движитель для автомобиля

Классы МПК:B65D55/08 кольцевые элементы, охватывающие горловины сосудов 
Патентообладатель(и):Вовк Андрей Николаевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-16
публикация патента:

Изобретение относится к автомобильному транспорту. Сущность изобретения заключается в том, что движитель для автомобиля содержит приводное съемное опорное приспособление, соединенное с элементами автомобиля, шарнирно установленный на ведущей оси автомобиля неподвижный вертикальный редуктор, подвижный редуктор, ведущие колеса, замкнутую эластичную ленту и натяжитель замкнутой эластичной ленты. Неподвижный вертикальный редуктор связан с подвижным редуктором посредством соединяющего вала. Ведущие колеса закреплены на ведущих фланцах подвижного редуктора. Замкнутая эластичная лента закреплена на ведущих колесах и натягивается посредством натяжителя. Техническим результатом является повышение проходимости и маневренности автомобиля при движении в условиях бездорожья, а также предельная легкость установки устройства на привод автомобиля. 7 ил. движитель для автомобиля, патент № 2282570

движитель для автомобиля, патент № 2282570 движитель для автомобиля, патент № 2282570 движитель для автомобиля, патент № 2282570 движитель для автомобиля, патент № 2282570 движитель для автомобиля, патент № 2282570 движитель для автомобиля, патент № 2282570 движитель для автомобиля, патент № 2282570

Формула изобретения

Движитель для автомобиля, содержащий приводное съемное опорное приспособление, соединенное с элементами автомобиля, отличающийся тем, что содержит устанавливаемый шарнирно на ведущей оси автомобиля неподвижный вертикальный редуктор, внутри корпуса которого, состоящего из передней и задней стенок, в подшипниках, установленных в ступицах, расположенных на одной линии на одинаковом расстоянии друг от друга на передней стенке корпуса неподвижного вертикального редуктора, установлены последовательно сверху вниз ведущий промежуточный вал, три промежуточных вала и конец нижнего соединяющего вала, на шлицах валов установлены в ряд пять последовательно сцепленных между собой передаточных шестерен неподвижного вертикального редуктора, причем верхняя, первая, передаточная шестерня установлена на ведущем промежуточном валу неподвижного вертикального редуктора, сцепленном через верхнее отверстие в задней стенке корпуса вертикального неподвижного редуктора со ступицей автомобиля через фланец вертикального неподвижного редуктора, а нижняя, пятая, передаточная шестерня установлена на один конец нижнего соединяющего вала, соединенного с неподвижным вертикальным редуктором через нижнее отверстие в передней стенке корпуса неподвижного вертикального редуктора с помощью соединяющей втулки, внутри которой нижний соединяющий вал установлен на подшипниках соединяющей втулки, соединяющая втулка, в свою очередь, одним концом вставлена с возможностью вращения вокруг своей оси с помощью соответствующих подшипников нижней ступицы в нижнюю ступицу неподвижного вертикального редуктора, установленную на передней стенке корпуса вертикального редуктора, другим концом соединяющая втулка неподвижно присоединена к центру задней стенки корпуса подвижного редуктора, состоящего из передней и задней стенок, внутри которого с помощью подшипников, установленных в ступицы, расположенные на одной линии на одинаковом расстоянии друг от друга на задней стенке корпуса, установлены промежуточные валы, на шлицах которых установлены в ряд пять последовательно сцепленных между собой передаточных шестерен подвижного редуктора, причем центральная, третья, передаточная шестерня подвижного редуктора установлена при помощи шлицов на свободный конец нижнего соединяющего вала, соединенного с третьей передаточной шестерней через центральное отверстие в задней стенке корпуса подвижного редуктора, а на шлицы промежуточных валов крайних, первой и пятой, передаточных шестерен подвижного редуктора через отверстия в передней стенке корпуса подвижного редуктора крепятся ведущие фланцы, на которые, в свою очередь, устанавливаются ведущие колеса движителя с пневматическими или массивными шинами, на ведущие колеса движителя крепится замкнутая эластичная лента посредством ограничивающих ее сползание с ведущих колес движителя параллельных стальных планок, расположенных параллельно друг другу по внутреннему периметру эластичной ленты, замкнутая эластичная лента натягивается на ведущие колеса движителя посредством натяжителя, состоящего из корпуса натяжителя, который расположен на одинаковом расстоянии между центрами ведущих колес движителя и неподвижно прикреплен к центру передней стенки корпуса подвижного редуктора равноудаленно от мест крепления фланцев ведущих колес движителя, в корпусе натяжителя установлены втулка натяжителя, в которую установлен конец вала натяжителя, глубина установки вала во втулку натяжителя ограничивается посредством регулировочной гайки, расположенной на валу натяжителя, регулировочная гайка фиксируется на валу натяжителя стопорной гайкой, втулка и вал натяжителя удерживаются в корпусе натяжителя с возможностью перемещения внутри корпуса натяжителя вверх и вниз по внутренней продольной оси, проходящей через вал, корпус и втулку натяжителя, посредством фиксирующих роликов, установленных по периметру в верхней и нижней частях корпуса натяжителя и поддерживающих втулку и вал натяжителя, в свою очередь, на свободном конце втулки и свободном конце вала натяжителя перпендикулярно внутренней продольной оси, проходящей через вал, корпус и втулку натяжителя, параллельно друг другу крепятся поддерживающие валы натяжителя, на концах которых расположены упирающиеся в замкнутую эластичную ленту опорные катки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания устройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью и бездорожью.

Из уровня техники известно обкатывающее устройство для транспортных средств (1), ставящееся вместо обычного колеса автомобиля, которое имеет два опорных катка и ведущее колесо, приводящее в движение замкнутый ленточный элемент. Известное устройство сложно устанавливается на ведущие колеса и имеет ограничения в возможности повышенной проходимости.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому объекту является движитель для транспортного средства (2), содержащий установленное на ступице зубчатое колесо с зубчатой лентой и опорными роликами, рычажную подвеску, несущий упругий элемент, снабженный натяжным кронштейном и пневматической опорной подушкой. Одним из его недостатков является надежность пневматической подушки и конструкции в целом при повышенных нагрузках на труднопроходимых поверхностях, а также возможность преодоления лишь незначительных препятствий, соизмеримых с размерами зубчатого колеса.

Техническим результатом заявленного движителя для автомобиля является повышение проходимости и маневренности автомобиля при движении в условиях бездорожья, по снегу, грязи и т.п., в способности преодоления различных препятствий, а также предельной легкости установки устройства на привод автомобиля (см. фиг.7).

В отличие от известных устройств на заявленном движителе движение возможно как с замкнутой эластичной лентой, так и без нее. Лента выполняет функцию увеличения площади контакта с поверхностью передвижения, позволяя тем самым уменьшить давление на поверхность, позволяя автомобилю двигаться по слабонесущим грунтам.

Для достижения технического результата движитель для автомобиля (см. фиг.1-4), содержащий приводное съемное опорное приспособление, соединенное с элементами автомобиля, включает в себя устанавливаемый шарнирно на ведущей оси автомобиля неподвижный вертикальный редуктор (1), внутри корпуса которого, состоящего из передней (2) и задней стенки (3), в подшипниках (31), установленных в ступицах (8), расположенных на одной линии (на оси симметрии, проведенной по длине передней стенки) и на одинаковом расстоянии друг от друга на передней стенке корпуса, установлены последовательно сверху вниз ведущий промежуточный вал (6), три промежуточных вала (4) и конец нижнего соединяющего вала (7), на шлицах валов установлены в ряд пять последовательно сцепленных между собой передаточных шестерен (5), причем верхняя первая передаточная шестерня установлена на ведущем промежуточном валу неподвижного редуктора, сцепленном через верхнее отверстие в задней стенке корпуса вертикального неподвижного редуктора со ступицей автомобиля через фланец (9) вертикального неподвижного редуктора, а нижняя пятая передаточная шестерня установлена на один конец нижнего соединяющего вала (см. фиг.5), соединенного с неподвижным вертикальным редуктором через нижнее отверстие в передней стенке корпуса вертикального неподвижного редуктора с помощью соединяющей втулки (10), внутри которой нижний соединяющий вал установлен на подшипниках (11) соединяющей втулки, соединяющая втулка, в свою очередь, одним концом вставлена с возможностью вращения с помощью соответствующих подшипников (12) нижней ступицы в нижнюю ступицу (13) неподвижного вертикального редуктора, установленную на передней стенке корпуса вертикального редуктора, другим концом соединяющая втулка неподвижно присоединена к центру (центру пересечения осей симметрии, проведенных по длине и ширине) задней стенки (14) корпуса подвижного редуктора (20), внутри которого с помощью подшипников (33), установленных в ступицы (32), расположенные на одной линии (на оси симметрии проведенной по длине задней стенки) и на одинаковом расстоянии друг от друга на задней стенке корпуса, установлены промежуточные валы (15), на шлицах которых установлены в ряд пять последовательно сцепленных между собой передаточных шестерен (16) подвижного редуктора, причем центральная третья передаточная шестерня подвижного редуктора установлена при помощи шлицов на свободный конец нижнего соединяющего вала, соединенного с третьей передаточной шестерней через центральное отверстие в задней стенке корпуса подвижного редуктора, а на шлицы промежуточных валов крайних - первой и пятой передаточных шестерен подвижного редуктора через отверстия в передней стенке (19) корпуса подвижного редуктора крепятся ведущие фланцы (17), на которые в свою очередь устанавливаются ведущие колеса (18) движителя с пневматическими или массивными шинами, на ведущие колеса движителя крепится замкнутая эластичная лента (21) посредством ограничивающих ее сползание с ведущих колес движителя параллельных стальных планок (22), расположенных параллельно друг другу по внутреннему периметру эластичной ленты, замкнутая эластичная лента натягивается на ведущие колеса движителя посредством натяжителя (23) (см. фиг.6), состоящего из корпуса натяжителя (24), который расположен на одинаковом расстоянии между центрами ведущих колес движителя и неподвижно прикреплен к центру (центру пересечения осей симметрии, проведенных по длине и ширине) передней стенки корпуса подвижного редуктора, равноудаленно от мест крепления фланцев ведущих колес движителя, в корпусе натяжителя расположены втулка натяжителя (25), в которую частично установлен вал (27) натяжителя, глубина установки которого во втулку натяжителя ограничивается посредством регулировочной гайки (26), расположенной на валу натяжителя, регулировочная гайка фиксируется на валу натяжителя стопорной гайкой (34),

втулка и вал натяжителя фиксируются в корпусе натяжителя с возможностью перемещения внутри корпуса натяжителя вверх и вниз по внутренней продольной оси, проходящей через вал, корпус и втулку натяжителя, посредством фиксирующих роликов (28), установленных по периметру в верхней и нижней частях корпуса натяжителя и поддерживающих втулку и вал натяжителя,

в свою очередь, на свободном конце втулки и свободном конце вала натяжителя перпендикулярно внутренней продольной оси, проходящей через вал, корпус и втулку натяжителя, параллельно друг другу крепятся поддерживающие валы (29) натяжителя, на концах которых расположены упирающиеся в замкнутую эластичную ленту опорные катки (30).

Устройство работает следующим образом.

Крутящий момент со ступицы автомобиля при помощи прикрепленного к ней фланца, одновременно установленного через отверстие в задней стенке неподвижного вертикального редуктора на шлицах ведущего промежуточного вала вертикального редуктора, передается на первую передаточную шестерню вертикального редуктора. Для соблюдения правильности направления вращения количество передаточных шестерен как в вертикальном неподвижном редукторе, так и в подвижном редукторе равно пяти.

Вращающийся момент с первой передаточной шестерни передается последовательно на расположенные ниже в ряд на промежуточных валах промежуточные 2-4 шестерни, а затем на пятую передаточную шестерню, которая установлена на один конец нижнего соединяющего вала, соединенного с неподвижным вертикальным редуктором через отверстие в передней стенке корпуса вертикального неподвижного редуктора. На другом конце нижнего соединяющего вала установлена центральная третья передаточная шестерня подвижного редуктора.

Таким образом, вращающий момент с пятой передаточной шестерни вертикального неподвижного редуктора через нижний соединяющий вал передается на центральную третью шестерню подвижного редуктора, с которой момент передается на вторую и четвертую передаточные шестерни, а затем и на крайние первую и пятую передаточные шестерни. С крайних промежуточных валов первой и пятой передаточных шестерен вращающий момент передается посредством фланцев, прикрепленных через отверстия в передней стенке корпуса подвижного редуктора, на ведущие колеса приводного устройства, прикрепленные к этим фланцам. Ведущие колеса приводного устройства приводят во вращение замкнутую эластичную ленту посредством параллельных фиксирующих стальных планок, расположенных параллельно друг другу по внутреннему периметру эластичной ленты перпендикулярно направлению движения ленты.

Нижний соединяющий вал установлен на подшипниках внутри соединяющей втулки, которая, в свою очередь, одним концом вставлена с возможностью вращения через соответствующие подшипники в нижнюю ступицу вертикального редуктора, установленную на передней стенке корпуса вертикального редуктора, а другим концом соединяющая втулка неподвижно присоединена к геометрическому центру задней крышки корпуса подвижного редуктора. При наличии препятствия (например, в виде ямы или бревна) или стопорении ведущих колес и соответственно нижнего соединяющего вала подвижный редуктор вместе с жестко скрепленной втулкой нижнего соединяющего вала делает поворот вокруг оси втулки до момента вывода ведущих колес с эластичной лентой на поверхность, пригодную для нормального режима движения и возобновления их вращения.

В момент переворота конструкции из ведущих колес соединенные вместе втулка и вал натяжителя плавно смещаются в нужном направлении посредством фиксирующих роликов, установленных внутри корпуса натяжителя по периметру в его верхней и нижней частях, натягивая, посредством поддерживающих валов с катками, замкнутую эластичную ленту в направлении, перпендикулярном опорной поверхности, оставляя поверхность ленты, контактирующей с поверхностью, по которой движется автомобиль, в положении, параллельном поверхности или в положении максимального контакта опорной части ленты с поверхностью сопряжения. Посредством изменения положения на валу натяжителя регулировочной гайки можно менять глубину проникновения конца вала натяжителя во втулку натяжителя и тем самым регулировать общий натяг замкнутой эластичной ленты.

Источники информации

1. Патент ФРГ DE 3146511 А1, В 62 D 55/08, 28.04.1983.

2. Патент РФ RU 2105691 C1, В 62 D 55/08, 11.05.1994.

Наверх