объект бронетанковой техники

Классы МПК:F41H5/26 смотровые щели; смотровые люки
F41H7/00 Боевые или бронированные машины
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ОАО "Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе" (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-11-18
публикация патента:

Изобретение относится бронетанковой технике, в частности к закрытиям смотровых люков. Сущность изобретения заключается в том, что люк механика-водителя оборудован закрывающейся крышкой и колпаком с передним и боковыми обзорными окнами, дугой и дужкой, закрепляющейся на проеме люка. Колпак состоит из трех шарнирно соединенных между собой частей. Средняя часть выполнена в виде основания колпака и установлена на отбортовке люка. Передняя часть выполнена в виде щитка с окантовкой и обзорным окном и жестко зафиксирована на основании колпака в вертикальном положении. Задняя часть выполнена в виде тента с боковыми обзорными окнами и жестко закреплена с помощью дужки и эксцентриковых механизмов с возможностью соединения своими дугой и рамкой, соответственно, с окантовкой щитка переднего обзорного окна и основанием колпака. Реализация изобретения позволяет снизить трудоемкость и продолжительность установки колпака по-походному в "герметичном" и "разгерметизированном" положениях. 5 ил. объект бронетанковой техники, патент № 2289776

объект бронетанковой техники, патент № 2289776 объект бронетанковой техники, патент № 2289776 объект бронетанковой техники, патент № 2289776 объект бронетанковой техники, патент № 2289776 объект бронетанковой техники, патент № 2289776

Формула изобретения

Объект бронетанковой техники, содержащий башню, корпус с люком механика-водителя, закрывающимся крышкой, и колпак с передним и боковыми обзорными окнами, дугой и дужкой, закрепляющейся на проеме люка, отличающийся тем, что колпак выполнен из трех шарнирно соединенных между собой частей, средняя из которых в виде основания колпака установлена на отбортовке люка, передняя в виде щитка с окантовкой и обзорным окном жестко зафиксирована на основании колпака в вертикальном положении, а задняя в виде тента с боковыми обзорными окнами жестко закреплена с помощью дужки и эксцентриковых механизмов, соединяясь своими дугой и рамкой соответственно с окантовкой щитка переднего обзорного окна и основанием.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к бронетанковой технике, преимущественно к самоходным артиллерийским установкам (САУ).

Известен объект бронетанковой техники, содержащий корпус с люком механика-водителя, который закрывается крышкой. Механик-водитель на этом объекте расположен в отсеке управления в сидячем положении (см. книгу "Универсальное гусеничное легкое шасси. Техническое описание и инструкция по эксплуатации." Воениздат МО СССР, Москва, 1976, стр.114-116). При передвижении объекта механик-водитель, находясь на регулируемом сидении в нижнем положении с закрытой крышкой люка, осуществляет обзор за дорогой через обзорное стекло и приборы наблюдения.

Однако в жарких климатических условиях при нижнем положении сиденья открытая крышка люка не решает механику-водителю проблему обеспечения условий работы из-за повышенной температуры в отсеке управления. В верхнем положении сиденья управление объектом на больших скоростях также вызывает затруднение в связи с отсутствием перед механиком-водителем обзорного окна, которое защищало бы его от попадания в глаза пыли, грязи и насекомых.

Наиболее близким техническим решением, прототипом, является объект бронетанковой техники (см. книгу "Танк "Урал". Техническое описание и инструкция по эксплуатации." 172М.ТО, книга вторая, Воениздат МО СССР, Москва. 1975, стр.15, рис.272 и 275). Объект содержит башню, корпус с люком механика-водителя, который закрывается крышкой, и колпак с передним и боковыми обзорными окнами, дугой и дужкой, который закрепляется на проеме открытого люка. Колпак предназначен для защиты механика-водителя от пыли, грязи и атмосферных осадков в двух положениях по-походному. Установка герметичного колпака для защиты механика-водителя от атмосферных осадков является первым положением колпака по-походному. В теплую пору года, при ясной погоде пользуются только щитком с передним обзорным окном, установка которого является вторым положением колпака по-походному и используется для защиты механика-водителя от пыли и грязи.

Недостатком этого объекта бронетанковой техники является продолжительность и трудоемкость установки колпака в два положения по-походному и в переводе из одного положения во второе и наоборот, что связанно, во-первых, с раздельной укладкой на машине щитка с передним обзорным окном и колпака, соответственно внутри и на башне, извне объекта. Во-вторых, с тем, что для сборки колпака в один узел со щитком и установки его на проеме люка и перевода из одного положения по-походному во второе и наоборот необходимо с помощью гаечных ключей откручивать и закручивать каждый раз шесть гаек на шпильках основания колпака и два болта на крыше корпуса. Во время продолжительного марша, при высоких скоростях передвижения и частом изменении погодных условий, быстрый перевод колпака из одного положения по-походному во второе и наоборот невозможен, что влияет на оперативность выполнения бронетанковым подразделением боевой задачи.

Технической задачей изобретения является снижение продолжительности и трудоемкости установки колпака на объекте.

Поставленная техническая задача решается тем, что колпак выполнен из трех шарнирно соединенных между собой частей, средняя из которых, в виде основания колпака, установлена на отбуртовке люка, передняя - щиток с окантовкой и обзорным окном, жестко зафиксирована на основании колпака в вертикальном положении, а задняя - тент с боковыми обзорными окнами, жестко закреплена с помощью дужки и эксцентриковых механизмов, соединяясь своими дугой и рамкой с, соответственно, окантовкой щитка переднего обзорного окна и основанием.

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

- на фиг.1 изображен общий вид объекта бронетанковой техники;

- на фиг.2 - вид А на фиг.1;

- на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2 при закрытой крышке люка механика-водителя;

- на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.2 с установленным на проеме люка колпаком в первом положении по-походному;

- на фиг.5 - сечение Б-Б на фиг.2 с установленным на проеме люка колпаком во втором положении по-походному.

Предложенный объект бронетанковой техники содержит башню 1, корпус 2 с люком, который закрывается крышкой 3, для посадки и высадки механика-водителя в отсек управления 4, где расположены приборы наблюдения 5 и сиденье 6, сиденье 6 может занимать два положения - нижнее (по-боевому) и верхнее (по-походному), а также колпак, который представляет собой единый сборочный узел. Колпак в транспортном положении укладывается на башне 1 извне объекта, в чехле 7, а в положении по-походному - на проеме люка механика-водителя при открытой крышке 3, зафиксированной в этом положении с помощью выступа на рычаге 8, упирающегося в кант 9 отбуртовки 10 люка механика-водителя.

Колпак выполнен в виде основания 11, в передней части которого шарнирно установлен, с помощью петель 12, щиток 13 с окантовкой, снабженный передним обзорным окном с электрообогревом и стеклоочистителем. В задней части основания, при помощи петель 14, установлена рамка 15 тентом 16, где с возможностью поворота размещены дуга 17 и дужка 18, складывающиеся во встречных направлениях. В тенте 16, который по периметру, с помощью заклепок, герметически присоединен к рамке 15 и дуге 17, установлены два боковые обзорные окна 19 и змейки 20 для ухода за окнами. Основание 11, рамка 15 и дуга 17 представляют собой металлические обечайки коробчатого типа, внутри которых находятся резиновые уплотнители, соответственно 21, 22 и 23. По периметру обечайки основания 11 и окантовки щитка 13 приварены прутки 24 и 25, соответственно размерам которых выполнены рамка 15 и П-образный проем в дуге 17, которые с помощью уплотнителей, соответственно 22 и 23, взаимодействуют с прутками при герметичной установке колпака в первое положение и при переводе из первого положения во второе.

Фиксация колпака при установке его на отбуртовку проема люка механика-водителя осуществляется с помощью четырех защелок 26. Фиксация колпака в первом (закрытом) положении по-походному, что соответствует состоянию объекта бронетанковой техники "герметично", осуществляется после установки в вертикальное положение щитка 13 с помощью двух гаек-барашек 27 и выполняется двумя рукоятками 28 эксцентриковых механизмов с поворотом дуги 17 и дужки 18 в крайние фиксированные положения в противоположном направлении. Фиксация колпака во втором (открытом) положении, которое соответствует состоянию объекта "разгерметизировано", осуществляется после перевода рукояток 28 в расфиксированное положение и выполняется путем стопорения тягой 29 с гайкой-барашкой 30, расположенных на специальной стойке, рамки 15 с тентом 16, отброшенных в заднее положение к крышке 3 с поворотом вокруг осей петель 14.

Кроме того, для обеспечения защиты подбородка механика-водителя от жестких ударов в основание 11 колпака при передвижении объекта по пересеченной местности, с помощью фиксатора 31 со штоком 32, установлен подпружиненный амортизатор 33.

Заявляемый объект бронетанковой техники работает следующим образом. При ведении боевых действий крышка 3 люка механика-водителя закрывает проем люка отсека управления 4, а сиденье 6 устанавливается в нижнее положение (по-боевому). При этом механик-водитель осуществляет обзор за местностью через приборы наблюдения 5 (фиг.3). Заключенный в чехол 7 колпак размещен извне объекта на башне 1 (фиг.1).

При подготовке объекта бронетанковой техники к движению по-походному механик-водитель должен открыть крышку 3 люка и перевести ее в крайнее заднее фиксированное положение таким образом, чтобы выступ на рычаге 8 уперся в кант 9 (фиг.4). После чего, достав из чехла 7, расположенного на башне 1, сложенный там колпак, в зависимости от погодных условий установить его на отбуртовку 10 проема люка в первое (закрытое) или второе (открытое) положение.

Для установки колпака в первое (закрытое) положение по-походному щиток 13 с передним обзорным окном поворачивают вокруг петель 12 в вертикальное положение и фиксируют его с помощью двух гаек-барашек 27, а дугу 17 и дужку 18 поворачивают относительно осей поворота в противоположных направлениях в крайние фиксированные положения. Тент 16 при этом распрямляется и принимает объемную форму. После этого поворотом вниз двух рукояток 30 эксцентриковых механизмов механик-водитель фиксирует положение рамки 15. Потом механик-водитель через проем люка опускается в отсек управления 4 и переводит сиденье 6 в верхнее положение (по-походному), устанавливая после этого колпак своим основанием 11 на отбуртовку 10, фиксируя его с помощью четырех защелок 26. Дальше, для защиты своего подбородка при передвижении объекта по пересеченной местности, механик-водитель переводит амортизатор 33 в фиксированное нижнее рабочее положение (фиг.4). Проем люка загерметизировано. Механик-водитель находится в комфортном сидячем положении, имеет дополнительную возможность обзора за местностью через боковые окна 19, защищен тентом 16 от атмосферных осадков и готов к выполнению марша с большими скоростями.

При переводе колпака во второе (открытое) положение по-походному (фиг.5) необходимо поворотом двух рукояток 28 вверх расстопорить рамку 15 колпака и поднять ее вместе с тентом 16 на угол не меньше 30 градусов относительно основания 11, после чего сложить дугу 17 и дужку 18 в противоположных направлениях одна к одной. При этом эластичный тент также складывается, теряя объемную форму. Потом необходимо отбросить сложенную с тентом 16, дугой 17 и дужкой 18 рамку 15 назад, в направлении к открытой крышке 3 люка, после чего с помощью гайки-барашка 29 и тяги 28, поворачивая ее вокруг оси стойки, где она расположена, рамку с тентом зафиксировать.

При открытом положении колпака, без его снятия с объекта, возможна высадка механика-водителя из отсека управления 4, предварительно установив амортизатор 33 защиты подбородка в верхнее нерабочее положение и таким образом обеспечивая экстренный выход из отсека управления, например, при минном подрыве, загорании и тому подобное.

Таким образом, конструктивное выполнение колпака в виде одного цельного узла, который состоит из трех шарнирно соединенных между собой частей - щитка, основания и рамки с тентом, позволило значительно уменьшить время и трудоемкость подготовки объекта бронетанковой техники к движению в положении колпака по-походному и переводе его из состояния "герметично" в состояние "разгерметизировано". Это дает возможность армейским подразделениям, которым подчинены бронетанковые части, более оперативно выполнять поставленные боевые задачи.

На Харьковском тракторном заводе выпущены рабочие чертежи, изготовлены, с использованием серийного технологического оборудования, опытные образцы машин, которые прошли испытание.

Класс F41H5/26 смотровые щели; смотровые люки

лючок для стрельбы из личного оружия (варианты) -  патент 2498196 (10.11.2013)
мобильное устройство для защиты с трансформируемым защитным экраном -  патент 2447393 (10.04.2012)
устройство для защиты оптического прибора машины топопривязки -  патент 2429442 (20.09.2011)
привод крышки защитного кожуха оптического прибора машины топопривязки -  патент 2397430 (20.08.2010)
способ установки бойницы в бронестекле (варианты) -  патент 2359206 (20.06.2009)
устройство для защиты объектива прицела боевой машины -  патент 2308665 (20.10.2007)
привод крышки прицела боевой машины -  патент 2308664 (20.10.2007)
смотровой люк -  патент 2253577 (10.06.2005)
устройство защиты прицельных приборов -  патент 2239149 (27.10.2004)
устройство для защиты объектива прицела танка -  патент 2212621 (20.09.2003)

Класс F41H7/00 Боевые или бронированные машины

устройство для измерения количества топлива, израсходованного двигателем внутреннего сгорания при эксплуатации военной гусеничной машины -  патент 2529753 (27.09.2014)
способ стрельбы комплекса вооружения боевой машины по цели и система для его осуществления, способ определения экспериментальной зависимости угловой скорости линии визирования -  патент 2529241 (27.09.2014)
устройство для предупреждения выхода из строя (аварий) силовой установки и трансмиссии военной гусеничной машины -  патент 2529119 (27.09.2014)
способ повышения эффективности наблюдения из бмп-2 -  патент 2529117 (27.09.2014)
способ удаления пороховых газов из обитаемых отделений военных гусеничных машин -  патент 2528512 (20.09.2014)
способ усиления центральной стойки кузова и места крепления двери атомобиля при бронировании -  патент 2522463 (10.07.2014)
способ снижения загазованности боевого отделения танка -  патент 2521852 (10.07.2014)
способ удаления пороховых газов из боевого отделения танка при стрельбе из танкового орудия -  патент 2521064 (27.06.2014)
устройство для контроля оптимальных режимов работы военной гусеничной машины -  патент 2519620 (20.06.2014)
способ отвода пороховых газов из боевого отделения танка -  патент 2518887 (10.06.2014)
Наверх