способ установки уплотнительных колец

Классы МПК:F16J15/00 Уплотнения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):ФГУП Опытное конструкторское бюро "ГИДРОПРЕСС" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-02
публикация патента:

Изобретение относится к способам установки уплотнительных колец на оборудовании, например на модулях парогенераторов, работающих в атомных моноблочных паропроизводящих установках с жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут. Уплотнительные кольца на изделии обжимают с помощью хомутов до состояния, при котором кольца полностью утопают и фиксируются в рабочих канавках. Изделие нагревают до температуры большей, чем температура плавления эвтектического сплава свинец-висмут, погружают в объем, заполненный расплавленным теплоносителем свинец-висмут, так, чтобы канавки с кольцами оказались под уровнем теплоносителя, который заполняет все зазоры уплотнения. После этого изделие извлекают, охлаждают до температуры окружающего воздуха, снимают обжимающие хомуты, оставляя уплотнительные кольца в канавках в сжатом состоянии. Изобретение позволяет обеспечить целостность колец при сборке и повысить надежность устройства.

Формула изобретения

Способ установки уплотнительных колец на оборудовании, например на модулях парогенераторов, работающих в атомных моноблочных паропроизводящих установках с жидкометаллическим теплоносителем свинец - висмут, отличающийся тем, что уплотнительные кольца на изделии обжимают с помощью хомутов до состояния, при котором кольца полностью утопают и фиксируются в рабочих канавках, а затем изделие нагревают до температуры, большей, чем температура плавления эвтектического сплава свинец - висмут, погружают в объем, заполненный расплавленным теплоносителем свинец - висмут, так, чтобы канавки с кольцами оказались под уровнем теплоносителя, который заполняет все зазоры уплотнения, после чего изделие извлекают, охлаждают до температуры окружающего воздуха, снимают обжимающие хомуты, оставляя уплотнительные кольца в канавках в сжатом состоянии.

Описание изобретения к патенту

Уплотнительные кольца, обеспечивающие относительную плотность камеры или гидравлического тракта, нашли широкое применение в различных областях техники, например в моторостроении (в двигателях внутреннего сгорания), в гидравлических системах, а также в реакторостроении, преимущественно с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) свинец-висмут.

Известна конструкция выходного патрубка в моноблочной ядерной паропроизводящей установке (ЯППУ), (журнал «Атомная энергия», 2001, том 91, выпуск 6, стр.415, рис.1), состоящая из цилиндрического патрубка с уплотнительными кольцами на свободном конце. Кроме того, в данной установке модули парогенератора также снабжены уплотнительными кольцами и вставлены в соответствующие гильзы, закрепленные в крышке атомной паропроизводящей установки (АППУ). Наличие уплотнительных колец обеспечивает относительную плотность (в пределах допустимых небольших протечек через уплотнительное кольца), а также возможность свободного перемещения отдельных деталей конструкции относительно друг друга из-за разности температурных условий работы.

Уплотнительное кольцо находится в сжатом состоянии и плотно прилегает к посадочной гильзе из-за наличия в нем упругих напряжений. Уплотнение происходит и по боковым граням кольца, так как зазор между кольцом и боковыми сторонами канавки минимально возможный.

Материал уплотнительных колец, применяемых в реакторостроении, модифицированный чугун марки СПЧФ, хорошо зарекомендовавший себя в действующих установках с ЖМТ свинец-висмут. Однако надежная работа упомянутого уплотнения зависит от его качественных изготовления и сборки при соблюдении необходимых допусков. Способ сборки и установки уплотнительных колец заключается в следующем: поршень или другой элемент с надетыми уплотнительными кольцами вставляют в цилиндр или посадочную гильзу до упора в кольцо, затем кольцо сжимают до диаметра поршня так, чтобы оно полностью ушло в канавку, затем вставляют поршень в цилиндр до упора в следующее кольцо. Далее операция повторяется, пока весь поршень со всеми кольцами не разместится в цилиндре.

Недостатком вышеупомянутого способа является возможная поломка уплотнительного кольца в случае его упора в край гильзы от усилия, вызванного большой массой изделия (модуль парогенератора, насос и т.д.). Кроме того, этот способ применим, когда имеется посадочная гильза от отверстия в крышке до места расположения уплотнения. В случае, если посадочное гнездо находится внутри АППУ и не связано гильзой с отверстием на крышке, то данный способ вообще не применим.

Задачей предлагаемого способа является исключение возможности поломок уплотнительных колец при установке изделия в соответствующую посадочную гильзу, а также возможность установки изделия с надетыми уплотнительными кольцами в АППУ, в котором посадочное гнездо не связано гильзой с соответствующим отверстием в крышке.

Предлагаемый способ состоит в том, что установленные на изделии уплотнительные кольца обжимают с помощью хомутов до положения, при котором кольца полностью утопают в рабочих канавках. Затем изделие нагревают до температуры большей, чем температура плавления эвтектического сплава свинец-висмут, и погружают в объем, заполненный расплавленным теплоносителем, таким образом, чтобы канавки с кольцами оказались под уровнем. Сплав свинец-висмут, будучи достаточно текучим, проникает и заполняет все зазоры между кольцами и стенками канавок, а также зазор в замке кольца. Затем изделие извлекают и охлаждают до окружающей температуры воздуха, после чего снимают хомуты. Ввиду отсутствия адгезии хомуты снимаются достаточно легко. Кольца на изделии благодаря застывшему сплаву в зазорах удерживаются в сжатом состоянии и могут быть легко и безопасно с точки зрения поломок вставлены в соответствующие посадочные гильзы, а после разогрева АППУ до температуры, превышающей температуру плавления сплава свинец-висмут, принимают свое рабочее положение. Таким образом, данный способ установки уплотнительных колец позволяет обеспечить целостность колец при сборке, установить изделие с уплотнительными кольцами в АППУ, имеющую посадочную гильзу, закрепленную в отверстии крышки, или только посадочное гнездо, и получить технический результат: повышение надежности установки и работы уплотнения.

Класс F16J15/00 Уплотнения

уплотнения в сборе -  патент 2529299 (27.09.2014)
межвальное радиально-торцевое контактное уплотнение -  патент 2529278 (27.09.2014)
магнитожидкостное уплотнение вала -  патент 2529275 (27.09.2014)
уплонительное устройство низких ступеней компрессора -  патент 2529050 (27.09.2014)
устройство седла клапана для применения в гидравлических клапанах -  патент 2527813 (10.09.2014)
двусторонний уплотнительный узел двунаправленного действия для использования с клапанами -  патент 2527002 (27.08.2014)
торцевое уплотнение ротора турбомашины -  патент 2525378 (10.08.2014)
радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины -  патент 2525370 (10.08.2014)
самоуплотняющееся бесфланцевое соединение с разрезным кольцом -  патент 2525286 (10.08.2014)
способ уплотнения турбины (варианты) -  патент 2525281 (10.08.2014)
Наверх