способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных) жесткостей рельсовых нитей

Классы МПК:B61K9/08 контрольно-измерительные устройства для проверки состояния железнодорожного полотна
E01B35/00 Применение измерительной аппаратуры и приспособлений при сооружении рельсовых путей
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Боронахин Александр Михайлович (RU),
Гупалов Валерий Иванович (RU),
Филипеня Наталья Сергеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-12-23
публикация патента:

Изобретение относится к способу измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных) жесткостей рельсовых нитей. Способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных) жесткостей рельсовых нитей заключается в том, что при прохождении каждой фиксированной точки рельсового пути всеми колесными парами путеизмерительного вагона измеряют рамные силы, действующие на каждую из колесных пар. Одновременно измеряют бесхордовыми способами боковые (поперечные) неровности рельсовых нитей, далее на основе полученной информации составляют шесть независимых уравнений вида слбк·способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лkijпбк-способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пkij=способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 Fpkij, где i, j=1, 2, 3, 4 - колесные пары; iспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 j; cлбк и cпбк - боковые жесткости левой и правой рельсовых нитей в k-той фиксированной точке рельсового пути; способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лkij=способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лki-способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лkj и способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пkij=способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пki-способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пkj, где способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лki и способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пki - неровности левой и правой рельсовых нитей, измеренные при прохождении k-той фиксированной точки i-той колесной парой; способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 Fpkij=Fpki-Fpkj, где F pki - рамная сила, действующая на i-ю колесную пару при прохождении k-той фиксированной точки пути. Затем из шести уравнений выбирают систему, состоящую из двух уравнений, причем так, чтобы система была неоднородной (способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 Fpkijспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 0) и определенной (детерминант Dспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 0), a значения жесткостей слбк и спбк получают по формуле Крамера. В результате появилась возможность измерять боковую жесткость рельсовых нитей путеизмерительным вагоном. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных) жесткостей рельсовых нитей, заключающийся в том, что при прохождении каждой фиксированной точки рельсового пути всеми колесными парами путеизмерительного вагона измеряют рамные силы, действующие на каждую из колесных пар, одновременно измеряют бесхордовыми способами боковые (поперечные) неровности рельсовых нитей, далее на основе полученной информации составляют шесть независимых уравнений вида

способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804

где i, j=1, 2, 3, 4 - колесные пары;

iспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 j; слбк и спбк - боковые жесткости левой и правой рельсовых нитей в k-й фиксированной точке рельсового пути;

способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лkij=способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лki-способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лkj и способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пkij=способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пki-способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пkj, где способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лki и способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пki - неровности левой и правой рельсовых нитей, измеренные при прохождении k-й фиксированной точки i-й колесной парой;

способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 Fpkij=Fpki-Fpkj, где F pki- рамная сила, действующая на i-ю колесную пару при прохождении k-й фиксированной точки пути,

затем из шести уравнений выбирают систему, состоящую из двух уравнений, причем так, чтобы система была неоднородной (способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 Fpkijспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 0) и определенной (детерминант Dспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 0), а значения жесткостей слбк и спбк получают по формуле Крамера.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что шаг датчика пройденного пути выбирают кратным расстояниям между колесными парами путеизмерительного вагона.

Описание изобретения к патенту

Использование: для измерения боковых жесткостей рельсовых нитей.

Сущность изобретения: способ заключается в том, что при прохождении каждой фиксированной точки рельсового пути всеми колесными парами путеизмерительного вагона измеряют рамные силы, действующие на каждую из колесных пар. Одновременно, при помощи бесхордового способа измеряют боковые (поперечные) неровности рельсовых нитей [1].

На основе полученной измерительной информации составляют шесть независимых уравнений вида

Слбк · способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лkij + спбк · способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пkij = Fpkij

где i=1, 2, 3, 4; iспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 j; Слбк и спбк - боковые жесткости левой и правой рельсовых нитей в k-той фиксированной точке рельсового пути; способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лkij=способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лki-способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лkj и способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пkij =способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пki-способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пkj, где способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лki и способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пki - неровности левой и правой рельсовых нитей, измеренные при прохождении k-той фиксированной точки i-той колесной парой; Fpkij=Fpki-Fpkj, где Fpki - рамная сила, действующая на i-ю колесную пару при прохождении k-той фиксированной точки пути. Из шести уравнений выбирают систему, состоящую из двух уравнений, причем так, чтобы система была неоднородной (способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 Fpkijспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 0) и определенной (Dспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 0), а значения Слбк и спбк находят по формуле Крамера.

Изобретение относится к контролю состояния железнодорожного пути и может быть использовано для оценки и прогноза.

Известен способ определения коэффициента относительной жесткости основания железнодорожного пути и рельса и устройство для его реализации [2], способ заключается в том, что регистрируют сигналы, характеризующие величину прогиба под каждой тележкой вагонов состава, каждый раз определяют по меньшей мере два расстояния между датчиком и опорной точкой ближнего к датчику колеса тележки, при которых наблюдаются нулевые значения прогиба рельса, и по данным о полученных расстояниях при воздействии всех тележек вагонов состава определяют среднее значение и дисперсию коэффициента жесткости.

Недостатком приведенного способа является локальный характер его использования.

Известен способ определения кривизны рельса под нагруженным колесом, изгибающего момента, напряжений от изгиба рельса, относительной жесткости и модуля упругости подрельсового основания [3], заключающийся в том, что определяют относительное перемещение трех точек, расположенных на рабочей поверхности головки рельса, упомянутое перемещение трех точек определяют непосредственно вблизи нагруженного колеса, перемещаемого с заданной скоростью, а кривизну, изгибающий момент и напряжения от изгиба рельса, относительную жесткость и модуль упругости подрельсового основания определяют по соответствующим соотношениям.

Недостатком вышеизложенного способа является низкая точность, обусловленная отсутствием учета динамического взаимодействия пути и подвижного состава (вагона).

Наиболее близким к предполагаемому изобретению является способ измерения путеизмерительным вагоном жесткости рельсового пути [4], заключающийся в том, что при прохождении фиксированных точек каждой колесной парой путеизмерительного вагона измеряют поперечный уровень рельсовой колеи, одновременно измеряют силы, действующие на буксы соответствующей колесной пары, полученные результаты подставляют в систему уравнений взаимодействия путеизмерительного вагона и рельсового пути при измерении поперечного уровня под каждой колесной парой и определяют среднюю жесткость рельсовой колеи в указанной фиксированной точке и отклонение жесткости каждой из рельсовых нитей от среднего значения жесткости колеи в этой же точке.

Все приведенные способы не могут измерять боковую жесткость рельсовых нитей.

Задачей изобретения является разработка способа измерения путеизмерительным вагоном боковой жесткости рельсовых нитей.

Для решения поставленной задачи в способе измерения путеизмерительным вагоном боковых жесткостей рельсовых нитей при прохождении каждой фиксированной точки рельсового пути всеми колесными парами путеизмерительного вагона измеряют рамные силы и боковые (горизонтальные) неровности рельсовых нитей при помощи бесхордовых способов измерения. На основе полученной информации составляют шесть независимых уравнений вида (1). Из шести уравнений выбирают систему, состоящую из двух уравнений, причем так, чтобы система была неоднородной и определенной. Значения боковых жесткостей рельсовых нитей находят по формуле Крамера.

Обоснование предложенного способа заключается в следующем.

Динамическое взаимодействие рельсового пути и путеизмерительного вагона является сложным многофакторным процессом, в ходе которого происходят следующие динамические деформации: боковой изгиб, кручение, крип, а также отжатие головки и подошвы рельса. Будем считать, что превалирующей деформацией является боковой изгиб, а остальные вносят лишь методическую погрешность. Тогда все боковые (горизонтальные) неровности рельсовых нитей можно представить в виде способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 б=способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 бг+способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 бд, где способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 бг - геометрическая неровность рельсовой нити; способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 бд - динамическая составляющая неровности рельсовой нити.

Равнодействующая всех боковых сил, воспринимаемых колесами одной колесной пары, называют рамной силой [5]. Рамная сила динамического взаимодействия на прямых участках пути в основном определяется извилистым движением, а также боковыми и вертикальными неровностями рельсовых нитей и т.д. При движении на кривых участках определяющими становятся центробежные и центростремительные силы. Если нет касания ребордами колесной пары выкружек рельсовых нитей, то рамная сила равна сумме сил бокового трения по контактным площадкам на поверхности катания рельсовых нитей, причем деформации нитей будут в одном направлении (направлении рамной силы), одной наружу, а второй вовнутрь рельсовой колеи. При этом боковая жесткость колеи равна сумме поперечных жесткостей рельсовых нитей.

После касания ребордой колеса выкружки одной из рельсовых нитей поперечное проскальзывание уменьшается до нуля, при этом рамная сила уравновешивается реакцией упругого взаимодействия только с одной рельсовой нитью и боковая жесткость колеи равна поперечной жесткости контактирующей нити.

Измеренные величины боковых неровностей рельсовых нитей при прохождении k-той фиксированной точки пути можно представить в виде

способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804

Выбор фиксированных точек осуществляется с помощью датчика пройденного пути, шаг которого выбирают кратным расстояниям между колесными парами путеизмерительного вагона. Равенство сил при динамическом взаимодействии рельсового пути и путеизмерительного вагона можно выразить через деформации и жесткости в виде

Слбк · способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лдki + спбк · способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пдki = Fpki (2)

Так как любая разность соответствующих измерений неровностей не содержит геометрической компоненты, запишем (2) в приращениях (при iспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 j)

Слбк · способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 лkij + спбк · способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 пkij = Fpkij (3)

По выражению (3) могут быть получены шесть независимых уравнений. Так как рамные силы являются случайными процессами, то из шести уравнений выбирают систему, состоящую из двух уравнений, причем так, чтобы система была неоднородной (способ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 Fpkijспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 0) и определенной (детерминант Dспособ измерения путеизмерительным вагоном боковых (поперечных)   жесткостей рельсовых нитей, патент № 2291804 0). При этом условии система имеет единственное решение, а значения жесткостей слбк и спбк получают по формулам Крамера.

Таким образом решена задача измерения боковых жесткостей рельсовых нитей и рельсовой колеи.

Литература

1. Патент №2242391. Способ инерциальных измерений неровностей рельсового пути. A.M.Боронахин, В.И.Гупалов, А.В.Мочалов. Бюл. №35 от 20.12.2004.

2. Патент №2116400. Россия. Способ определения коэффициента относительной жесткости основания железнодорожного пути и рельса и устройство для его реализации/В.П.Григорьев, Г.Н.Дюков, Н.А.Князев, Л.Е.Шейнман (Россия). - Заяв. №96101917/28. Опубл. 27.07.98.

3. Патент №208423. Россия. Способ определения кривизны рельса под нагруженным колесом, изгибающего момента, напряжений от изгиба рельса, относительной жесткости и модуля упругости подрельсового основания/А.Д.Конюхов, В.А.Рейхард, А.А.Нефедов, В.Л.Порошин (Россия). - Заяв. №94015384/28. Опубл. 10.04.98.

4. Патент РФ №2240244 "Способ измерения путеизмерительным вагоном жесткости рельсового пути" /Боронахин A.M., Гупалов В.И., Мочалов А.В., Казанцев А.В., Бюл. №32 от 20.11.2004.

5. Вериго М.Ф., Коган А.Я. Взаимодействие пути и подвижного состава /Под ред. М.Ф.Вериго. М.: Транспорт, 1986.

Класс B61K9/08 контрольно-измерительные устройства для проверки состояния железнодорожного полотна

способ диагностики рельсового пути -  патент 2521095 (27.06.2014)
устройство автоматического контроля прямолинейности сварных стыков рельсов и способ его использования -  патент 2520884 (27.06.2014)
система диагностирования железнодорожного пути -  патент 2519322 (10.06.2014)
способ оценки состояния рельсового пути -  патент 2513338 (20.04.2014)
способ контроля угона рельсовых плетей железнодорожного пути -  патент 2492088 (10.09.2013)
способ дистанционного обнаружения изменения состояния рельсового пути перед движущимся поездом -  патент 2490153 (20.08.2013)
способ оптического определения неровностей и дефектов рельсового пути -  патент 2489291 (10.08.2013)
способ диагностирования рельсового пути и подвижного состава -  патент 2487809 (20.07.2013)
способ диагностики рельсов -  патент 2474505 (10.02.2013)
способ определения продольно-напряженного состояния рельсовых плетей бесстыкового пути -  патент 2469894 (20.12.2012)

Класс E01B35/00 Применение измерительной аппаратуры и приспособлений при сооружении рельсовых путей

способ контроля рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути -  патент 2521114 (27.06.2014)
устройство автоматического контроля прямолинейности сварных стыков рельсов и способ его использования -  патент 2520884 (27.06.2014)
способ оценки состояния рельсового пути -  патент 2513338 (20.04.2014)
способ оптического определения неровностей и дефектов рельсового пути -  патент 2489291 (10.08.2013)
способ определения силы удара гребня колеса о головку рельса при движении железнодорожного вагона -  патент 2485239 (20.06.2013)
способ определения механических напряжений в рельсовой плети и устройство для его осуществления -  патент 2478153 (27.03.2013)
способ текущего содержания инфраструктуры железных дорог с использованием цифровой модели пути -  патент 2466235 (10.11.2012)
способ проведения ремонтов и реконструкции железнодорожной инфраструктуры с использованием цифровой модели пути -  патент 2465385 (27.10.2012)
способ определения состояния рельсошпальной решетки бесстыкового железнодорожного пути -  патент 2457969 (10.08.2012)
выправочно-подбивочно-рихтовочная машина для выправки и контроля железнодорожного пути и оптико-электронная система выправочно-подбивочно-рихтовочной машины -  патент 2443826 (27.02.2012)
Наверх