способ построения передаточной функции водителя автомобиля

Классы МПК:G06F17/00 Устройства или методы цифровых вычислений или обработки данных, специально предназначенные для специфических функций
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-26
публикация патента:

Изобретение относится к математическим моделям и может быть использовано в системах управления, включающих оператора, от динамических характеристик которого зависит качество функционирования системы. Техническим результатом является повышение точности моделирования. Способ заключается в измерении курсового угла движущегося автомобиля и угла поворота рулевого колеса, вычислении на их основе корреляционных функций водителя, вычислении соответствующих им спектральных плотностей путем прямого преобразования Фурье, частным от деления которых является искомая передаточная функция, состоящая из одного звена запаздывания и двух колебательных звеньев. 6 ил. способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

Формула изобретения

Способ построения передаточной функции водителя автомобиля, заключающийся в измерении курсового угла способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 движущегося автомобиля и угла поворота рулевого колеса способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 , являющегося результатом реакции водителя на изменение курсового угла движения автомобиля от внешних воздействий, с последующим получением корреляционных функций водителя способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 , способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 отличающийся тем, что по корреляционным функциям вычисляют соответствующие им спектральные плотности Sспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) и Sспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) путем прямого преобразования Фурье, частным от деления которых является передаточная функция водителя, состоящая из трех составляющих: одного звена запаздывания и двух колебательных звеньев:

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

где коэффициенты передаточной функции водителя определяют по характерным точкам экспериментальной амплитудно-фазово-частотной характеристики передаточной функции водителя, в частности для разомкнутого витка постоянная времени

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

где способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 1 - экстремальная точка разомкнутого витка, соответствующая минимальному значению мнимой составляющей,

а коэффициент усиления k1 соответствует вещественной составляющей точки начала разомкнутого витка, для замкнутых витков k2, k3 - коэффициенты усиления колебательных звеньев,

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 - инерционная постоянная времени,

постоянная времени демпфирования n-го колебательного звена Tn1 определяется из выражения способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 - где способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 n минимальное значение мнимой составляющей АФЧХ,

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 nmax - максимальное значение вещественной составляющей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к математическим моделям, а именно к математическим моделям водителя автомобиля, и может быть использовано в системах управления, включающих оператора, от динамических характеристик которого зависит качество функционирования системы в целом, а именно устойчивость и качество переходных процессов.

Существует способ построения математической модели автомобиля (Динамика системы дорога - шина - автомобиль - водитель. Под ред. А.А.Хачатурова. М., «Машиностроение». 1976. - 800 с., стр.456), основанный на предположении, что его структурная схема содержит: звено запаздывания, форсирующее звено, произведение двух колебательных звеньев и нелинейный элемент типа «люфт на выходе», причем коэффициенты структурной схемы подбираются по логарифмическим амплитудно-частотным характеристикам.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при применении известного способа построения математической модели, принятого за прототип, относятся: низкая точность модели, поскольку подбор коэффициентов математической модели водителя осуществляется по спектральным плотностям на входе и выходе системы.

Технический результат - построение более точной адекватной модели водителя, соответствующей экспериментальным данным, с использованием ее в задачах устойчивости и управляемости автомобиля - определения уточненного значения критической скорости движения, оценки возможности управления автомобилем конкретным водителем в зависимости от его психофизиологического состояния и т.д.

Особенность заключается в том, что предлагаемый способ построения передаточной функции водителя, состоящей из трех составляющих: одного звена запаздывания и двух колебательных звеньев, основан на схеме измерения (фиг.1) курсового угла способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 движущегося автомобиля и угла поворота рулевого колеса способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 , с последующим получением корреляционных функций водителя способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 , способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 , соответствующих им спектральных плотностей S способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) и Sспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ), вычисляемых путем прямого преобразования Фурье, делением спектральных плотностей в результате определяется передаточная функция водителя, причем коэффициенты передаточной функции водителя определяют по амплитудно-фазочастотной характеристике передаточной функции водителя.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема работы устройства определения передаточной функции водителя, на фиг.2 - структурная схема прототипа, на фиг.3 - предлагаемая структурная схема, на фиг.4 - исходная корреляционная функция курсового угла движения автомобиля способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 , на фиг.5 - взаимная корреляционная функция способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 , на фиг.6 - АФЧХ (амплитудно-фазочастотная характеристика) передаточной функции водителя.

С рассматриваемого объекта, управляемого водителем, автомобиля 1 (фиг.1) во время движения снимаются величины: курсового угла способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 и угол поворота рулевого колеса способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 , являющийся результатом реакции водителя на изменение курсового угла движения автомобиля от внешних воздействий. Значение угла поворота способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t) подается на звено сдвига 2, после чего значение способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t+способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) и значение способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t) одновременно подаются на перемножитель 3, результатом работы которого является сигнал способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t)способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t+способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ), передаваемый на интегратор 4. В интеграторе 4 сигнал способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t)способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t+способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) преобразуется во взаимно-корреляционную функцию способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 . В блоке 5 получают спектральную плотность S способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) путем преобразования Фурье функции способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 , полученной с блока 4.

Параллельно вышерассмотренному процессу, величина способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t+способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ), после звена сдвига 6 и величина способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t) подаются на перемножитель 7, выдающий сигнал способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t)способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (t+способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ), проходящий через интегратор 8. Полученная в результате автокорреляционная функция способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 , подается на блок 9, где после преобразования Фурье получают спектральную плотность Sспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ).

Таким образом, на блок 10 одновременно поступают функции спектральных плотностей Sспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) и Sспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ), частное от деления которых является передаточной функцией Wспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ). Передаточная функция Wспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) передается на идентификатор 11, где по графически построенной амплитудно-фазочастотной характеристике передаточной функции Wспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) определяются постоянные времени трех составляющих: одного звена запаздывания и двух колебательных звеньев:

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

Сущность изобретения основывается на следующих теоретических соображениях.

Рассмотрим ансамбль реализации случайных процессов способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 и способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 .

Величина способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 представляет собой автокорреляционную функцию.

Предполагая случайный процесс эргодическим, ее можно вычислить, определяя среднее значение произведения двух ординат процесса, разделенных промежутком времени способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 . Автокорреляционная функция курсового угла будет:

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

Взаимная корреляционная функция случайных сигналов способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 и способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 :

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

т.е. представляет собой среднее значение произведения первого сигнала при некотором значении времени t на второй сигнал в момент времени, сдвинутый на способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 .

Рассмотрим взаимные спектральные плотности S способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) и Sспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) сигналов способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 и способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 по формулам:

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

На основе известных зависимостей между спектральными плотностями Sспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ), Sспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 (iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) и передаточной функцией W(iспособ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 ) имеем:

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

откуда получаем передаточную функцию:

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

Строим АФЧХ передаточной функции водителя. По построенным АФЧХ определяются постоянные времени. Для разомкнутого витка постоянная времени: способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 где способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 1 - экстремальная точка витка, соответствует минимальному значению мнимой составляющей, а коэффициент усиления k1 соответствует вещественной составляющей точки начала витка.

Для замкнутых витков фиксируем характерные частоты и берем экстремальные точки АФЧХ, соответствующие минимальному значению мнимой составляющей способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 n и максимальному значению вещественной составляющей способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 n max. По зафиксированным значениям способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 n и способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850 n max определяют постоянные времени:

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

где Tn2, Тn1 - соответственно инерционная постоянная времени и постоянная времени демпфирования n-го колебательного звена. Смотри: Ю.Н.Санкин. Динамика несущих систем металлорежущих станков. - М.: Машиностроение, 1986. - 96 с.

В работе: Динамические характеристики вязко-упругих систем с распределенными параметрами. Санкин Ю.Н. Издательство Саратовского университета, 1977 г., дано теоретическое представление передаточной функции, являющейся математической моделью эквивалентной упругой системы:

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

где kn - соответствующие коэффициенты усиления n-го колебательного звена, N - число существенно проявляющихся витков АФЧХ.

Предлагаемая передаточная функция водителя состоит из суммы трех составляющих: одного звена запаздывания и двух колебательных звеньев, и представляется в следующем виде (фиг.3):

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

Данная линейная часть модели отражает физическое состояние водителя автомобиля, а именно степень запаздывания реакции на входной сигнал «курсовой угол» и «расстояние до средней линии коридора движения», а также учитывает влияние колебаний тела водителя при отработке вышеупомянутых входных сигналов. Нелинейное звено типа «люфт», как и в первоисточнике, считаем мало влияющим на линейную часть.

Предложенная модель позволяет получить более высокую точность для спектральных плотностей.

Данное изобретение было проверено с помощью численного эксперимента. Предлагаемая модель сопоставлялась с моделью водителя, предложенной в работе (Динамика системы дорога - шина - автомобиль - водитель. Под ред. А.А.Хачатурова. М., «Машиностроение». 1976. - 800 с., стр.456). В качестве исходных данных были использованы корреляционные функции из указанного источника (фиг.4, 5, соответственно рис.216, стр.461).

По предлагаемой методике была получена передаточная функция водителя:

способ построения передаточной функции водителя автомобиля, патент № 2287850

На фиг.6 представлены АФЧХ передаточных функций водителя:

пунктирная линия 1 - получена экспериментальным путем, сплошная линия 2 - получена предлагаемым способом и штрихпунктирная линия 3 - по методике, описанной в прототипе.

Численный эксперимент показывает, что кривая 2 достаточно хорошо совпадает с кривой 1, в то время как кривая 3 не имеет даже качественного совпадения и не соответствует принятым в технике нормам точности.

Следовательно, предложенная модель для линейной части передаточной функции водителя дает более точный, а следовательно, и более эффективной результат. Аналогичные результаты получены для еще нескольких вариантов экспериментальных корреляционных функций.

Класс G06F17/00 Устройства или методы цифровых вычислений или обработки данных, специально предназначенные для специфических функций

способ и устройство отображения множества элементов -  патент 2528147 (10.09.2014)
устройство идентификации лагранжевых динамических систем на основе итерационной регуляризации -  патент 2528133 (10.09.2014)
интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации -  патент 2528092 (10.09.2014)
приемник импульсного сигнала -  патент 2528081 (10.09.2014)
система генерирования статистической информации и способ генерирования статистической информации -  патент 2527754 (10.09.2014)
поддержка быстрого слияния для устаревших документов -  патент 2527744 (10.09.2014)
система оповещения о программной ошибке и недостатке эффективности -  патент 2527208 (27.08.2014)
способ конверсии данных, устройство конверсии данных и система конверсии данных -  патент 2527201 (27.08.2014)
телекоммуникационная чип-карта, мобильное телефонное устройство и считываемый компьютером носитель данных -  патент 2527197 (27.08.2014)
контроллер распределения ресурсов -  патент 2526762 (27.08.2014)
Наверх