительно малый КПД из-за потерь на дросселирование, зависимость параметров системы от радиусов качения колес дополнительного ведущего моста.

Технический результат изобретения направлен на повышение тягово-скоростных свойств машины за счет гидрообъемного регулирования соотношения тяговых усилий на ведущих мостах и рационального использования колесного и гусеничного движителей по сцеплению с опорной поверхностью и увеличение ходимости гусеничного движителя, а также повышение КПД привода.

Технический результат достигается тем, что силовая передача транспортного средства, содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, при этом привод дополнительного ведущего моста снабжен гидрообъемной передачей с регулируемым гидромотором, которая включается в работу автоматически после подачи сигнала от электронного сравнивающего устройства, получающего сигналы о нагруженности валов привода колесного и гусеничного движителей от датчиков, установленных на соответствующих валах, либо вручную после отключения из системы электронного сравнивающего устройства.

Отличительными признаками от прототипа является то, что привод дополнительного ведущего моста снабжен гидрообъемной передачей с регулируемым гидромотором, которая включается в работу автоматически после подачи сигнала от электронного сравнивающего устройства, получающего сигналы о нагруженности валов привода колесного и гусеничного движителей от датчиков, установленных на соответствующих валах, либо вручную после отключения из системы электронного сравнивающего устройства.

На чертеже дана принципиальная схема транспортного средства с предлагаемой силовой передачей.

Силовая передача транспортного средства содержит двигатель 1, коробку передач 2, раздаточную коробку 3 с симметричным дифференциалом 4, распределяющим крутящий момент на ведущие мосты колесного движителя 5 и 6. На гусеничный движитель 7 крутящий момент передается при помощи гидрообъемной передачи, состоящей из гидромотора 8, к которому подводятся нагнетающая и отводящая магистрали от насоса 9, последний получает вращение от вторичного вала коробки передач 2. Для регулирования гидромотора 8 предназначено устройство, состоящее из датчиков 10, 11 и 12 крутящего момента на выходных валах 13, 14, 15 колесного и гусеничного движителей и электронного согласующего устройства 16.

Работает силовая передача следующим образом. При движении в условиях, когда при распределении крутящего момента нагрузка на валы приводов колесного 5 и 6 и гусеничного 7 движителей равна. В этом случае сигналы от датчиков 10, 11, 12 на электронное согласующее устройство 16 будут поступать равными. В результате этого электронное согласующее устройство будет обеспечивать работу гидромотора 8 в постоянном режиме.

Таким образом, крутящий момент от двигателя 1 передается через коробку передач 2, раздаточную коробку 3, симметричный дифференциал 4 на ведущие мосты 5 и 6 колесного движителя. В силу того, что гидронасос 9 получает крутящий момент от выходного вала коробки передач 2, в нагнетающей магистрали гидрообъемной передачи возникает давление жидкости, в результате гидромотор 8 передает крутящий момент на гусеничный движитель 7.

При движении в условиях, когда при распределении крутящего момента нагрузка, допустим, на вал привода 15 гусеничного движителя 7 больше, чем на валы привода 13 и 14 колесного движителя 5 и 6, то, соответственно, и сигналы от датчиков 10, 11 и 12 на электронное согласующее устройство 16 будет поступать разными по величине. Электронное согласующее устройство 16, обработав эти сигналы, подает управляющее воздействие на гидромотор 8 таким образом, что крутящий момент, реализуемый гусеничным движителем 7, уменьшается, а значит и уменьшается нагрузка на вал 15 привода гусеничного движителя; крутящий момент, реализуемый колесным движителем 5 и 6 увеличивается, тем самым больше нагружая валы 13 и 14 привода колесного движителя. Это будет происходить до тех пор, пока сигналы от датчиков 10, 11, 12 не будут приходить равными на электронное согласующее устройство 16 и система не начнет работать при равных нагрузках на валы 13, 14, 15, как было описано в первом случае. В результате этого происходит автоматическое регулирование величины кинематического рассогласования с целью выравнивания нагрузок на валах привода колесного и гусеничного движителей, тем самым обеспечивая равномерное распределение продольно-толкающих усилий развиваемых различными видами движителей, а также повышение ходимости гусеничного движителя.

Системой может быть предусмотрено ручное управление гидромотором 8 в случаях, когда необходимо реализовать подводимую мощность на обладающем меньшим удельным давлением на опорную поверхность гусеничном движителе. Для этого выключается из схемы электронное согласующее устройство 16. Таким образом, происходит перераспределение крутящего момента с целью реализации большей части крутящего момента на гусеничном движителе 7, тем самым повышая проходимость машины. Для работы силовой передачи в автоматическом режиме включается в систему электронное согласующее устройство 16.

Класс B60K17/34 для привода одновременно передних и задних колес, например транспортных средств с четырьмя ведущими колесами

полноприводная трансмиссия /варианты/ -  патент 2521457 (27.06.2014)
полноприводный автомобиль -  патент 2497695 (10.11.2013)
транспортное средство -  патент 2486068 (27.06.2013)
моторно-трансмиссионный модуль -  патент 2478045 (27.03.2013)
тросовый привод второго ведущего моста транспортного средства -  патент 2477400 (10.03.2013)
транспортное средство с комбинированной энергетической установкой расширенных функциональных возможностей -  патент 2473432 (27.01.2013)
дифференциальная раздаточная коробка -  патент 2471650 (10.01.2013)
привод ведущих мостов многоосного транспортного средства -  патент 2398684 (10.09.2010)
отключаемый колесный узел транспортного средства -  патент 2380242 (27.01.2010)
механическая трансмиссия колесного транспортного средства -  патент 2326772 (20.06.2008)

Класс B60K23/08 для изменения числа ведущих колес 

транспортное средство, имеющее переключаемый привод на четыре колеса -  патент 2526316 (20.08.2014)
способ управления устройством сцепления -  патент 2466311 (10.11.2012)
раздаточная коробка транспортного средства с механизмом переключения передач -  патент 2462372 (27.09.2012)
отключаемый-включаемый блок передачи мощности -  патент 2459716 (27.08.2012)
система сцепления -  патент 2457960 (10.08.2012)
повышающая устойчивость система автоматического контроля пробуксовки и рыскания с дифференциалом повышенного трения -  патент 2449909 (10.05.2012)
регулирование тягового усилия, увеличивающее стабильность, с соединительной муфтой, имеющей электронное управление -  патент 2436692 (20.12.2011)
карданная передача в грузовом автомобиле -  патент 2424920 (27.07.2011)
отключаемый колесный узел транспортного средства -  патент 2380242 (27.01.2010)
силовая передача транспортного средства с гидродинамическим регулированием мощности на вспомогательный гусеничный движитель -  патент 2297337 (20.04.2007)
Наверх