боевая сочлененная машина

Классы МПК:F41H7/00 Боевые или бронированные машины
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):ОБЩЕВОЙСКОВАЯ АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОА ВС РФ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-07-05
публикация патента:

Изобретение относится к боевым машинам, в частности к сочлененным. Вторая секция боевой машины снабжена рабочим местом механика-водителя, выполненным в бронированной башенке, с автоматизированной авиационной пушкой, спаренной с пулеметом. Боевое отделение расположено в центре второй секции, причем его стенки бронированы и в верхней части имеют бронированный люк. Внутри расположено рабочее место оператора зенитно-ракетного комплекса, радиолокационная станция с экраном, вращающееся сиденье и пусковая установка (ПУ). В походном положении ПУ закрывается бронелюком, в котором расположен перископ, а в боевое положение поднимается устройством подъема. Бронированная башенка и боевое отделение соединены проходом. Бортовые радиолокационные антенны расположены в кормовой части корпуса второй секции. В боевом положении они закрываются радиопрозрачными пуленепробиваемыми кожухами, а в походном - бронированными крышками. Силовая установка снабжена фильтром-нейтрализатором выхлопных газов, электрогенератором и суперконденсаторной батареей, выполненными с возможностью обеспечения энергией первой секции и быстрой зарядки ее источников энергии. Реализация изобретения позволяет повысить эффективность боевой машины. 1 ил. боевая сочлененная машина, патент № 2289087

боевая сочлененная машина, патент № 2289087

Формула изобретения

Боевая сочлененная машина, состоящая из двух соединенных секций, причем секции выполнены с возможностью расчленения и автономного функционирования и соединены между собой посредством стыковочного устройства, при этом первая секция содержит башню с вооружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью, отличающаяся тем, что вторая секция снабжена рабочим местом механика-водителя, выполненным в бронированной башенке, с автоматизированной авиационной пушкой, спаренной с пулеметом, а также перископом, люком механика-водителя, органами управления ходовой частью и силовой установкой, приборами наблюдения за обстановкой на поле боя и за дорогой, при этом боевое отделение расположено в центре второй секции, причем его стенки бронированы и в верхней части имеют бронированный люк, а внутри расположено рабочее место оператора зенитно-ракетного комплекса, радиолокационная станция с экраном, вращающееся сиденье оператора, пусковая установка с возможностью нахождения ее в боевом и походном положениях, причем в походном положении она закрывается бронированным люком, в котором расположен перископ наблюдения за обстановкой, а в боевое положение поднимается устройством подъема, причем бронированная башенка и боевое отделение соединены проходом, а бортовые радиолокационные антенны расположены в кормовой части корпуса второй секции, причем в боевом положении они закрываются радиопрозрачными пуленепробиваемыми кожухами, а в походном - бронированными крышками, силовая установка снабжена фильтром-нейтрализатором выхлопных газов, электрогенератором и суперконденсаторной батареей, выполненными с возможностью обеспечения энергией первой секции и быстрой зарядки ее источников энергии.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к боевым машинам, содержащим несколько секций.

Известна боевая сочлененная машина (см. патент RU 2238509, 20.10.2004 г.), состоящая из двух соединенных секций, секции выполнены с возможностью расчленения и автономного функционирования и соединены между собой посредством стыковочного устройства, при этом первая секция содержит башню с вооружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью, вторая секция снабжена зенитно-ракетным комплексом, включающим опорно-пусковое устройство, бортовую радиолокационную систему, систему управления автономным движением второй секции и силовой установкой, а в корпусе второй секции размещены вторая силовая установка, боекомплект и топливные баки.

Данное устройство наиболее близко к предлагаемому изобретению и принято за прототип.

Несмотря на то, что известная боевая сочлененная машина обладает рядом преимуществ по сравнению с известными аналогами, она не лишена недостатков, в особенности в части, касающейся второй секции. К ним относятся: слабая защищенность ее от возможного нападения противника, проникшего в боевые порядки наших войск. Низкий уровень информации экипажа второй секции об обстановке на поле боя. Низкая экологическая безопасность второй секции (при работающем двигателе).

Задачей изобретения является повышение боевой эффективности боевой сочлененной машины, в особенности второй секции, повышение защищенности экипажа, улучшение информативности и рациональное (эффективное) размещение экипажа второй секции, улучшение экологической безопасности машины.

Технический результат достигается тем, что боевая сочлененная машина, состоящая из двух соединенных секций, причем секции выполнены с возможностью расчленения и автономного функционирования и соединены между собой посредством стыковочного устройства, при этом первая секция содержит башню с вооружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управления силовой установки огнем и связью. Вторая секция снабжена рабочим местом механика-водителя, выполненным в бронированной башенке с автоматизированной авиационной пушкой, спаренной с пушкой пулеметом, перископом, люком механика-водителя, органами управления ходовой частью и основной силовой установкой, приборами наблюдения за обстановкой на поле боя и за дорогой. Боевое отделение расположено в центре второй секции, причем стенки боевого отделения бронированы и в верхней части имеют бронированный люк боевого отделения. Внутри боевое отделение снабжено рабочим местом оператора зенитно-ракетного комплекса радиолокационной станции, экраном радиолокационной станции, вращающимся сиденьем оператора, пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса с возможностью нахождения его в боевом и походном положениях, причем в походном положении оно закрывается бронелюком, в котором расположен перископ наблюдения за обстановкой, а в боевое положение поднимается устройством подъема. Бронированная башенка и боевое отделение соединены проходом, а бортовые радиолокационные антенны расположены в кормовой части корпуса второй секции, причем в боевом положении они закрываются радиопрозрачными пуленепробиваемыми кожухами, а в походном - закрываются бронированными крышками. Основная силовая установка снабжена фильтром-нейтрализатором выхлопных газов, а электрогенератор и суперконденсаторная батарея выполнены с возможностью обеспечения энергией первой секции и быстрой зарядки источников энергии первой секции.

Изобретение поясняется чертежом. На чертеже представлена вторая секция боевой сочлененной машины:

а) вид сбоку, 1 - автоматизированная авиационная пушка; 2 - бронированная башенка; 3 - перископ, 4 - люк боевого отделения; б) вид сверху, 5 - люк стыковочного устройства; 6 - люк механика-водителя; 7 - спаренный с пушкой пулемет; 8 - люк радиолокационной антенны; 9 - снарядный отсек; 10 - выдвижной перископ боевого отделения; 11 - суперконденсаторная батарея; 12 - электрогенератор; 13 - бортовые радиолокационные антенны; 14 - силовая установка; 15 - фильтр-нейтрализатор выхлопных газов; в) разрез по А-В боевого отделения; 16 - радиолокационная станция; 17 - экран радиолокационной станции; 18 - вращающееся сиденье оператора; 19 - оператор зенитно-ракетного комплекса; 20 - устройство подъема; 21 - зенитная ракета; 22 - пусковая установка.

Вторая секция выполнена на основе корпуса серийного танка, например Т-72. В передней части корпуса имеется бронированная башенка 2, в которой размещается механик-водитель, автоматизированная авиационная 30 мм пушка 1, например 2А72, спаренный с ней пулемет, органы управления, силовая установка боевой 14 сочлененной машины, а также приборы наблюдения за обстановкой на поле боя и за дорогой (при автономном перемещении второй секции).

В передней части второй секции размещается также стыковочное устройство 5, которое закрыто бронированным люком, когда обе секции действуют раздельно, в верхней части корпуса расположены две радиолокационные антенны, предназначенные для сканирования переднего верхнего пространства с целью обнаружения вертолетов и самолетов противника. В боевом положении антенны закрыты радиопрозрачными пуленепробиваемыми кожухами, а в походном закрываются бронированными люками радиолокационных антенн 8. По обеим бортам корпуса (внутри его) расположены секционированные топливные баки, снабженные автоматизированными огнетушителями и системами, обеспечивающими невытекание топлива при пробитии корпуса секции. В верхней части корпуса (за башенкой) имеется снарядный отсек 9, в бронированном отсеке в специальных обоймах установлен основной боекомплект пушки, например 50-60 снарядов. Причем располагается он горизонтально, что облегчает перезарядку первой секции. Внутренние стенки снарядного отсека 9 бронированы с таким расчетом, чтобы броня выдержала взрыв боеприпасов, при попадании снарядов (ракет) противника. Сверху снарядный отсек закрыт бронелюком. В центральной части второй секции расположено боевое отделение, в котором размещается зенитно-ракетный комплекс, в состав которого входит пусковое устройство с двумя размещенными на нем ракетами, например, типа "Стрела-2" или "Игла" и боекомплект, радиолокационная станция 16 с экраном радиолокационной станции 17, на котором отображается воздушная обстановка. Сигналы на экран 17 поступают от антенн, располагаемых в передней части по бортам и в задней части корпуса 13.

Пусковое устройство может находиться в боевом и походном положении. При этом в походном положении пусковое устройство размещено в корпусе, а сверху закрыто бронелюком, в котором размещен перископ наблюдения за обстановкой. В боевое положение пусковая установка 22 поднимается устройством подъема 20, например гидравлическим домкратом, до уровня, позволяющего вести пуски ракет 21. Боевое отделение дополнительно бронировано с целью защиты оператора от осколков снарядов и брони при разрыве в корпусе секции.

В кормовом отделении секции устанавливается силовая установка 14 - двигатель внутреннего сгорания, электрогенератор 12 для обеспечения энергией первой секции, а также суперконденсаторная батарея 11 для быстрой зарядки источников энергии первой секции. Здесь же расположена коробка перемены передач, бортовые фрикционы, соединенные с ведущими колесами. В задней части корпуса имеется специальный отсек - фильтр-нейтрализатор выхлопных газов 15 двигателя методом душирования водой, через который они проходят для очистки выхлопных газов двигателя при работе в закрытых помещениях и укрытиях.

Работа предлагаемой машины происходит следующим образом. Получив задачу на применение боевой сочлененной машины, экипаж ведет огонь из вооружения по наземным целям. В случае необходимости экипаж расчленяет первую и вторую секции и подготавливает их к выполнению самостоятельных задач. Первая секция может в это время выполнять различные задачи по уничтожению наземных целей, а вторая секция прикрывает первую и все подразделение от воздушного нападения, оставаясь в укрытии. После выполнения поставленной задачи вторая секция, передвигаясь самостоятельно, сцепляется с первой. При необходимости осуществляется зарядка источников питания первой секции и пополнение боекомплекта.

Предложенная боевая сочлененная машина имеет не только сравнительно высокие характеристики проходимости, маневренности, а также возможность их дальнейшего улучшения. Модульная компоновка позволяет упростить восстановление машин, снизить уязвимость боевой техники и повысить ее живучесть, поскольку, как считается, вероятность выхода из строя одновременно обеих секций невелика.

Разработанная боевая сочлененная машина имеет ряд преимуществ:

повышены живучесть машины, защищенность членов экипажа;

увеличен уровень информативности экипажа об обстановке на поле боя;

улучшена экологическая безопасность.

Все эти и другие не перечисленные положительные качества могут быть получены конструкторскими разработками с использованием значительного числа готовых узлов и агрегатов. Конструкция машины полностью вписывается в существующую технологию заводов, выпускающих и ремонтирующих танки.

Класс F41H7/00 Боевые или бронированные машины

устройство для измерения количества топлива, израсходованного двигателем внутреннего сгорания при эксплуатации военной гусеничной машины -  патент 2529753 (27.09.2014)
способ стрельбы комплекса вооружения боевой машины по цели и система для его осуществления, способ определения экспериментальной зависимости угловой скорости линии визирования -  патент 2529241 (27.09.2014)
устройство для предупреждения выхода из строя (аварий) силовой установки и трансмиссии военной гусеничной машины -  патент 2529119 (27.09.2014)
способ повышения эффективности наблюдения из бмп-2 -  патент 2529117 (27.09.2014)
способ удаления пороховых газов из обитаемых отделений военных гусеничных машин -  патент 2528512 (20.09.2014)
способ усиления центральной стойки кузова и места крепления двери атомобиля при бронировании -  патент 2522463 (10.07.2014)
способ снижения загазованности боевого отделения танка -  патент 2521852 (10.07.2014)
способ удаления пороховых газов из боевого отделения танка при стрельбе из танкового орудия -  патент 2521064 (27.06.2014)
устройство для контроля оптимальных режимов работы военной гусеничной машины -  патент 2519620 (20.06.2014)
способ отвода пороховых газов из боевого отделения танка -  патент 2518887 (10.06.2014)
Наверх