добавка к моторному топливу

Классы МПК:C10L1/18 содержащие кислород 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Антипов Иван Александрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-11-29
публикация патента:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть использовано для получения высокооктановых бензинов из отходов производства. Добавка содержит гидрогенизат производства бутиловых спиртов - 10-90% мас., оксигенат - 5-85% мас., ароматический амин - 0,1-15% мас., антикоррозионную присадку - 0,1-1% мас. Патентуемая добавка и топливные композиции с ней обладают высокой антидетонационной эффективностью, фазовой стабильностью в широком диапазоне температур и позволяют улучшить экологические свойства топлива путем снижения СО и CxHy в выбросах с отработавшими газами. Добавка не содержит металлоантидетонаторов, что позволяет уменьшить износ деталей двигателя и нивелировать отрицательное влияние на активность каталитических нейтрализаторов автомобилей. Введение побочного продукта производства бутиловых спиртов снижает себестоимость добавки и композиции с ней и расширяет сырьевую базу ее производства. При использовании добавки можно получать высокооктановые автомобильные бензины (АИ-91, АИ-92, АИ-95 и АИ-98) как летнего, так и зимнего видов. 3 табл.

Формула изобретения

Добавка к моторному топливу, содержащая оксигенат, ароматический амин, антикоррозионную присадку, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит гидрогенизат производства бутиловых спиртов, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Гидрогенизат производства бутиловых спиртов 10-90
Оксигенат 5-85
Ароматический амин0,1-15
Антикоррозионная присадка0,1-1

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а точнее к составу добавки для автомобильного бензина. Изобретение может быть использовано для вовлечения в процесс получения высокооктановых бензинов побочных продуктов производства бутиловых спиртов.

В качестве октаноповышающих добавок к бензинам широкое распространение получили оксигенаты, в т.ч. этанол. Однако присущий ему недостаток - поглощение влаги из окружающей среды, вызывает расслаивание топливной смеси с образованием двухфазной системы, что нарушает эксплуатационные характеристики топлива и затрудняет устойчивую работу двигателя. Для устранения указанного недостатка в состав добавок на основе этанола вводят стабилизаторы.

Известна добавка к моторному топливу (патент США №4541836, С 10 L 1/18, 1985), содержащая этиловый спирт и алифатические спирты C 3-C5. Композиция, содержащая эту добавку, имеет следующий состав, % мас.: этанол - 1-12, алифатические спирты С35 - 0,3-4,0, бензин - остальное.

Общими недостатками для добавок на основе оксигенатов (в т.ч. этанола) является необходимость их введения в базовый бензин в значительных количествах (10-15% мас.) для повышения октанового числа бензина на 6-8 пунктов. Для повышения антидетонационных свойств добавок содержащих оксигенаты, в т.ч. и этанол, в их состав вводят ароматические амины (в т.ч. N-метиланилин) и металлоорганические антидетонаторы, содержащие различные соединения свинца, железа или марганца.

Известна добавка, в состав которой входят оксигенаты (смесь эфиров с алифатическими спиртами C2 -C5) и ароматические амины. В качестве оксигената может быть использован этиловый спирт, а в качестве амина N-метиланилин. Композиция содержит 0,5-0,75% об. эфиров, 0,3-2,0% об. спиртов, 0,3-1,5% об. аминов и до 0,8% об. тетраэтилсвинца (патент Франции №2950841, С 10 L 1/00, 1971). Известна добавка к бензину на основе стабилизированного этилового спирта, содержащая N-метиланилин, ферроцен и/или гидроксиизопропилферроцен (патент РФ №2129141, С 10 L 1/18, 1999). Известна добавка к бензину на основе оксигената (в т.ч. этанола) содержащая в своем составе 0,05-2,5% мас. ферроцена и/или его производных, 10-95% мас. ароматического амина (в т.ч. N-метиланилина) и, по крайней мере, один стабилизатор-акцептор свободных радикалов, выбранный из группы, включающей в себя формамид, метилформамид, диметилформамид, N-метилацетамид (патент РФ №2246527 С 10 L 1/18, 1/22, 2005)

К общим недостаткам для добавок к моторным топливам, содержащим металлоантидетонаторы, относится повышение износа деталей двигателя и отрицательное влияние на работу каталитических нейтрализаторов автомобилей.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является многофункциональная универсальная добавка, состава, % мас:

Оксигенаты (алифатические спирты С3-C8) - 25-60;

Ароматический амин (N-метиланилин) - до 45;

Антикоррозионная присадка (АРКВАД) - 0,1-0,4;

Топливная композиция содержит, % мас:

Этанол - до 10;

Воду - 0,1-0,3;

Добавку - 1,0-3,0;

Бензин - остальное. (Патент РФ №2194069 С 10 L 1/18, 1/22, 2002).

Недостатками добавки, описанной в данном патенте, является присутствие в ней значительного количества N-метиланилина (до 45% мас.). Совместное использование алифатических спиртов и ароматических аминов в значительных концентрациях нарушает антиокислительные свойства добавки, поэтому в состав добавки или композиции с ней необходимо вводить антиоксидант (см. описание изобретения к патенту патент РФ №2246527 С 10 L 1/18, 1/22, 2005). Использование значительных количеств дорогостоящего N-метиланилина и алифатических спиртов также существенно удорожает добавку и топливную композицию на ее основе.

Задачей настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков путем снижения содержания N-метиланилина в добавке - не более 15%, (повышается ее антиокислительная стабильность), введением в ее состав гидрогенизата производства бутиловых спиртов (существенно снижается стоимость добавки, т.к. он является побочным продуктом) и использованием в качестве оксигенатов целого ряда различных соединений, что существенно расширяет сырьевую базу производства добавки.

Отличием заявляемого технического решения является наличие в составе добавки гидрогенизата производства бутиловых спиртов. Гидрогенизат производства бутиловых спиртов содержит бутиловые спирты, метанол, воду, а также простые и сложные бутиловые эфиры, бутилформиаты, масляные альдегиды, спирты C8, бутилбутираты и бутилизобутираты и высококипящие примеси.

Известен способ использования гидрогенизата производства бутиловых спиртов в качестве сырья для производства метанольно-альдегидной фракции и последующего ее использования как добавки к автобензинам. Способ заключается в том, что метанольно-альдегидная фракция выделяется из гидрогенизата производства бутиловых спиртов последовательно в двух массообменных аппаратах. (Патент № РФ 2254321 С / 07 С 27/34, 2005). Введение в состав добавки непосредственно гидрогенизата производства бутиловых спиртов позволит исключить дополнительную стадию его переработки, затраты на оборудование и процессинг.

Отличительные признаки (т.е. химический состав) обеспечивают предлагаемой добавке и композициям с ней высокую антидетонационную эффективность и фазовую стабильность в широком диапазоне температур, а также позволяют улучшить экологические свойства топлива путем снижения СО и СхНу в выбросах с отработавшими газами. Совокупность вышеперечисленных эффектов могут обеспечить только отличительные признаки добавки.

В составе добавки в качестве гидрогенизата производства бутиловых спиртов могут использоваться следующие вещества: добавка «МКД» (по ТУ 38.401-58-338-2004 с изм. 1-3), Гидрогенизат бутанольно-бутилформиатной фракции (по ТУ 2421-009-53505711-2004 с изм. 1-2) или их смеси, а также продукты, идентичные им по химическому составу. Концентрация в добавке гидрогенизата производства бутиловых спиртов может составлять от 10 до 90% мас.

В составе добавки в качестве оксигената могут использоваться любые моноспирты C16, как нормального, так и изостроения, независимо от способа их производства (при использовании этанола допускается содержание в нем сивушных масел до 20% мас. с общим содержании воды в спирте не более 10% мас.) или метил-трет-бутиловый эфир (по ТУ 0000-412-05742686-95 с изм. 1-2 или ТУ 38.103704-90) или фэтэрол (по ТУ 2421-009-04749189-98 с изм. 1-2) или метанольно-альдегидная фракция производства бутиловых спиртов или их смеси. Концентрация в добавке оксигената может составлять от 5 до 85% мас.

В составе добавки в качестве антикоррозионных присадок могут использоваться присадки «Антикор Т» или «DCI-11» или их смеси, а также продукты идентичные им по химическому составу. Концентрация в добавке антикоррозионных присадок может составлять от 0,1 до 1% мас.

В составе добавки в качестве ароматических аминов могут использоваться N-метиланилин (по ТУ 2471-269-00204168-96), анилин (по ГОСТ 5819-78), N,N-диметиланилин (по ГОСТ 5855-78), экстралин (по ТУ 6-02-571-90) или их смеси. Концентрация в добавке ароматических аминов может составлять от 0,1 до 15% мас.

При использовании добавки можно получать высокооктановые автомобильные бензины (АИ-91, АИ-92, АИ-95 и АИ-98) как летнего, так и зимнего видов. Полученные композиции могут содержать воду в количестве 0,1-0,4% мас., сохраняя при этом необходимую фазовую стабильность.

Примеры состава добавки представлены в таблице 1, физико-химические и антидетонационные свойства композиций с ней в таблице 2, а ее влияние на количество выбросов СО и СхНу с отработавшими газами в таблице 3.

Таблица 1.

Содержание компонентов в добавке % мас.
  Номер образца
123 4
Концентрация добавки при вводе в топливо108 51
Компонентный состав добавки % мас.:      
Оксигенат:      
Метиловый спирт3- 5-
Этиловый спирт-40 4010
Изопропиловый спирт-10 --
Бутиловый спирт-2 --
Пентиловый спирт-2 --
Гептиловый спирт-1 --
МТБЭ 2-20 30
фэтэрол --20 30
метанольно-альдегидная фр. --- 4
Ароматический амин:     
анилин3 ---
N-метиланилин-5 --
N,N-диметиланилин -5- 15
экстралин 1,9-0,1 -
Антикорр. присадка:      
Антикор Т-0,25 -1,0
DCI-110,10,25 0,3-
Гидрогенизат производства бутиловых спиртов до 100до 100до 100 до 100

Таблица 2.

Физико-химические и антидетонационные свойства бензинов с добавкой.
Показатели Номер образца. Метод испытании
1 234
1Октановое число:       
 - по моторному методу 8384 85,588,3По ГОСТ 511
 - по исследовательскому методу91,892,1 9698,5 По ГОСТ 8226
2 Содержание свинца, не более, мг/л 5По ГОСТ 28828 или ГОСТ Р 51942
3Плотность при 15°С кг/м3 в пределах 720-795По ГОСТ Р 51069
4Содержание серы, не более, мг/кг 100ГОСТ 51859, или EH ИСО 20846
5Устойчивость к окислению, мин, не менее360 По ГОСТ 4039 или ЕН ИСО 7536
6 Содержание смол, промытых растворителем мг/100 мл бензина, не более5 По ГОСТ 1567
7 Коррозия медной пластинки при 50°С за 3 часа Выдерживает Класс 1По ГОСТ 6321
8Внешний вид Чистый, прозрачныйВизуально
9Доля углеводородов, % об., не более.  По ГОСТ Р 52063 или АСТМ Д 1319
  - олефиновых18  
  - ароматических 42 
10 Объемная доля бензола, %, не более. 2,0По ГОСТ 29040 или EN 238

Продолжение таблицы 2.
11Массовая доля кислорода, %, не более.2,7 По АСТМ Д 5845, или ГОСТ Р 52256
12Массовая доля оксигенатов, %,      ГОСТ Р 52256 или АСТМ Д 5845, или ЕН 13132
  - метанол0,5 0,20,1-
 - этанол 4,24,23,05 0,5
 - бутанол 4,22,3 0,550,29
  - гексанол0,3 ---
 - эфиры (с 5 и более атомами С)-0,3 1,150,02
13Фазовая стабильность*, температура помутнения, °Сминус 55 минус 10минус 65 минус 25ГОСТ 5066
14Содержание воды, % мас 0,20,40,1 0,19ГОСТ 14870
15Давление насыщенных паров (ДНП), кПа (мин. - макс.)60-90 ГОСТ 28781
16 Фракционный состав:  По ГОСТ 2177
  Температура начала перегонки, °С не нормируется**
  10% бензина перегоняется при т-ре, °С не выше 60
  50% бензина перегоняется при т-ре, °С не выше 110
  90% бензина перегоняется при т-ре, °С не выше 170
  Конец кипения бензина, °С не выше 215
* Методика определения фазовой стабильности утверждена решением ГМК №23/1-122 от 05.07.85 г.

** Согласно ТУ 38.401-58-244-99 с изм. 1-5 на бензины с содержанием этилового спирта.

Таблица 3.

Снижение содержания вредных веществ в выбросах с отработавшими газами (О.Г.) при работе двигателей с различной системой питания на топливе с добавкой*.
Тип системы питания двигателя КарбюраторнаяИнжекторная Инжекторная, с системой нейтрализации О.Г.
Методика проведения испытаний ГОСТ Р 52033-2003ЕЭК ООН №83-04 В
Снижение содержания вредных веществ в выхлопе, по сравнению с бензином не содержащим добавки, составляет в среднем, % отн.    
- по СО 10-3012-35 5
- по СхНу -6-118
* При испытании образца 2 с концентрацией в бензине 8% мас.

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
Наверх