способ определения содержания охлаждающей жидкости в моторном масле

Классы МПК:G01N33/28 масел
G01N33/30 для целей смазки 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью ХОЗРАСЧЕТНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР УФИМСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-09-19
публикация патента:

Изобретение относится к области диагностики состояния моторного масла и предназначено для определения качества моторного масла в процессе работы и его пригодности к дальнейшей эксплуатации. В способе определения содержания жидкости в моторном масле, по которому моторное масло нагревают и по интенсивности характерных воздушных пузырей определяют наличие жидкости, причем сначала шаблон, изготовленный из проволоки в виде сетки, накладывают на тигель аппарата Кливленда, нагревают его со скоростью нагрева 6°С в 1 мин до 100°С, в интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 мин, затем визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку, по клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура и по значению этой величины определяют процентное содержание жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла. Технический результат: повышение точности определения наличия охлаждающей жидкости в маслах и ее процентного содержания. 3 табл., 2 ил. способ определения содержания охлаждающей жидкости в моторном   масле, патент № 2286566

способ определения содержания охлаждающей жидкости в моторном   масле, патент № 2286566 способ определения содержания охлаждающей жидкости в моторном   масле, патент № 2286566

Формула изобретения

Способ определения содержания охлаждающей жидкости в моторном масле, по которому моторное масло нагревают и по интенсивности характерных воздушных пузырей определяют наличие охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что сначала шаблон, изготовленный из проволоки в виде сетки, накладывают на тигель аппарата Кливленда, затем нагревают его со скоростью нагрева 6°С в 1 минуту до температуры 100°С, в интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 минуту, визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку, по клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура, после чего по значению этой величины определяют процентное содержание жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области диагностики состояния моторного масла и предназначено для определения качества моторного масла в процессе работы и его пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Наличие воды в масле может быть определено качественным методом потрескивания по ГОСТ 1547-42 или количественным по ГОСТ 2477-44.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является способ определения охлаждающей жидкости в моторных маслах, реализованный устройством для определения качества моторного масла (А.с. СССР №1763976, G 01 N 33/22, 33/30, 23.09.1992), по которому сравнивают капли эталонного масла с охлаждающей жидкостью и испытуемого масла. По интенсивности выделения воздушных пузырей из капель при температуре 150°С судят о наличии жидкости в масле.

Недостатком прототипа является невысокая точность способа, обусловленная несовершенством устройства, состоящего из нестандартных комплектующих, копирующего аппарат Кливленда, и визуальным, приблизительным сравнением масла с эталонным образцом по интенсивности выделения пузырей. Кроме того, нагрев устройства до 150°С может привести к резкому вскипанию масла.

Задачей изобретения является повышение точности определения наличия охлаждающей жидкости в маслах и ее процентного содержания.

Поставленная задача достигается тем, что в способе определения содержания охлаждающей жидкости в моторном масле, по которому моторное масло нагревают и по интенсивности характерных воздушных пузырей определяют наличие жидкости, в отличие от прототипа, сначала шаблон, изготовленный из проволоки в виде сетки, накладывают на тигель аппарата Кливленда, нагревают его со скоростью нагрева 6°С в 1 минуту до температуры 100°С, в интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 минуту, затем визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку, по клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура и по значению этой величины определяют процентное содержание жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла.

Существо изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображен шаблон для определения площади воздушных пузырей, на фиг.2 изображен шаблон на бумаге в клетку.

Шаблон (фиг.1) представляет собой круг из проволоки с ячейками. Размеры шаблона совпадают с размерами внутреннего диаметра тигля аппарата Кливленда (ГОСТ 4333-48), предназначенного для определения температуры вспышки нефтепродуктов. Шаблон разделен на ячейки: 29 полных квадратных ячеек, с площадью каждого квадрата S=1 см2, 8 неполных квадратных ячеек с S=0,75 см2, 8 неполных квадратных ячеек с S=0,375 см2. Общая площадь шаблона равна 38 см2 и соответствует 100%.

Пример конкретной реализации способа.

При оценке процентного содержания охлаждающей жидкости в моторном масле в тигель аппарата Кливленда наливают масло до указанной отметки соответственно ГОСТ 4333-48, затем накладывают на тигель аппарата Кливленда шаблон, далее нагревают его так, чтобы скорость нагрева составляла 6°С в 1 минуту, до температуры 100°С. В интервале температур 120-140°С нагрев уменьшают до 2°С в 1 минуту. На поверхности тигля аппарата Кливленда образуются характерные воздушные пузыри. Затем визуально запоминают расположение клеток в контуре, образованном воздушными пузырями на шаблоне, далее переносят контур на бумагу в клетку. По клеткам рассчитывают величину площади поверхности контура и по значению этой величины определяют процентное содержание охлаждающей жидкости по эталону, зависящему от основы моторного масла: минеральной, синтетической или полусинтетической.

Пример 1. Моторное масло SAE 15W30 на минеральной основе.

В таблице 1 указаны эталонные значения площади выделяемых воздушных пузырей в зависимости от содержания охлаждающей жидкости в моторном масле.

Табл.1
Содержание охлаждающей жидкости, % Площадь выделения пузырей, %
100
20,1 36,0
30,2 52,1
4 0,582,64
51,0100

К примеру, расчетная площадь составила 40%. По таблице 1 определяем место нахождения этого значения: между второй и третьей строкой, в интервале 36,0 и 52,1. Составляем пропорцию и получаем значение содержания охлаждающей жидкости 0,12.

Пример 2. Моторное масло SAE 10W40 полусинтетическое.

Табл.2
Содержание охлаждающей жидкости, % Площадь выделения пузырей, %
100
20,1 28
30,2 59
4 0,578
5 1,089

К примеру, расчетная площадь составила 72%. По таблице 2 определяем место нахождения этого значения: между третьей и четвертой строкой, в интервале 59 и 78. Составляем пропорцию и получаем значение содержания охлаждающей жидкости 0,4.

Пример 3. Моторное масло SAE 5W40 синтетическое.

Табл.3
Содержание охлаждающей жидкости, % Площадь выделения пузырей, %
100
20,1 58
30,2 71
4 0,586
5 1,097

Пример 4. Отработанное моторное масло SAE 5W40

Площадь выделения пузырей составила 95%. Согласно данным примера 3 содержание охлаждающей жидкости между 0,5 и 1%.

Для подтверждения точности способа содержание воды в отработанном моторном масле (пример 4) определили по ГОСТ 2477-44. Оно составило 0,8%, что соответствует опытным данным примера 3.

Итак, заявляемое изобретение позволяет повысить точность определения наличия охлаждающей жидкости в моторных маслах и определять ее процентное содержание в количестве 0,1 до 1 и более %.

Кроме того, заявляемое изобретение позволяет расширить функциональные возможности аппарата Кливленда за счет выявления наличия и содержания охлаждающей жидкости в отработанном моторном масле.

Класс G01N33/28 масел

способы и устройство для получения характеристик нефтесодержащей текучей среды и варианты их применения -  патент 2527684 (10.09.2014)
сигнализатор загрязненности фильтра предварительной очистки масла смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2526587 (27.08.2014)
способ профилактики работы двигателя автомобиля -  патент 2502070 (20.12.2013)
способ определения щелочного числа моторных масел -  патент 2484462 (10.06.2013)
способы и устройство для анализа градиентов состава на забое скважины и их применение -  патент 2478955 (10.04.2013)
микрофлюидное устройство и способ измерения термофизических характеристик пластового флюида -  патент 2458344 (10.08.2012)
способ и устройство для определения относительной влажности электрического устройства, заполненного изолирующей жидкостью -  патент 2449397 (27.04.2012)
способ и устройство для получения образцов тяжелой нефти из образца пластового резервуара -  патент 2447947 (20.04.2012)
установка для оценки склонности компрессорных масел к образованию высокотемпературных отложений -  патент 2446397 (27.03.2012)
устройство для определения содержания воды в моторном масле -  патент 2431831 (20.10.2011)

Класс G01N33/30 для целей смазки 

способ определения качества смазочных масел -  патент 2528083 (10.09.2014)
способ оценки качества мыльных пластичных смазок на минеральной основе при длительном хранении в герметичной таре -  патент 2524646 (27.07.2014)
способ выявления примесей в работающем масле и определения степени его загрязненности для оценки технического состояния агрегатов машин -  патент 2519520 (10.06.2014)
устройство экспериментальной оценки температурной стойкости жидких и пластичных смазочных материалов при трении и способ с его использованием -  патент 2492475 (10.09.2013)
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол" в маслах для авиационной техники -  патент 2489716 (10.08.2013)
способ определения критерия задиростойкости масел и смазочных материалов -  патент 2487350 (10.07.2013)
способ определения смазывающей способности масел -  патент 2484463 (10.06.2013)
способ определения температурной стойкости смазочных масел -  патент 2471187 (27.12.2012)
способ определения качества смазочных масел -  патент 2454654 (27.06.2012)
способ определения противоизносных свойств масел -  патент 2454653 (27.06.2012)
Наверх