порошковый антифрикционный материал на основе железа
Классы МПК: | C22C33/02 порошковой металлургией C22C38/00 Сплавы черных металлов, например легированные стали |
Автор(ы): | Перельман Олег Михайлович (RU), Рабинович Александр Исакович (RU), Мельников Михаил Юрьевич (RU), Куприн Павел Борисович (RU), Дорогокупец Геннадий Леонидович (RU), Иванов Олег Евгеньевич (RU), Безматерных Надежда Викторовна (RU), Кощеев Олег Петрович (RU), Кичигина Надежда Аркадьевна (RU), Артамонов Владимир Ильич (RU), Ощепков Денис Алексеевич (RU), Горохов Иван Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Новомет-Пермь" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-10-18 публикация патента:
20.09.2006 |
Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к производству антифрикционных материалов, применяемых для изготовления узлов трения, работающих в тяжелонагруженных условиях, в частности в нефтедобывающей промышленности. Предложен порошковый материал на основе железа, содержащий графит, никель, молибден, медь, в качестве твердой смазки - сульфид марганца, при следующем соотношении компонентов, мас.%: графит до 1,5; никель 0,5-15; медь 10-20; молибден 0,5-2,5; сульфид марганца 2,5-7,0; железо остальное. Технический результат - снижение коэффициента трения и повышение износостойкости материалов в водной среде. 1 табл.
Формула изобретения
Порошковый антифрикционный материал на основе железа, содержащий графит, никель, медь и молибден, отличающийся тем, что он дополнительно содержит в качестве твердой смазки сульфид марганца при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Графит | До 1,5 |
Никель | 0,5-15 |
Медь | 10-20 |
Молибден | 0,5-2,5 |
Сульфид марганца | 2,5-7,0 |
Железо | Остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к производству антифрикционных износостойких материалов, применяемых для изготовления узлов трения, работающих в тяжелонагруженных условиях, в частности в нефтедобывающей промышленности.
Известен порошковый антифрикционный материал ПА-ЖГрДК6, содержащий 2,7-3,5% Cu, 0,6-1,5% С, 1,6-6,0% S, ост. Fe (ГОСТ 26802-86. Материалы антифрикционные порошковые на основе железа).
Недостатком этого материала является низкая коррозионная стойкость.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является порошковый износо- коррозионностойкий материал, содержащий 0-1,5% углерода, 0,5-15,0% никеля, 0-2,5% молибдена и 10-20% меди, введенной методом пропитки (Патент РФ №2193115, 20.11.02 г.). Этот материал используется для изготовления рабочих органов погружных центробежных и центробежно-вихревых насосов.
Недостатком данного материала являются низкие антифрикционные свойства и высокая скорость износа в водной среде.
Предлагаемое изобретение решает задачу снижения коэффициента трения и повышения износостойкости материалов в водной среде.
Указанный технический результат достигается тем, что порошковый материал на основе железа, содержащий графит, никель, медь и молибден, дополнительно в качестве твердой смазки содержит сульфид марганца при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Графит | До 1,5 |
Никель | 0,5-15 |
Медь | 10-20 |
Молибден | 0,5-2,5 |
Сульфид марганца | 2,5-7,0 |
Железо | Остальное |
Предлагаемое техническое решение может быть реализовано на примере изготовления радиальной опоры ступени электроцентробежного насоса, представляющей собой пару трения: втулка защитная вала (ВЗВ) - ступица направляющего аппарата (СНА).
Исходные порошки графита, никеля, молибдена и сульфида марганца, взятые в заявляемом процентном соотношении, смешивают в любом типе смесителя для порошковой металлургии. Полученную смесь прессуют при давлении 600-800 МПа и спекают в защитной атмосфере при температуре 1150±30°С. Во время спекания проводят инфильтрацию материала медью.
Опоры, изготовленные из материала с различным содержанием сульфида марганца, испытывали на стенде ускоренных испытаний в условиях односторонней нагрузки на вал. Одностороннюю нагрузку на радиальную пару, работающую в режиме водной смазки (5-7 л/ч), задавали в интервале от 10 до 200 Н с помощью сменных грузиков различной массы, скорость вращения двигателя составляла 2910 об/мин. Время испытаний при каждой нагрузке - 60 мин. Скорость износа определяли путем замера изменения массы ВЗВ. В процессе испытаний фиксировали изменение момента на валу двигателя, исходя из полученных значений рассчитывали коэффициент трения в разные периоды времени. За максимальную нагрузку принималось значение, при котором наблюдается катастрофический износ пары.
Результаты триботехнических испытаний, приведенные в таблице, показали, что введение сульфида марганца, причем в оба элемента пары, существенно снижает коэффициент трения, повышает нагрузку на пару и уменьшает скорость изнашивания. Максимальную нагрузку до катастрофического износа выдерживает пара, в которую введено 3% MnS. По сравнению с прототипом пара трения с добавкой 3% MnS имеет в два раза выше максимальную нагрузку при снижении коэффициента трения в 12 раз. Кроме того, как показали коррозионные испытания, скорость коррозии заявляемого материала значительно ниже.
Таким образом, введение сульфида марганца в заявляемых пределах существенно улучшает антифрикционные свойства материала.
Таблица. Коэффициент трения и скорость износа пар трения | ||||
Пара трения | Нагрузка, Н | Скорость износа, мг/ч | Коэффициент трения | |
СНА | ВЗВ | |||
ЖГр1Н4М1Д15 + 2% MnS | ЖН4М1Д15 + 2% MnS | 50 | 9,4 | 0,15 |
100(мах) | 501,6 | 0,4 | ||
ЖГр1Н4М1Д15 + 2,5% MnS | ЖН4М1Д15 + 2,5% MnS | 50 | 3,0 | 0,18 |
100 | 22,9 | 0,12 | ||
130 (max) | 1338,3 | 0,48 | ||
ЖГр1Н4М1Д15 + 3% MnS | ЖН4М1Д15 + 3% MnS | 50 | 5,6 | 0,09 |
100 | 24,8 | 0,15 | ||
200 (мах) | 205,0 | 0,05 | ||
ЖГр1Н4М1Д15 + 5% MnS | ЖН4М1Д15 + 5% MnS | 50 | 2,5 | 0,09 |
100 | 6,8 | 0,08 | ||
160 (мах) | 139,6 | 0,03 | ||
ЖГр1Н4М1Д15 | ЖН4М1Д15 + 3% MnS | 50 | 16,4 | 0,18 |
100 | 49,0 | 0,07 | ||
160 (мах) | 583,4 | 0,49 | ||
ЖГр1Н4М1Д15 + 3% MnS | ЖН4М1Д15 | 50 | 58,2 | 0,22 |
100 | 108,5 | 0,29 | ||
160 (мах) | 208,8 | 0,20 | ||
ЖГр1Н4М1Д15 | ЖН4М1Д15 + 7% MnS | 80 | 13,9 | 0,18 |
100 | 12,6 | 0,19 | ||
160 (мах) | 35,8 | 0,26 | ||
ЖГр1Н4М1Д15 (прототип) | ЖН4М1Д15 (прототип) | 50 | 179,6 | 0,55 |
100(max) | 302,2 | 0,60 |
Класс C22C33/02 порошковой металлургией
Класс C22C38/00 Сплавы черных металлов, например легированные стали