колесо автомобиля

Классы МПК:B60B21/00 Ободья
B60B19/06 с отделением для помещения жидкости, набивки балласта; колеса-поплавки 
B60B3/00 Дисковые колеса, те колеса, в которых нагрузка воспринимается диском
F16F15/36 автоматические
G01M1/36 путем регулирования положения грузов, вмонтированных в испытуемые объекты 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-29
публикация патента:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Колесо автомобиля состоит из диска, обода с бортовыми закраинами и шин. На бортовой закраине закреплено кольцо и между ним и закраиной расположены тела качения сферической формы. В результате автоматически устраняется неуравновешенность автомобильных колес. 3 ил. колесо автомобиля, патент № 2284921

колесо автомобиля, патент № 2284921 колесо автомобиля, патент № 2284921 колесо автомобиля, патент № 2284921

Формула изобретения

Колесо автомобиля, представляющее собой неразъемное соединение диска с выступами для декоративного колпака, с ободом, снабженным по своей периферии бортовыми закраинами и размещенной на нем покрышкой, состоящей из бортов, боковин и протектора, отличающееся тем, что на внешней образующей бортовой закраины обода с противоположной стороны выступов для крепления декоративного колпака диска жестко закреплено кольцо, внутренняя поверхность которого имеет круговую в сечении полусферическую дорожку, и в ней подвижно расположены тела качения сферической формы, контактирующие с ответной поверхностью бортовой закраины обода, причем в последней выполнено конусное отверстие, снабженное заглушкой, удерживаемой в нем бортом покрышки упомянутого колеса автомобиля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях современных легковых и грузовых автомобилей.

Известное колесо автомобиля описано и показано в книге Кнороз В.И., Кленников Е.В. Шины и колеса - М.: Машиностроение, 1975 г., с.31-34, рис.10. Такое колесо представляет собой неразъемное соединение обода с диском, которое осуществляется точечной контактной сваркой. С одной стороны диска имеются выступы для крепления декоративного колпака, а обод (см. рис.10а этой книги), например, выполнен симметричным и по своей периферии снабжен бортовыми закраинами. Бортовые закраины ободьев колес имеют различную форму (см. с.34-35, рис.11) и предназначены для взаимодействия с бортами шин, воспринимая передаваемые ими усилия. На ободе колеса (см. с.22, рис.5 той же книги) размещается шина, состоящая в основном из бортов, протектора и боковин. Несмотря на простоту конструкции описанного колеса, а также эффективное его использование в практике последнее обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что в условиях эксплуатации, особенно с высокими скоростями движения, оно за счет своей неуравновешенности работает в области вибраций и биения. Такие явления затрудняют управление автомобилем, снижают срок службы шин, амортизаторов, рулевого управления, ухудшают безопасность движения и т.д. Для устранения дисбаланса колес в практике их подвергают как статической, так и динамической балансировке с установкой уравновешивающих грузов на закраины ободьев колес. К сожалению такой метод балансировки не эффективен, так как после небольшого пробега, за счет износа шин и других дефектов, балансировка нарушается и поэтому вновь необходимо проводить работы по уравновешиванию колес на специальных балансировочных станках.

Известно также колесо автомобиля описанное и показанное в книге "Теория и конструкция автомобиля". - Учебник для автотранспортных техникумов / В.А.Иларионов и др., 2ое изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение 1985 г., с.228-229, рис.108. Конструкция такого колеса в целом аналогична вышеописанной, и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является устранение неуравновешенности автомобильных колес при больших скоростях движения, которое происходит в автоматическом режиме.

Поставленная цель достигается тем, что на внешней образующей бортовой закраины обода с противоположной стороны выступов для крепления декоративного колпака диска жестко закреплено кольцо, внутренняя поверхность которого имеет круговую в сечении полусферическую дорожку и в ней подвижно расположены тела качения сферической формы, контактирующие с ответной поверхностью бортовой закраины обода, причем в последней выполнено конусное отверстие, снабженное заглушкой, удерживаемой в нем бортом покрышки упомянутого колеса автомобиля.

На фиг.1 показана часть колеса автомобиля в поперечной его плоскости, на фиг.2 - также его часть, но с разрезом по А-А, и на фиг.3 - его расчетная схема.

Колесо автомобиля состоит из диска 1 с выступами для крепления декоративного колпака 2 и обода 3 с бортовыми закраинами 4. К бортовым закраинам 4 жестко присоединено кольцо 5 и в пространстве между ними размещены тела качения сферической формы 6. В закраине 4 выполнено конусное отверстие 7 и в нем установлена заглушка 8. На ободе 3 смонтирована покрышка 9, а диск 1 закреплен с помощью болтов 10 на ступице колеса 11.

Работает колесо автомобиля следующим образом. В начальный момент времени, когда автомобиль находится в состоянии покоя, тела качения сферической формы 6 находятся в нижней части колеса, так как это показано на фиг.2, сгруппировавшись там под действием собственного веса. При движении автомобиля его колесо вращается по стрелке В и тела качения сферической формы 6, по мере наращивания его угловой скорости колесо автомобиля, патент № 2284921 к, имеют меньшую угловую скорость колесо автомобиля, патент № 2284921 ш, за счет того, что на последние действуют силы инерции Рн, силы собственного веса PG и силы вредного сопротивления РBC. В то же время, на тела качения сферической формы 6 действует и движущая сила РД, которая направлена в сторону вращения колеса автомобиля по стрелке В (см. фиг.3) и возникающая из-за наличия сил трения качения между ними и внутренней поверхностью кольца 5. Предположим, что у колеса автомобиля имеется дисбаланс колесо автомобиля, патент № 2284921 1 проявляющийся от неуравновешенной массы m 1, и тогда центробежная инерционная сила Рциm1 от нее определится Рциm1=m1колесо автомобиля, патент № 2284921 колесо автомобиля, патент № 2284921 р 2 , где m1 колесо автомобиля, патент № 2284921 =колесо автомобиля, патент № 2284921 1. Одновременно на тела качения сферической формы 6 (на фиг.3 для упрощения они показаны как одно тело качения массой mш), также будет действовать центробежная инерционная сила Рциш=mшrколесо автомобиля, патент № 2284921 r 2, где mшr=колесо автомобиля, патент № 2284921 2, а колесо автомобиля, патент № 2284921 2 является динамическим противовесом. Известно, что уравновешивание массы mш, произойдет тогда, когда масса mш займет положение, расположенное в плоскости XX, проходящей через центр вращения колеса О и центр тяжести неуравновешенной массы m1, или же в плоскостях OX'(OX 1'), расположенных к ней под углом колесо автомобиля, патент № 2284921 , который и определяет положение динамического противовеса колесо автомобиля, патент № 2284921 2 и зависит от разницы масс m1 и mш. При изменении частоты вращения колесо автомобиля, патент № 2284921 к колеса автомобиля угол колесо автомобиля, патент № 2284921 в автоматическом режиме будет корректироваться, что и обеспечит надежную балансировку колеса автомобиля, движущегося с высокими скоростями движения.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как по мере изменения неуравновешенных масс колес автомобилей (износ протектора и т.д.), последние всегда будут сбалансированы в автоматическом режиме.

Класс B60B21/00 Ободья

Класс B60B19/06 с отделением для помещения жидкости, набивки балласта; колеса-поплавки 

Класс B60B3/00 Дисковые колеса, те колеса, в которых нагрузка воспринимается диском

Класс F16F15/36 автоматические

Класс G01M1/36 путем регулирования положения грузов, вмонтированных в испытуемые объекты 

ротор с компенсатором дисбаланса -  патент 2516722 (20.05.2014)
способ, устройство и система для анализа колеса транспортного средства -  патент 2497092 (27.10.2013)
способ динамической балансировки колеса с уточнением параметров плоскости коррекции -  патент 2483285 (27.05.2013)
колесо легкового автомобиля -  патент 2346827 (20.02.2009)
способ динамического уравновешивания рабочего органа машины с виброприводом -  патент 2339014 (20.11.2008)
устройство для автоматической балансировки вращающихся тел -  патент 2230303 (10.06.2004)
способ измерения угла и массы противовеса (варианты) -  патент 2205376 (27.05.2003)
способ балансировки ротора центробежной машины -  патент 2195584 (27.12.2002)
способ балансировки шлифовального круга и устройство для его осуществления -  патент 2173629 (20.09.2001)
устройство для коррекции осевого дисбаланса динамически настраиваемых гироскопов -  патент 2039959 (20.07.1995)
Наверх