погружной пневмоударник (варианты)

Классы МПК:E21B4/14 пневматические или гидравлические
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Институт горного дела Сибирского отделения Российской академии наук (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-15
публикация патента:

Изобретение относится к горному делу и строительству, а именно к буровой технике, и может найти применение при бурении скважин ударно-вращательным способом. Погружной пневмоударник включает корпус с разрядными каналами, ударник, разделяющий полость корпуса на камеры рабочего и обратного хода, распределительную систему, содержащую седло с отверстиями, коробку с разрядными каналами и ступенчатый клапан, установленный между седлом и коробкой и образующий своей внутренней поверхностью с коробкой заклапанную полость, сообщенную с одной стороны с атмосферой разрядными каналами, выполненными в коробке и корпусе, а с другой стороны - с камерой рабочего хода через продольный канал, расположенный в зоне размещения меньшей ступени клапана, и радиальный канал, выполненный между седлом и торцевой поверхностью ступенчатого клапана, и отверстия в седле. Седло выполнено трехступенчатым, а продольный канал - в виде пазов на меньшей ступени клапана или на стредней ступени седла с образованием между пазами центрирующих мостов. Достигается повышение энергии удара за счет увеличения хода ударника путем снижения противодавления в камере рабочего хода при обратном ходе ударника. 2 н.п. ф-лы, 3 ил. погружной пневмоударник (варианты), патент № 2290488

погружной пневмоударник (варианты), патент № 2290488 погружной пневмоударник (варианты), патент № 2290488 погружной пневмоударник (варианты), патент № 2290488

Формула изобретения

1. Погружной пневмоударник, включающий корпус с разрядными каналами, ударник, разделяющий полость корпуса на камеры рабочего и обратного хода, распределительную систему, содержащую седло с отверстиями, коробку с разрядными каналами и ступенчатый клапан, установленный между седлом и коробкой и образующий своей внутренней поверхностью с коробкой заклапанную полость, сообщенную с одной стороны с атмосферой разрядными каналами, выполненными в коробке и корпусе, а с другой стороны - с камерой рабочего хода через продольный канал, расположенный в зоне размещения меньшей ступени клапана, и радиальный канал, выполненный между седлом и торцевой поверхностью ступенчатого клапана, и отверстия в седле, отличающийся тем, что седло выполнено трехступенчатым, а продольный канал - в виде пазов на меньшей ступени клапана с образованием между пазами центрирующих мостов.

2. Погружной пневмоударник, включающий корпус с разрядными каналами, ударник, разделяющий полость корпуса на камеры рабочего и обратного хода, распределительную систему, содержащую седло с отверстиями, коробку с разрядными каналами и ступенчатый клапан, установленный между седлом и коробкой и образующий своей внутренней поверхностью с коробкой заклапанную полость, сообщенную с одной стороны с атмосферой разрядными каналами, выполненными в коробке и корпусе, а с другой стороны - с камерой рабочего хода через продольный канал, расположенный в зоне размещения меньшей ступени клапана, и радиальный канал, выполненный между седлом и торцевой поверхностью ступенчатого клапана, и отверстия в седле, отличающийся тем, что седло выполнено трехступенчатым, а продольный канал - в виде пазов на средней ступени седла с образованием между пазами центрирующих мостов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к горному делу и строительству, а именно к буровой технике, и может найти применение при бурении скважин ударно-вращательным способом.

Известен пневматический ударный механизм по а.с. СССР №998740, кл. Е 21 С 3/24, опубл. в БИ №7, 1983 г., содержащий корпус, в котором установлен поршень, образующий с его стенками камеры рабочего и холостого хода, кольцевой эластичный клапан, размещенный в седле и образующий с корпусом канал для подвода энергоносителя в камеру рабочего хода, и инструмент, при этом клапан имеет форму тора и установлен в кольцевой канавке, которая выполнена на наружной поверхности клапанного седла. Кроме того, в пневматическом ударном механизме установлен дополнительный эластичный клапан, который выполнен в виде тора и образует с внутренними стенками корпуса канал для выпуска воздуха из камеры рабочего хода.

Такой пневматический ударный механизм имеет существенный недостаток в том, что при срабатывании основного и дополнительного эластичных клапанов задействованы их внутренние силы упругости, рассчитанные на определенное рабочее давление энергоносителя в магистрали. Поэтому в режиме работы на пониженном давлении, например при забурке скважины, стабильность работы пневматического ударного механизма нарушается.

Известен также погружной пневмоударник по а.с. СССР №229369, кл. Е 21 B 1/06, Е 21 C 3/24, опубл. в БИ №33, 1968 г., включающий цилиндр с головкой, воздухораспределительное устройство с центральной трубкой, имеющей фланец и входящей в сквозное отверстие поршня-ударника. Фланец центральной трубки выполнен с дроссельными отверстиями, а каналы для выхлопа отработанного энергоносителя размещены на наружной поверхности головки, имеющей резьбу для соединения с цилиндром.

Существенным недостатком этого погружного пневмоударника является то, что воздух из камеры рабочего хода при обратном ходе поршня-ударника вытесняется в атмосферу через полость снаружи ступенчатого клапана, а питание камеры рабочего хода осуществляется через внутреннюю центральную полость ступенчатого клапана с периметром впускной щели, недостаточным для наполнения энергоносителем камеры рабочего хода, что снижает ударную мощность. Увеличение же хода ступенчатого клапана, с целью улучшения наполнения энергоносителем рабочей камеры, ухудшает условия работы ступенчатого клапана.

Известен также погружной пневмоударник по а.с. СССР №332211, кл. Е 21 С 3/24, опубл. в БИ №10, 1972 г., включающий цилиндр, поршень, клапанное распределительное устройство и обратный клапан, при этом в погружном пневмоударнике выполнен канал, проходящий через обратный клапан, клапанную коробку и цилиндр и сообщающий заклапанную полость с атмосферой. Такая конструкция погружного пневмоударника позволяет осуществить питание камеры рабочего хода через кольцевой объем, расположенный снаружи ступенчатого клапана, что по сравнению с конструкцией погружного пневмоударника по а.с. СССР №229369 существенно увеличивает периметр впускной щели клапана для подачи энергоносителя в камеру рабочего хода. Однако в погружном пневмоударнике по а.с. СССР №332211 не предусмотрен дополнительный выхлоп в атмосферу из камеры рабочего хода при обратном ходе поршня, что создает противодавление в этой камере, уменьшает ход поршня и не позволяет увеличить энергию удара.

Кроме того, ступенчатый клапан установлен на распределительной коробке, которая не имеет общих направляющих и центрирующих поверхностей с седлом, поэтому при работе погружного пневмоударника соосность клапана и седла может нарушаться, что не обеспечивает надежного прижатия клапана к седлу и, как следствие, за счет утечки энергоносителя увеличивает противодавление в камере рабочего хода при обратном ходе поршня, что также снижает энергию удара.

Наиболее близким по технической сущности и совокупности существенных признаков к предлагаемому техническому решению является погружной пневмоударник по патенту РФ №2034983, кл. Е 21 С 3/24; Е 21 В 4/14, опубл. в БИ №13, 1995 г., включающий в себя корпус с муфтой, распределительную гильзу с наружными пазами, шток с большими и меньшими ступенями и с осевым и радиальными каналами, питающе-разрядный элемент, ступенчатый ударник с центральным выхлопным каналом, разделяющий полость корпуса на камеры сетевого давления и управляемые камеры рабочего и холостого хода. Питающе-разрядный элемент выполнен ступенчатым и установлен на большей ступени штока, образуя с ней внутреннюю полость, а радиальные каналы в штоке выполнены направленно в эту полость, при этом на наружной поверхности штока в зоне размещения меньшей ступени питающе-разрядного элемента выполнена кольцевая проточка.

Недостатком этого погружного пневмоударника является то, что питающе-разрядный элемент установлен на большей ступени штока, которая выполняет роль коробки, а при отсечке подачи энергоносителя в камеру рабочего хода питающе-разрядный элемент опирается на верхнюю часть гильзы, которая выполняет роль седла. При этом в зоне размещения меньшей ступени питающе-разрядного элемента нет центрирующих участков поверхности, так как на штоке выполнена кольцевая проточка, что приводит к перекосу опорных поверхностей питающе-разрядного элемента и гильзы, повышает расход энергоносителя, снижает энергию удара и ухудшает работу питающе-разрядного элемента. Кроме того, выполнение проточки на штоке ослабляет шток и может привести к его поломке.

Техническая задача - повышение энергии удара за счет устранения утечек энергоносителя и улучшения условий работы ступенчатого клапана.

В первом варианте исполнения поставленная задача решается посредством того, что в погружном пневмоударнике, включающем корпус с разрядными каналами, ударник, разделяющий полость корпуса на камеры рабочего и обратного хода, распределительную систему, содержащую седло с отверстиями, коробку с разрядными каналами и ступенчатый клапан, установленный между седлом и коробкой и образующий своей внутренней поверхностью с коробкой заклапанную полость, сообщенную с одной стороны с атмосферой разрядными каналами, выполненными в коробке и корпусе, а с другой стороны - с камерой рабочего хода через продольный канал, расположенный в зоне размещения меньшей ступени клапана, и радиальный канал, выполненный между седлом и торцевой поверхностью ступенчатого клапана, и отверстия в седле, согласно техническому решению седло выполнено трехступенчатым, а продольный канал - в виде пазов на меньшей ступени клапана с образованием между пазами центрирующих мостов.

Указанная совокупность признаков позволяет улучшить условия перекидки клапана за счет более точной установки его по отношению к седлу, устранить утечки энергоносителя через зазоры между клапаном и седлом, что повышает энергию удара.

Во втором варианте исполнения поставленная задача решается посредством того, что в погружном пневмоударнике, включающем корпус с разрядными каналами, ударник, разделяющий полость корпуса на камеры рабочего и обратного хода, распределительную систему, содержащую седло с отверстиями, коробку с разрядными каналами и ступенчатый клапан, установленный между седлом и коробкой и образующий своей внутренней поверхностью с коробкой заклапанную полость, сообщенную с одной стороны с атмосферой разрядными каналами, выполненными в коробке и корпусе, а с другой стороны - с камерой рабочего хода через продольный канал, расположенный в зоне размещения меньшей ступени клапана, и радиальный канал, выполненный между седлом и торцевой поверхностью ступенчатого клапана, и отверстия в седле, согласно техническому решению седло выполнено трехступенчатым, а продольный канал - в виде пазов на средней ступени седла с образованием между пазами центрирующих мостов.

Указанная совокупность признаков позволяет улучшить условия перекидки клапана за счет более точной его установки по отношению к седлу, устранить утечки энергоносителя через зазоры между клапаном и седлом, что повышает энергию удара. Кроме того, центрирующие мосты на средней ступени седла одновременно являются ребрами жесткости и по сравнению с прототипом увеличивают прочность в этом сечении.

Сущность технического решения поясняется примером конкретного конструктивного исполнения и чертежами, где на фиг.1 показан продольный разрез погружного пневмоударника, общий вид для обоих вариантов в статическом состоянии; на фиг.2 - узел А на фиг.1 в увеличенном масштабе; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2, причем левая сторона фиг.2 и 3 - первый вариант исполнения погружного пневмоударника с продольным каналом в виде пазов на меньшей ступени клапана с образованием между пазами центрирующих мостов, а правая сторона на фиг.2 и 3 - второй вариант исполнения погружного пневмоударника с продольным каналом в виде пазов на средней ступени седла с образованием между пазами центрирующих мостов.

Погружной пневмоударник (далее пневмоударник) по первому варианту состоит из корпуса 1 с выхлопными окнами 2 и разрядными каналами 3 (фиг.1), ударника 4, имеющего сквозной центральный канал с расточкой 5, кольцевую проточку 6 и каналы 7, выполненные на его боковой поверхности, и разделяющего полость корпуса 1 на камеру 8 рабочего хода и камеру 9 обратного хода. В передней части корпуса 1 закреплена муфта 10 с буровой коронкой 11, имеющие совместное подвижное шлицевое соединение 12 и шпонку 13. Буровая коронка 11 выполнена с продувочным каналом 14, в расточке которого установлено амортизационное кольцо 15. В верхней части корпуса 1 закреплен переходник 16 с центральным каналом 17 и размещена распределительная система, содержащая коробку 18 (фиг.2) с разрядными каналами 19 и питающими отверстиями 20, трехступенчатое седло 21 с отверстиями 22 и клапан 23 с двумя ступенями, установленный меньшей ступенью на седле 21, а большей ступенью - на коробке 18 и образующий с коробкой 18 заклапанную полость 24, сообщенную с одной стороны с атмосферой через разрядные каналы 19 в коробке 18 и разрядные каналы 3 в корпусе 1, а с другой стороны - с камерой 8 рабочего хода через отверстия 22 в седле 21, радиальный канал 25, выполненный между седлом 21 и торцевой поверхностью клапана 23, продольный канал 26, расположенный в зоне размещения меньшей ступени клапана 23. Продольный канал 26 (фиг.1) выполнен в виде пазов 27 на меньшей ступени клапана 23 (фиг.2, 3 - левая половина) с образованием между пазами 27 центрирующих мостов 28 (фиг.3). В седле 21 установлена с возможностью осевого перемещения трубка 29 (фиг.1) с каналами 30, 31 и отверстиями 32, 33, командными каналами 34 и питающими каналами 35.

Пневмоударник по первому варианту работает следующим образом. Энергоноситель из магистрали подается в центральный канал 17 переходника 16 и через питающие отверстия 20 коробки 18 поступает в полость корпуса 1 в зону наружной поверхности ступенчатого клапана 23, который при этом перекидывается перепадом давлений в крайнее нижнее положение до упора в седло 21 (фиг.1, 2). Центрирующие мосты 28 улучшают условия перекидки клапана 23 за счет более точной его установки по отношению к седлу 21 и устраняют утечки энергоносителя (фиг.2, 3). Одновременно энергоноситель из центрального канала 17 подается в канал 30 трубки 29 и через отверстия 33 в расточку 5 ударника 4. При работе пневмоударника расточка 5 ударника 4 постоянно сообщена с магистралью и в зависимости от положения ударника 4 относительно трубки 29 происходит подача энергоносителя или в камеру 9 обратного хода через питающие каналы 35, или в камеру 8 рабочего хода через командные каналы 34.

При нижнем положении ударника 4 (фиг.1) из камеры 8 рабочего хода происходит интенсивный основной выхлоп через выхлопные окна 2 в затрубное пространство скважины (в атмосферу), а энергоноситель из расточки 5 ударника 4 через питающие каналы 35 поступает в камеру 9 обратного хода и начинается обратный ход ударника 4. После перекрытия выхлопных окон 2 боковой поверхностью ударника 4 основной выхлоп из камеры 8 рабочего хода прекращается, но на всем пути при обратном ходе ударника 4 из камеры 8 рабочего хода при переднем положении ступенчатого клапана 23 (фиг.1, 2) осуществляется дополнительный выхлоп в атмосферу через отверстия 22 в седле 21, радиальный канал 25, пазы 27, выполненные на меньшей ступени клапана 23, а также через заклапанную полость 24, сообщенную постоянно с атмосферой через разрядные каналы 19 в коробке 18 и разрядные каналы 3 в корпусе 1. Дополнительный выхлоп через пазы 27 и соосная установка ступенчатого клапана 23 по отношению к седлу 21 за счет выполнения центрирующих мостов 28 (фиг.3) снижает противодавление в камере 8 рабочего хода при обратном ходе ударника 4 и увеличивает результирующую силу, действующую на ударник 4 со стороны камеры 9 обратного хода, что обеспечивает увеличение хода ударника 4. При движении ударника 4 расточка 5 уходит из зоны расположения питающих каналов 35, и подача энергоносителя в камеру 9 обратного хода прекращается. При этом на некотором пути ударника 4 энергоноситель в камере 9 обратного хода работает с расширением, обеспечивая увеличение скорости движения ударника 4, а в дальнейшем при открытии ударником 4 выхлопных окон 2 корпуса 1 из камеры 9 обратного хода происходит выхлоп через проточку 6 и каналы 7.

При дальнейшем движении ударника 4 командные каналы 34 трубки 29 сообщаются с расточкой 5 ударника 4, и энергоноситель поступает в камеру 8 рабочего хода. Происходит торможение ударника 4 и увеличивается результирующая сила, действующая на переднюю торцевую поверхность ступенчатого клапана 23, но так как заклапанная полость 24 постоянно сообщена с атмосферой, то ступенчатый клапан 23 перекидывается до упора в торцевую поверхность коробки 18. При этом перекрывается сообщение заклапанной полости 24 с продольным каналом 26 (фиг.1), выполненным в виде пазов 27 (фиг.2, 3), а центрирующие мосты 28 улучшают работу клапана 23, уменьшая время его перекидки и снижая расход энергоносителя.

После перекидки ступенчатого клапана 23 до упора его в торцевую поверхность коробки 18 по образовавшемуся зазору между передним торцем ступенчатого клапана 23 и торцевой поверхностью седла 21 происходит подача энергоносителя в камеру 8 рабочего хода через отверстия 22 седла 21. Ударник 4 останавливается и начинается рабочий ход.

При рабочем ходе ударника 4 его расточка 5 уходит из зоны командных каналов 34 трубки 29, и впуск энергоносителя из расточки 5 в камеру 8 рабочего хода прекращается, но ступенчатый клапан 23 продолжает наполнять энергоносителем камеру 8 рабочего хода и благодаря большому проходному сечению впускной кольцевой щели между ступенчатым клапаном 23 и седлом 21 давление в камере 8 рабочего хода поддерживается высоким.

После открытия ударником 4 выхлопных окон 2 корпуса 1 из камеры 8 рабочего хода происходит основной выхлоп, давление под передним торцем ступенчатого клапана 23 падает и под действием энергоносителя, поступающего через питающие отверстия 20 коробки 18, ступенчатый клапан 23 перекидывается в крайнее нижнее положение, подача энергоносителя в камеру 8 рабочего хода прекращается и открывается дополнительный выхлоп через радиальный канал 25, пазы 27 и заклапанную полость 24, постоянно сообщенную с атмосферой через разрядные каналы 19 и 3 (фиг.1, 2, 3).

Ударник 4 наносит удар по буровой коронке 11, в камеру 9 обратного хода производится впуск энергоносителя и цикл повторяется.

Очистка забоя скважины от частиц разрушенной породы осуществляется непрерывной подачей энергоносителя через канал 31 трубки 29, отверстие амортизационного кольца 15 и продувочный канал 14 буровой коронки 11.

При подъеме пневмоударника от забоя скважины буровая коронка 11 перемещается до упора в шпонку 13. При этом через зазоры шлицевого соединения 12 происходит выхлоп из камеры 9 обратного хода, а в камеру 8 рабочего хода происходит впуск энергоносителя через отверстия 32 трубки 29, которые вскрываются в камеру 8 рабочего хода при движении трубки 29 вместе с буровой коронкой 11 в сторону забоя скважины. Давление энергоносителя в камере 8 рабочего хода увеличивается, ударник 4 останавливается в нижнем положении и пневмоударник выключается из работы.

Выполнение пазов 27 на меньшей ступени клапана 23 с образованием между пазами 27 центрирующих мостов 28 (фиг.2, 3) позволяет улучшить условия перекидки ступенчатого клапана 23 за счет более точной его установки по отношению к седлу 21, сократить время перекидки клапана 23 и устранить утечки энергоносителя в камеру 8 рабочего хода при обратном ходе ударника 4 через зазоры между торцами ступенчатого клапана 23 и седла 21, что снижает противодавление в камере 8 рабочего хода, увеличивает ход ударника 4 и, как следствие, повышает энергию удара.

Пневмоударник по второму варианту состоит из корпуса 1 с выхлопными окнами 2 и разрядными каналами 3 (фиг.1), ударника 4, имеющего сквозной центральный канал с расточкой 5, кольцевую проточку 6 и каналы 7, выполненные на его боковой поверхности, и разделяющего полость корпуса 1 на камеру 8 рабочего хода и камеру 9 обратного хода. В передней части корпуса 1 закреплена муфта 10 с буровой коронкой 11, имеющие совместное подвижное шлицевое соединение 12 и шпонку 13. Буровая коронка 11 выполнена с продувочным каналом 14, в расточке которого установлено амортизационное кольцо 15. В верхней части корпуса 1 закреплен переходник 16 с центральным каналом 17 и размещена распределительная система, содержащая коробку 18 (фиг.2) с разрядными каналами 19 и питающими отверстиями 20, трехступенчатое седло 21 с отверстиями 22 и клапан 23 с двумя ступенями, установленный меньшей ступенью на седле 21, а большей ступенью - на коробке 18 и образующий с коробкой 18 заклапанную полость 24, сообщенную с одной стороны с атмосферой через разрядные каналы 19 в коробке 18 и разрядные каналы 3 в корпусе 1, а с другой стороны - с камерой 8 рабочего хода через отверстия 22 в седле 21, радиальный канал 25, выполненный между седлом 21 и торцевой поверхностью клапана 23, продольный канал 26, расположенный в зоне размещения меньшей ступени клапана 23. Продольный канал 26 (фиг.1) выполнен в виде пазов 36 на средней ступени седла 21 (фиг.2, 3 - правая половина) с образованием между пазами 36 центрирующих мостов 37 (фиг.3). В седле 21 установлена с возможностью осевого перемещения трубка 29 (фиг.1) с каналами 30, 31 и отверстиями 32, 33, командными каналами 34 и питающими каналами 35.

Пневмоударник по второму варианту работает следующим образом. Энергоноситель из магистрали подается в центральный канал 17 переходника 16 и через питающие отверстия 20 коробки 18 поступает в полость корпуса 1 в зону наружной поверхности ступенчатого клапана 23, который при этом перекидывается перепадом давлений в крайнее нижнее положение до упора в седло 21 (фиг.1, 2). Центрирующие мосты 37 улучшают условия перекидки клапана 23 за счет более точной его установки по отношению к седлу 21 и устраняют утечки энергоносителя (фиг.2, 3). Одновременно энергоноситель из центрального канала 17 подается в канал 30 трубки 29 и через отверстия 33 в расточку 5 ударника 4. При работе пневмоударника расточка 5 ударника 4 постоянно сообщена с магистралью и в зависимости от положения ударника 4 относительно трубки 29 происходит подача энергоносителя или в камеру 9 обратного хода через питающие каналы 35, или в камеру 8 рабочего хода через командные каналы 34.

При нижнем положении ударника 4 (фиг.1) из камеры 8 рабочего хода происходит интенсивный основной выхлоп через выхлопные окна 2 в затрубное пространство скважины (в атмосферу), а энергоноситель из расточки 5 ударника 4 через питающие каналы 35 поступает в камеру 9 обратного хода и начинается обратный ход ударника 4. После перекрытия выхлопных окон 2 боковой поверхностью ударника 4 основной выхлоп из камеры 8 рабочего хода прекращается, но на всем пути при обратном ходе ударника 4 из камеры 8 рабочего хода при переднем положении ступенчатого клапана 23 (фиг.1, 2) осуществляется дополнительный выхлоп в атмосферу через отверстия 22 в седле 21, радиальный канал 25, пазы 36, выполненные на средней ступени седла 21, а также через заклапанную полость 24, сообщенную постоянно с атмосферой через разрядные каналы 19 в коробке 18 и разрядные каналы 3 в корпусе 1. Дополнительный выхлоп через пазы 36 и соосная установка ступенчатого клапана 23 по отношению к седлу 21 за счет выполнения центрирующих мостов 37 (фиг.3) снижает противодавление в камере 8 рабочего хода при обратном ходе ударника 4 и увеличивает результирующую силу, действующую на ударник 4 со стороны камеры 9 обратного хода, что обеспечивает увеличение хода ударника 4. При движении ударника 4 расточка 5 уходит из зоны расположения питающих каналов 35, и подача энергоносителя в камеру 9 обратного хода прекращается. При этом на некотором пути ударника 4 энергоноситель в камере 9 обратного хода работает с расширением, обеспечивая увеличение скорости движения ударника 4, а в дальнейшем, при открытии ударником 4 выхлопных окон 2 корпуса 1, из камеры 9 обратного хода происходит выхлоп через проточку 6 и каналы 7.

При дальнейшем движении ударника 4 командные каналы 34 трубки 29 сообщаются с расточкой 5 ударника 4, и энергоноситель поступает в камеру 8 рабочего хода. Происходит торможение ударника 4 и увеличивается результирующая сила, действующая на переднюю торцевую поверхность ступенчатого клапана 23, но так как заклапанная полость 24 постоянно сообщена с атмосферой, то ступенчатый клапан 23 перекидывается до упора в торцевую поверхность коробки 18. При этом перекрывается сообщение заклапанной полости 24 с продольным каналом 26 (фиг.1), выполненным в виде пазов 36 (фиг.2, 3), а центрирующие мосты 37 улучшают работу клапана 23, уменьшая время его перекидки и снижая расход энергоносителя.

После перекидки ступенчатого клапана 23 до упора его в торцевую поверхность коробки 18 по образовавшемуся зазору между передним торцем ступенчатого клапана 23 и торцевой поверхностью седла 21 происходит подача энергоносителя в камеру 8 рабочего хода через отверстия 22 седла 21. Ударник 4 останавливается и начинается рабочий ход.

При рабочем ходе ударника 4 его расточка 5 уходит из зоны командных каналов 34 трубки 29, и впуск энергоносителя из расточки 5 в камеру 8 рабочего хода прекращается, но ступенчатый клапан 23 продолжает наполнять энергоносителем камеру 8 рабочего хода и благодаря большому проходному сечению впускной кольцевой щели между ступенчатым клапаном 23 и седлом 21 давление в камере 8 рабочего хода поддерживается высоким.

После открытия ударником 4 выхлопных окон 2 корпуса 1 из камеры 8 рабочего хода происходит основной выхлоп, давление под передним торцем ступенчатого клапана 23 падает и под действием энергоносителя, поступающего через питающие отверстия 20 коробки 18, ступенчатый клапан 23 перекидывается в крайнее нижнее положение, подача энергоносителя в камеру 8 рабочего хода прекращается и открывается дополнительный выхлоп через радиальный канал 25, пазы 36 и заклапанную полость 24, постоянно сообщенную с атмосферой через разрядные каналы 19 и 3 (фиг.1, 2, 3).

Ударник 4 наносит удар по буровой коронке 11, в камеру 9 обратного хода производится впуск энергоносителя и цикл повторяется.

Очистка забоя скважины от частиц разрушенной породы осуществляется непрерывной подачей энергоносителя через канал 31 трубки 29, отверстие амортизационного кольца 15 и продувочный канал 14 буровой коронки 11.

При подъеме пневмоударника от забоя скважины буровая коронка 11 перемещается до упора в шпонку 13. При этом через зазоры шлицевого соединения 12 происходит выхлоп из камеры 9 обратного хода, а в камеру 8 рабочего хода происходит впуск энергоносителя через отверстия 32 трубки 29, которые вскрываются в камеру 8 рабочего хода при движении трубки 29 вместе с буровой коронкой 11 в сторону забоя скважины. Давление энергоносителя в камере 8 рабочего хода увеличивается, ударник 4 останавливается в нижнем положении и пневмоударник выключается из работы.

Выполнение пазов 36 на средней ступени седла 21 с образованием между пазами 36 центрирующих мостов 37 (фиг.2, 3) позволяет улучшить условия перекидки ступенчатого клапана 23 за счет более точной его установки по отношению к седлу 21, сократить время перекидки клапана 23 и устранить утечки энергоносителя в камеру 8 рабочего хода при обратном ходе ударника 4 через зазоры между торцами ступенчатого клапана 23 и седла 21, что снижает противодавление в камере 8 рабочего хода, увеличивает ход ударника 4 и, как следствие, повышает энергию удара.

Класс E21B4/14 пневматические или гидравлические

Наверх