управляемый снаряд (варианты)

Классы МПК:F42B15/00 Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-13
публикация патента:

Изобретение относится к области вооружения. Управляемый снаряд, выполненный по аэродинамической схеме "утка", содержит цилиндрический корпус, стабилизатор и аэродинамические органы управления - рули. На носовой части корпуса перед рулем установлен кольцевой пилон, выполненный из кольцевой пластины, соединенной с корпусом плоскими пластинами. Согласно другому варианту выполнения изобретения на носовой части управляемого снаряда за рулем установлен плоский пилон, выполненный из пластин, консольно закрепленных на корпусе в плоскости под углом 45 градусов относительно плоскости консолей руля. При использовании изобретения повышается эффективность управляемого снаряда. 2 н.п. ф-лы, 8 ил. управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381

управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381

Формула изобретения

1. Управляемый снаряд, выполненный по аэродинамической схеме "утка", содержащий цилиндрический корпус, стабилизатор и аэродинамические органы управления - рули, отличающийся тем, что на носовой части корпуса перед рулем установлен кольцевой пилон, выполненный из кольцевой пластины, соединенной с корпусом плоскими пластинами, при этом отношение разности радиусов кольцевой пластины и носовой части корпуса к размаху консоли руля составляет 0,2÷0,4, отношение хорды кольцевой пластины к бортовой хорде руля составляет 0,2÷0,5, а отношение расстояния между кольцевой пластиной и рулем к бортовой хорде руля составляет 0,1÷0,3.

2. Управляемый снаряд, выполненный по аэродинамической схеме "утка", содержащий цилиндрический корпус, стабилизатор и аэродинамические органы управления - рули, отличающийся тем, что на носовой части за рулем установлен плоский пилон, выполненный из пластин, консольно закрепленных на корпусе в плоскости под углом 45° относительно плоскости консолей руля, при этом отношение размаха консоли пилона к размаху консоли руля составляет 0,5÷0,8, отношение бортовой хорды консоли пилона к бортовой хорде руля составляет 0,3÷0,5, а расстояние между рулем и пилоном по продольной оси снаряда составляет 0,1÷0,5 длины бортовой хорды руля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ракетному вооружению, в частности к области малогабаритных управляемых снарядов, и может быть использовано в конструкциях ракет, выполненных по аэродинамической схеме "утка".

Известен противотанковый управляемый снаряд, принятый за прототип, состоящий из цилиндрического корпуса с носовой частью меньшего диаметра, блока стабилизатора, ракетного двигателя, аэродинамических органов управления - рулей, установленных на носовой части корпуса снаряда [ПТУРС 9М113. Техническое описание инструкция по эксплуатации. - М.: Военное издательство, 1974 г.].

Недостатком прототипа является невысокая эффективность аэродинамических органов управления, несущие способности которых ограничены из-за нелинейного характера зависимости подъемной силы и управляющего момента рулей от углов их отклонения и углов атаки снаряда. Кроме того, на снижение несущих характеристик (подъемной силы) рулей, расположенных на носовой части корпуса, влияет нестационарное, отрывное обтекание потоком затупленного носа корпуса снаряда.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности управления снарядом за счет повышения эффективности аэродинамических органов управления.

Решение задачи заключается в том, что в управляемом снаряде, выполненном по аэродинамической схеме "утка", содержащем цилиндрический корпус, стабилизатор и аэродинамические органы управления - рули:

1. На носовой части корпуса перед рулем установлен кольцевой пилон, выполненный из кольцевой пластины, соединенный с корпусом плоскими пластинами, при этом отношение разности радиусов кольцевой пластины и носовой части корпуса к размаху одной консоли составляет 0,2÷0,4, отношение хорды кольцевой пластины к бортовой хорде руля составляет 0,2÷0,5, а отношение расстояния между кольцевой пластиной и рулем к бортовой хорде руля составляет 0,1÷0,3;

2. На носовой части корпуса за рулем установлен плоский пилон, выполненный из пластин, консольно закрепленных на корпусе в плоскости под углом 45 градусов относительно плоскости консолей руля, при этом отношение размаха консоли пилона к размаху консоли руля составляет 0,5÷0,8, отношение бортовой хорды консоли пилона к бортовой хорде консоли руля составляет 0,3÷0,5, а расстояние между рулем и пилоном по продольной оси снаряда составляет 0,1÷0,5 длины бортовой хорды руля.

Применение в конструкции управляемого снаряда кольцевого пилона на носовой части корпуса перед рулем и плоского пилона за рулем в плоскости под углом 45 градусов относительно плоскости рулей позволяет увеличить эффективность аэродинамических органов управления и, как следствие, повысить динамические характеристики снаряда.

Иллюстрации, поясняющие принцип действия предлагаемого решения, приведены на фиг.1-8. На фиг.1, 2, 3 представлен эскиз управляемого снаряда с кольцевым пилоном, на фиг.4, 5, 6 - управляемого снаряда с плоским пилоном, на фиг.7, 8 - графики зависимости коэффициента подъемной силы руля (Сур) от эффективного угла атаки (управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 эф) управляемого снаряда с кольцевым и плоским пилонами.

Управляемый снаряд (фиг.1÷6) состоит из корпуса 1, стабилизатора 2, аэродинамических органов управления 3, носовой части корпуса 4, кольцевого пилона 5, плоского пилона 6. На фиг.7: 1 - кривая зависимости коэффициента подъемной силы руля сур прототипа, 2 - кривая зависимости Cур =управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 (управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 эф) руля с кольцевым пилоном. На фиг.8: 1 - кривая зависимости коэффициента подъемной силы руля сур прототипа, 2 - кривая зависимости Сур=управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 (управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 эф) руля с плоским пилоном.

Обозначения, приведенные на фиг.2, 5, характеризуют параметры руля, кольцевого и плоского пилонов:

LР, LПП - размах одной консоли руля и плоского пилона, управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381

ВР, ВПП, ВКП - бортовая хорда соответственно руля, плоского пилона и кольцевого пилона, управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 ; управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381

RКП, RН - радиус кольцевого пилона и носовой части корпуса, RКП-RН=управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 RКП управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381

управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 ХКП - расстояние между кольцевым пилоном и рулем, управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381

управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 ХПП - расстояние между рулем и плоскими пилонами, управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381

Су (фиг.7, 8) - коэффициент подъемной силы, отнесенный к собственной площади руля;

управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 эф - эффективный угол атаки, управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 эфуправляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 +управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 р,

где управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 - угол атаки снаряда, управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 р - угол отклонения руля. Куправляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 - коэффициент интерференции корпуса на руль.

Данная конструкция работает следующим образом. В полете управляемый снаряд при повороте руля на угол управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 р разворачивается относительно центра масс снаряда на угол атаки управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 . При этом консоли руля находятся под углом управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 и управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 р, т.е. под эффективным углом атаки управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 эфуправляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 +управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 р. Для противотанковых управляемых снарядов, выполненных по схеме "утка", диапазон летных углов атаки при углах отклонения руля 13÷15 градусов составляет 4÷6 градусов. При этом эффективный угол управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 эф составляет 18÷22 градусов.

Для оптимального по аэродинамическим характеристикам руля - прототипа подъемная сила при таких углах имеет максимальное значение (фиг.7 (1), 8 (1)). При углах управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 эф>20° подъемная сила руля из-за срыва потока при обтекании консолей руля на больших углах не увеличивается, т.е. коэффициент подъемной силы руля имеет нелинейный характер от углов управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 и управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 р. Установка на носовой части корпуса снаряда кольцевого пилона по пункту 1 формулы и плоского пилона по пункту 2 формулы создает плавное (без срыва) обтекания руля до больших углов атаки управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 =10÷12° (управляемый снаряд (варианты), патент № 2291381 эф=25÷30°). Вследствие этого увеличиваются управляющая сила и момент руля, растет располагаемая перегрузка снаряда. Кроме положительного воздействия пилонов на эффективность руля кольцевой и плоский пилоны дополнительно повышают подъемную силу управляемого снаряда.

Проведение испытаний различных вариантов модели снаряда в аэродинамических трубах, а также летные испытания управляемого снаряда позволили выбрать оптимальные соотношения: размахов консоли плоского пилона и руля 0,5÷0,8, бортовых хорд консоли плоского пилона и руля - 0,3÷0,5, кольцевого пилона и руля 0,2÷0,5; разности радиусов кольцевой пластины и носовой части корпуса к размаху консоли руля - 0,2÷0,4.

Данная конструкция при оптимальных геометрических параметрах кольцевого и плоского пилонов увеличивает располагаемую перегрузку на 20÷40%, что позволяет увеличить дальность полета снаряда, повысить точность при стрельбе по подвижным целям.

В условиях жестких ограничений габаритно-массовых характеристик при проектировании новых образцов, а также модернизации штатных малогабаритных управляемых снарядов повысить эффективность управления возможно только за счет повышения эффективности аэродинамических характеристик органов управления планера снаряда.

Таким образом, применение предлагаемого технического решения в малогабаритных управляемых снарядах с дозвуковыми и трансзвуковыми скоростями планера позволяет:

- повысить аэродинамическое качество планера без увеличения габаритно-массовых характеристик управляемого снаряда;

- повысить точность наведения управляемого снаряда и, как следствие, эффективность применения противотанкового управляемого комплекса в целом.

Класс F42B15/00 Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды

боеприпас -  патент 2529236 (27.09.2014)
способ управления траекторией полета тела -  патент 2528503 (20.09.2014)
узел разделения отсеков летательного аппарата -  патент 2528473 (20.09.2014)
двухступенчатая противотанковая управляемая ракета -  патент 2527610 (10.09.2014)
управляемый артиллерийский снаряд -  патент 2527609 (10.09.2014)
способ стрельбы пулей и комплекс вооружения, реализующий его -  патент 2527410 (27.08.2014)
способ управления ракетой и система управления для его осуществления -  патент 2527391 (27.08.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
управляемая пуля -  патент 2527366 (27.08.2014)
способ стрельбы пулей и комплекс вооружения, реализующий его -  патент 2526725 (27.08.2014)
Наверх