зажигательная авиационная бомба

Классы МПК:F42B25/00 Авиационные бомбы
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-03
публикация патента:

Изобретение относится к области военной техники, а именно к зажигательным авиационным бомбам, предназначенным для поражения огнем промышленных, городских, складских зданий и других подобных объектов. Зажигательная авиационная бомба включает в себя корпус, взрыватель, зажигательный и воспламенительный составы, разрывной заряд. Корпус выполнен в виде цилиндроконической оболочки, жестко соединенной с втулкой в виде стакана, в полости которой коаксиально размещены примыкающий к втулке воспламенительный состав и разрывной заряд, а в полости между оболочкой корпуса и втулкой размещен зажигательный состав. Предложенная конструкция позволяет повысить надежность воспламенения зажигательного состава, обеспечить равномерное распределение на площади горящих элементов зажигательного состава, увеличить коэффициент заполнения авиационного зажигательного боеприпаса и обеспечить возможность раздельного хранения пиротехнических элементов и разрывного заряда авиабомбы. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. зажигательная авиационная бомба, патент № 2284461

зажигательная авиационная бомба, патент № 2284461 зажигательная авиационная бомба, патент № 2284461 зажигательная авиационная бомба, патент № 2284461

Формула изобретения

1. Зажигательная авиационная бомба, включающая корпус, взрыватель, зажигательный и воспламенительный составы, разрывной заряд, отличающаяся тем, что корпус выполнен в виде цилиндроконической оболочки, жестко соединенной с втулкой в виде стакана, в полости которой коаксиально размещены примыкающий к втулке воспламенительный состав и разрывной заряд, а в полости между оболочкой корпуса и втулкой размещен зажигательный состав.

2. Бомба по п.1, отличающаяся тем, что воспламенительный состав размещен в полости, образованной двумя осесимметричными жестко соединенными цилиндрическими оболочками.

3. Бомба по п.1 или 2, отличающаяся тем, что разрывной заряд выполнен в виде набора шашек взрывчатого вещества и размещен в оболочке в виде двухступенчатого цилиндра, при этом цилиндр большего диаметра примыкает к торцу воспламенительного состава и имеет полость под детонатор взрывателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области военной техники, а именно к зажигательным авиационным бомбам, предназначенным для поражения огнем промышленных, городских, складских зданий и других подобных объектов.

Известна авиабомба с выбросом зажигательного вещества через хвостовую часть (Патент США №2741177 от 10.04.56 г., НКИ 102-6).

Бомба состоит из стального корпуса, заполненного зажигательным веществом в марлевом мешке, взрывательного устройства, воспламенительно-вышибного заряда и ленточного стабилизатора. После удара о преграду срабатывает взрывательное устройство, которое инициирует воспламенительно-вышибной заряд. Давлением продуктов сгорания заряда зажигательное вещество воспламеняется и выбрасывается как единый горящий элемент через хвостовую часть бомбы. К недостаткам данной конструкции следует отнести низкую эффективность действия, так как она требует только прямого попадания в цель (отсутствуют дробление зажигательного вещества на большое количество элементов и разброс элементов на площади).

Известно устройство для образования искусственной огневой завесы по патенту ФРГ №1913790 от 19.03.69 г., НКИ 72d 19/02.

Устройство представляет собой боеголовку, которая состоит из верхней и нижней частей, соединенных оболочкой. Между обеими частями расположена тарированная перемычка. В верхней части расположен взрыватель, к которому присоединена трубка с воспламенительным зарядом, проходящая через всю боеголовку. В оболочке штабелями уложены элементы с зажигательным составом. Трубка имеет тарированную перемычку и отверстия, через которые поджигается зажигательный состав элементов.

Распаковка боеголовки происходит на высоте порядка 400 м. Взрыватель инициирует воспламенительный заряд. От давления и температуры, создаваемых воспламенительным зарядом происходит разрушение тарированных перемычек, последовательное воспламенение зажигательного состава элементов и их выталкивание из оболочки.

К недостаткам данного технического решения следует отнести:

- сложность конструкции;

- низкая надежность действия;

- невозможность поражения промышленных зданий (только создание огневой завесы);

- значительные потери энергии при автономном движении элементов с зажигательным составом.

Известна конструкция зажигательной авиабомбы, включающая боевую часть (БЧ), которая содержит корпус, зажигательный и воспламенительный составы, устройство дробления и диспергирования зажигательного состава (Заявка Франции №2684178 от 26.11.91 г., F 42 B 12/44,15/00 - прототип).

Зажигательный и воспламенительный составы размещены в корпусе БЧ смежно, каждый в своем отсеке, а устройство дробления и диспергирования составов (разрывной заряд) размещен в оболочке по оси корпуса БЧ и представляет собой три детонирующих удлиненных заряда (ДУЗ). Отсеки в корпусе БЧ отделены друг от друга перегородками.

Техническое решение по данной заявке хотя и обеспечивает дробление зажигательного и воспламенительного составов на отдельные элементы с последующим их разбросом на площади, но имеет ряд недостатков:

1. Низкая надежность воспламенения зажигательного состава, так как смежное расположение в корпусе БЧ воспламенительного и зажигательного составов не позволяет обеспечить равномерного распределения воспламенительного состава в объеме диспергированного от срабатывания ДУЗ зажигательного состава.

2. Неравномерное распределение зажигательного и воспламенительного состава на площади, что приводит к снижению эффективности действия авиабомбы. В связи с тем, что при срабатывании ДУЗ корпус БЧ делится на три секторных части, то наибольшая дальность разлета элементов зажигательного и воспламенительного составов будет обеспечиваться по линиям деления корпуса, а основная масса составов будет находиться вблизи точки падения авиабомбы.

3. Низкий коэффициент заполнения авиабомбы из-за отсутствия зажигательного и воспламенительного составов в районе стабилизирующего устройства.

4. Невозможность раздельного хранения элементов БЧ, что приводит к необходимости повышения требований к герметичности авиабомбы и требует создания больших габаритов специальных складских помещений (Удорожание эксплуатации авиабомбы).

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия авиационного зажигательного боеприпаса и удешевление его эксплуатации.

Технический результат состоит в повышении надежности воспламенения зажигательного состава и его равномерном распределении на площади при одновременном увеличении коэффициента заполнения авиационного зажигательного боеприпаса. Дополнительный технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, состоит в обеспечении возможности раздельного хранения пиротехнических элементов и разрывного заряда авиабомбы.

Технический результат достигается тем, что зажигательная авиационная бомба содержит корпус, взрыватель, зажигательный и воспламенительный составы, разрывной заряд, при этом корпус выполнен в виде цилиндроконической оболочки, жестко соединенной с втулкой в виде стакана, в полости которой коаксиально размещены примыкающий к втулке воспламенительный состав и разрывной заряд, а в полости между оболочкой корпуса и втулкой размещен зажигательный состав.

Повышение надежности воспламенения зажигательного состава и равномерное распределение его на площади обеспечивается за счет осесимметричного размещения в корпусе авиабомбы разрывного заряда, воспламенительного и зажигательного составов, что приводит к:

- предварительному дроблению зажигательного и воспламенительного составов продуктами детонации разрывного заряда до разрушения корпуса авиабомбы;

- дальнейшему дроблению и перемешиванию предварительно раздробленных составов в момент их диспергирования при разрушении корпуса авиабомбы;

- дроблению корпуса авиабомбы продуктами детонации разрывного заряда на множество осколков, не препятствующих равномерному дроблению зажигательного и воспламенительного составов и тщательному их перемешиванию.

Увеличение коэффициента заполнения авиабомбы достигается за счет выполнения корпуса авиабомбы в виде цилиндроконической оболочки, что позволяет полость конической части оболочки, на наружной поверхности которой размещено стабилизирующее устройство, использовать для дополнительного размещения зажигательного состава.

Воспламенительный состав может быть размещен в полости, образуемой двумя осесимметричными жестко соединенными цилиндрическими оболочками, а разрывной заряд размещен в оболочке в виде двухступенчатого цилиндра.

Размещение воспламенительного состава и разрывного заряда в собственных оболочках позволяет существенно снизить стоимость эксплуатации зажигательной авиационной бомбы за счет возможности раздельного хранения корпуса авиабомбы с зажигательным составом, воспламенительного состава и разрывного заряда в герметичных упаковках. Раздельное хранение комплектующих элементов авиабомбы не требует строительства специальных складских помещений больших габаритов, так как, в этом случае, корпус авиабомбы с зажигательным составом может храниться в обычных складских помещениях или на открытой площадке под навесом, а воспламенительный состав и разрывной заряд - в специальных помещениях малых габаритов.

Сборка зажигательной авиационной бомбы будет производиться в условиях аэродрома при подвеске ее на держатель носителя.

Разрывной заряд может быть выполнен в виде набора шашек взрывчатого вещества, что обеспечивает при его срабатывании разрушение корпуса авиабомбы на множество осколков, которые не препятствуют равномерному распределению элементов зажигательного состава на площади.

На фиг.1 показана зажигательная авиационная бомба.

На фиг.2 показан воспламенительный состав.

На фиг.3 показан разрывной заряд.

Зажигательная авиационная бомба включает взрыватель 1, корпус в виде оболочки 2 и втулки 3, зажигательный состав 4, стабилизатор 5, воспламенительный состав 6 в оболочке 7, разрывной заряд в виде шашек 8, размещенных в оболочке 9 и имеющих полость 10.

Зажигательная авиационная бомба работает следующим образом.

При ударе о авиабомбы о преграду срабатывает взрыватель 1, который инициирует шашки 8 разрывного заряда. Под действием продуктов детонации разрывного заряда происходит разрушение корпуса авиабомбы, диспергирование и перемешивание элементов воспламенительного 6 и зажигательного 4 составов. Элементы воспламенительного состава самовоспламеняются на воздухе и поджигают элементы зажигательного состава в виде отдельных очагов, попадая на воспламеняющиеся объекты, поджигают их.

Использование в зажигательной авиационной бомбе предлагаемых технических решений существенно повышает ее эффективность действия и снижает стоимость ее эксплуатации.

Класс F42B25/00 Авиационные бомбы

унифицированная система управляемых авиационных бомб малого калибра -  патент 2521140 (27.06.2014)
противотанковая авиационная бомба с тандемным кумулятивным зарядом и осколочным корпусом -  патент 2508521 (27.02.2014)
авиационная бомба комбинированного действия -  патент 2507470 (20.02.2014)
боеприпас системы воздушной разведки -  патент 2506532 (10.02.2014)
атомная бомба -  патент 2480706 (27.04.2013)
водородная бомба -  патент 2477449 (10.03.2013)
осколочный боеприпас староверова (варианты) и устройство для его применения (варианты) -  патент 2472098 (10.01.2013)
бомба -  патент 2447397 (10.04.2012)
противопожарная авиабомба -  патент 2439479 (10.01.2012)
хвостовой отсек воздушно-динамических рулевых приводов для управляемых летательных аппаратов (преимущественно для управляемых авиационных бомб) и пневмодвигатель рулевого привода -  патент 2418261 (10.05.2011)
Наверх