моторно-редукторное масло для авиационной техники

Классы МПК:C10M169/04 смеси основ и добавок
C10M105/36 поликарбоновых кислот
C10M107/10 содержащие алифатический мономер, имеющий более четырех атомов углерода
C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M133/38 гетероциклические соединения азота
C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты
Автор(ы):, , , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Назарова Татьяна Иосифовна (RU),
Лейканд Матвей Абрамович (RU),
Меджибовский Александр Самойлович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-07-18
публикация патента:

Изобретение относится к области нефтехимии и авиационной технике, конкретно к моторно-редукторному маслу, предназначенному для работы в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов. Сущность: масло в качестве базового масла содержит диизооктилсебацинат или его смесь с полиальфаолефиновым маслом и дополнительно содержит загущающую присадку на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм 2/с при 100°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%: антиокислитель 0,1-2,0, ариловый эфир фосфорной кислоты 1-7, бензотриазол 0,005-0,01, присадка VISCOPLEX 12-310 10-20, базовое масло до 100. Предпочтительно, масло содержит антиокислитель аминного или фенольного типа или их смесь, и дополнительно может содержать полиметилсилоксан в количестве 0,0003-0,0005 мас.%. Технический результат - повышение термоокислительной стабильности и противоизносных свойств. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Моторно-редукторное масло на основе базового масла, содержащее антиокислитель, ариловый эфир фосфорной кислоты и бензотриазол, отличающееся тем, что оно в качестве базового масла содержит диизооктилсебацинат или его смесь с полиальфаолефиновым маслом и дополнительно содержит загущающую присадку на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Антиокислитель0,1-2,0
Ариловый эфир фосфорной кислоты 1,0-7,0
Бензотриазол 0,005-0,01
Присадка VISCOPLEX 12-310 10,0-20,0
Базовое маслоДо 100

2. Моторно-редукторное масло по п.1, отличающееся тем, что оно содержит антиокислитель аминного или фенольного типа или их смесь.

3. Моторно-редукторное масло по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит полиметилсилоксан в количестве 0,0003-0,0005 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к области нефтехимии и авиационной технике, конкретно к моторно-редукторному маслу, предназначенному для работы в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов.

По современным представлениям единые моторно-редукторные масла должны обладать следующими основными служебными свойствами.

Вязкостно-температурные характеристики - кинематическая вязкость 5-8 мм2/с при 100°С и не более 9000 мм2 /с при минус 40°С, температура застывания - не выше минус 55°С.

Термоокислительная стабильность - 200°С.

Механическая стабильность (деструкция при озвучивании) - не более 5%.

Испаряемость при 175°С - не выше 5%.

Трибологические показатели на ЧШМ - критическая нагрузка - не менее 84 кгс и диаметр пятна износа при нагрузке 194 Н - не более 0,4 мм.

Известно использование для турбовинтовых двигателей авиационной техники масла МН-7,5 у на основе минерального масла, содержащего загущающую, антиокислительную, противоизносную, противозадирную и другие присадки.

(«Горюче-смазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с.301-302).

Известно также масло для газотурбинных двигателей самолетов и других газотурбинных установок на основе минерального масла, содержащего, мас.%: 2,6-ди-трет-бутил-паракрезол 0,01-2; N-фенил-альфа-нафтиламин 0,05-2; трикрезилфосфат или дифенил-пара-трет-бутил-фенилфосфат 0.5-5; бензо-триазол 0,005-0,2; масляный раствор полиалкилметакрилата с мол. массой 2.000-8.000 0,01-2.

(Патент РФ №2086609, С 10 М 161/00, 1997 г.).

Однако масла на минеральной основе, естественно, не удовлетворяют приведенным требованиям.

Известно, например, синтетическое масло Б-3В на основе сложных эфиров пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С59, которое содержит антиокислительную присадку - параоксидифениламин и противозадирную - 2-меркаптобензтриазол.

(«Горючесмазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с.301-302).

Масло Б-3В имеет высокую смазывающую способность, однако оно не удовлетворяет современным требованиям к показателю термоокислительной стабильности при 200°С и уровню вязкости при температуре минус 40°С, а кроме того, оказывает заметное коррозионное воздействие на цветные металлы.

Известно масло для шарниров винтов вертолетов, содержащее, мас.%:

Фенил-альфа-нафтиламин 0,01-0,5
4-Метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,001-1,0
Диоктилсебацинат 5,0-40,0
Смесь моно- и диалкилпроизводных 
дифениламина0,001-0,01
Серофосфоразотсодержащая присадка или  
смесь присадок, содержащих серу и фосфор2,0-10,0
Сукцинимидная беззольная диспергирующая  
присадка 0.8-3.0
Полиизобутилен мол. мас. 600-13.000 
или стирол-диеновый загуститель 0-15,0
Полиальфаолефиновое масло До 100

(Патент РФ №2122569, С 10 М 141/10, 1999 г.).

Однако это масло имеет недостаточно высокие антикоррозионные и низкотемпературные свойства.

Наиболее близким к заявляемому по составу компонентов является масло для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации, содержащее, мас.%:

Термостабильный диизооктилсебацинат 10,0-15,0
2,6-ди-трет-бутил-паракрезол 0,5-3,0
Алкилированный дифениламин0,2-0,5
Трикрезилфосфат или дифенил-пара-трет 
-бутил-фенилфосфат 1,0-3,0
Бензотриазол 0,005-0,1
Базовое масло До 100

Причем в качестве алкилированного дифениламина композиция содержит n,n1-ди-нонил-дифениламин или смесь бутил- и октил-дифениламинов, а в качестве базового масла - синтетическое полиальфаолефиновое масло.

(Патент РФ №2185423, С 10 М 129/72, 2002 г.).

Однако это масло не может быть использовано как единое моторно-редукторное масло, так как не обладает требуемыми низкотемпературными, термоокислительными и трибологическими показателями.

Задачей изобретения является разработка моторно-редукторного масла для работы в авиационных двигателях и редукторах, обладающего улучшенной термоокислительной стабильностью и противоизносными свойствами.

Для решения поставленной задачи предлагается моторно-редукторное масло на основе базового масла, содержащее антиокислитель, ариловый эфир фосфорной кислоты и бензотриазол, которое согласно изобретению в качестве базового масла содержит диизооктилсебацинат или его смесь с полиальфаолефиновым маслом и дополнительно содержит загущающую присадку на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Антиокислитель0,1-2,0
Ариловый эфир фосфорной кислоты 1,0-7,0
Бензотриазол 0,005-0,01
Присадка VISCOPLEX 12-310 10,0-20,0
Базовое маслоДо 100

Причем моторно-редукторное масло содержит антиокислитель аминного или фенольного типа или их смесь и дополнительно может содержать поли-метилсилоксан в количестве 0,0003-0,0005 мас.%.

Отличиями заявляемого технического решения являются использование в качестве базового масла диизооктилсебацината или его смеси с полиальфаолефиновым маслом, а также вовлечение в состав масла загущающей присадки на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, и соотношение компонентов.

Указанные отличия позволяют получить масло, соответствующее приведенным выше требованиям, предъявляемым к моторно-редукторным маслам для авиационной техники, при этом присадка VISCOPLEX 12-310, представляющая собой высокоочищенный, механически и термически стойкий загуститель, обеспечивает не только требуемую вязкость масла, но одновременно повышает эффективность содержащейся в композиции противоизносной присадки - арилового эфира фосфорной кислоты.

Предлагаемое масло готовят путем загущения базового масла и последующего введения функциональных присадок.

Все используемые в составе смазочной композиции компоненты являются продуктами промышленного производства.

В качестве антиокислителей используют алкилированные ароматические амины типа ДАТ по ТУ 38.101.1215-89 или n,n!-ди-нонилдифениламин; 4-метил-2,6-ди-трет-бутил-фенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 и фенил-альфа-нафтиламин (Неозон) по ТУ 6-14-202-74.

В качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76, дифенилпаратретбутилфенилфосфат по ТУ 6-05-1611-76, триксиле-нилфосфат по ТУ 6-05-161-78.

Бензотриазол - ТУ 6-09-1291-87.

Присадка VISCOPLEX 12-310 представляет собой масляный раствор полиметилметакрилата с мол. массой 1300-2000, имеет кинематическую вязкость при 100°С 850 мм2/с, температуру вспышки - более 120°С производства фирмы Rohmax Oil Additives.

Полиметилсилоксан - присадка ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79.

Базовое масло - термостабильный диизооктилсебацинат по ТУ 6-06-11-88 или его смесь с полиальфаолефиновым маслом - ПАО-4 или ПАО-6.

Для иллюстрации сущности предложенного технического решения было приготовлено 5 образцов предлагаемого масла, состав которых приведен в таблице 1.

Лабораторные испытания приготовленных образцов масла проводились принятыми для моторно-редукторных масел квалификационными методами. Результаты испытаний представлены в таблице 2.

Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают высокую эффективность предлагаемого масла. Предлагаемое масло представляет собой современное авиационное универсальное моторно-редукторное масло в вязкостном классе 5-8 мм2/с при 100°С, которое может заменить такие масла, как МН-7,5у, Б-3В и, не имея присущих этим маслам недостатков (являясь практически не деструктурирующим), полностью соответствует современным требованиям.

Таблица 1.
Состав образцов предлагаемого моторно-редукторного масла.
№№ пп Наименование компонентовСодержание компонентов в образцах, мас.%
123 45
1. Присадка ДАТ-0,2 0,51,0 -
2.Агидол-1 -- 1,0-0,5
3.Неозон 0,3-- 0,70,5
4. Трикрезилфосфат4,0 5,05,05,0 7,0
5.Бензотриазол 0,010,015 0,020,10,07
6.VISCOPLEX 12-310 15,514,0 -10,020,0
7.Полиметилсилоксан 0,0002- 0,00050,00030,0004
8.Диоктилсебацинат До 100До 100 10,0До 10010,0
9.ПАО-4 --До 100 -До 100

Таблица 2
Результаты испытаний образцов предлагаемого моторно-редукторного масла.
№№ пп Наименование показателейОбразцы предлагаемого моторно-редукторного масла Образец масла по прототипу
1 23 45
1 Вязкость кинематическая, мм2 /с при:        
 - 100°С7,69 7,523,8 5,88,73,8
 - минус 40°С 75007300 480069008800 3000
2 Температура застывания, °Сминус 57 минус 59минус 60 минус 59минус 58минус 60
3Температура вспышки в открытом тигле, °С220 220204 220204190
4Трибологические характеристики, определяемые на четырехшариковой машине трения         
  - критическая нагрузка (Рк) Н(кгс) 8489 808989 71
 - показатель износа при осевой нагрузке 196Н (20 кгс), мм 0,290,320,45 0,300,35 0,4
5Термоокислительная стабильность при 200°С в течение 50 час при расходе воздуха (10+0,5) дм3/ч по ГОСТ 23797:

Свойства после окисления: а) кинематическая вязкость, мм 2/с при
        
 - 100°С9,13 7,975,2 6,710,54,55
 - минус 40°С 80409050 6300810011200 5400
  б) кислотное число, мг КОН/г масла 1,431,271,12 1,141,12 3,1

Класс C10M169/04 смеси основ и добавок

противоизносная присадка -  патент 2525404 (10.08.2014)
органическая смазка -  патент 2514434 (27.04.2014)
технологическая смазка для холодной объемной штамповки металла -  патент 2514235 (27.04.2014)
противозадирные и противоизносные присадки к маслам, работающим при высоких давлениях -  патент 2513728 (20.04.2014)
смазочная масляная композиция для уменьшения трения, включающая нанопористые частицы -  патент 2512379 (10.04.2014)
смазочные композиции для трансмиссий -  патент 2509145 (10.03.2014)
смазочное вещество для цилиндров для двухтактного судового двигателя -  патент 2507245 (20.02.2014)
способ получения магнитного масла -  патент 2502792 (27.12.2013)
композиция смазочного масла -  патент 2501846 (20.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)

Класс C10M105/36 поликарбоновых кислот

Класс C10M107/10 содержащие алифатический мономер, имеющий более четырех атомов углерода

пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения -  патент 2529461 (27.09.2014)
электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
масло низкой вязкости из олигомеров, способ его получения и содержащая его композиция -  патент 2518082 (10.06.2014)
олигомеризация альфа-олефинов с применением каталитических систем металлоцен-тск и применение полученных полиальфаолефинов для получения смазывающих смесей -  патент 2510404 (27.03.2014)
способ получения основы синтетических базовых масел -  патент 2480512 (27.04.2013)
регулирование уровня разветвления и вязкости поли-альфа-олефинов посредством введения пропена -  патент 2480482 (27.04.2013)
комбинированный пакет смазочного масла и топлива для использования в двигателе внутреннего сгорания -  патент 2464302 (20.10.2012)
применение парафинового базового масла для уменьшения выбросов оксидов азота -  патент 2446204 (27.03.2012)
пластичная смазка -  патент 2391386 (10.06.2010)
смазочная композиция для осевых шарниров винтов вертолетов -  патент 2303625 (27.07.2007)

Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения -  патент 2529461 (27.09.2014)
электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505590 (27.01.2014)
соединения алкилированного 1,3-бензолдиамина и способы их получения -  патент 2493144 (20.09.2013)
аддитивные композиции с аддуктами михаэля, состоящими из n-замещенных фенилендиаминов -  патент 2489479 (10.08.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
пакет присадок к моторным маслам и масло, его содержащее -  патент 2461609 (20.09.2012)
антиоксиданты для синтетических смазочных материалов и способы их производства -  патент 2458097 (10.08.2012)
способ смазывания дизельных двигателей, использующих биотопливо -  патент 2456333 (20.07.2012)

Класс C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

Класс C10M133/38 гетероциклические соединения азота

Класс C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты

электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
фосфитные стабилизаторы основных компонентов смазочных масел и термопластических полимеров -  патент 2500683 (10.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)
композиция консистентной смазки -  патент 2480516 (27.04.2013)
смазочно-охлаждаюшая жидкость -  патент 2461610 (20.09.2012)
смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и редукторах вертолетов, а также турбовинтовых двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях самолетов -  патент 2452767 (10.06.2012)
смазочно-охлаждающая технологическая среда для обработки цветных металлов -  патент 2441060 (27.01.2012)
моторно-редукторное масло -  патент 2441058 (27.01.2012)
сож для влажной дрессировки оцинкованных стальных лент на дрессировочных станах перед пассивацией на скоростных линиях -  патент 2425862 (10.08.2011)
Наверх