натяжитель цепи распределительного вала двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F16H7/08 приспособления для изменения натяжения ремней, канатов или цепей
F02B67/06 приводимых посредством бесконечных цепей, ремней или других аналогичных элементов 
Патентообладатель(и):Исаев Вячеслав Викторович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-11-09
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к наятяжителям цепи для привода распределительных валов. Изобретение позволяет автоматизировать процесс натяжения цепи и повысить надежность работы натяжителя. Натяжитель цепи распределительного вала двигателя внутреннего сгорания содержит корпус, ось привода с пружиной и фиксатор. Внутри корпуса установлен подвижной регулировочный винт, внутренняя полость которого снабжена передвижной осью привода с пружиной. Фиксатор выполнен в виде колпачковой гайки, навернутой на крышку корпуса. Внутри гайки установлен шарик-фиксатор, опирающийся на ось привода. Подвижная ось привода выполнена составного сечения, верхняя часть которой имеет цилиндрическую форму, а нижняя - плоскую. В рабочем состоянии ось привода передвигается от вращения пружины, один из концов которой закреплен на корпусе натяжителя, а другой конец пружины укреплен на верхней части оси привода. В натяжитель устанавливается пружина часового типа плоской формы. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. натяжитель цепи распределительного вала двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2281426

натяжитель цепи распределительного вала двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2281426 натяжитель цепи распределительного вала двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2281426 натяжитель цепи распределительного вала двигателя внутреннего   сгорания, патент № 2281426

Формула изобретения

1. Натяжитель цепи распределительного вала двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, ось привода с пружиной и фиксатор, отличающийся тем, что внутри корпуса установлен подвижный регулировочный винт, внутренняя полость которого снабжена передвижной осью привода с пружиной, а фиксатор выполнен в виде колпачковой гайки, навернутой на крышку корпуса, внутри гайки установлен шарик-фиксатор, опирающийся на ось привода.

2. Натяжитель по п.1, отличающийся тем, что подвижная ось привода выполнена составного сечения, верхняя часть которой имеет цилиндрическую форму, а нижняя - плоскую, в рабочем состоянии ось привода передвигается от вращения пружины, один из концов которой закреплен на корпусе натяжителя, а другой конец пружины укреплен на верхней части оси привода.

3. Натяжитель по п.1, отличающийся тем, что в нем установлена пружина часового типа плоской формы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к различным конструктивным элементам двигателей внутреннего сгорания легковых автомобилей и, в частности, к распределительному валу и предназначено для натяжения его цепи.

Известен натяжитель цепи распределительного вала ДВС механического принципа действия, содержащий корпус, пружину, устройство ограничения обратного хода с обратным клапаном /1/.

Основным существенным недостатком известного натяжителя цепи является его невысокая надежность в работе за счет частого провисания цепи.

Известен также натяжитель цепи механического типа, содержащий корпус, с одного конца которого имеется регулирующая колпачковая гайка-фиксатор. Внутри корпуса на оси привода установлена пружина цилиндрического сечения /2/.

Основным существенным недостатком данного технического решения, выбранного автором за прототип заявляемого изобретения, является частая необходимость осуществления контроля за натяжением цепи, что влияет на надежность работы устройства.

Основная задача, решаемая данным изобретением - устранение изложенных выше недостатков, повышение надежности работы натяжителя, автоматизация процесса натяжения цепи.

Натяжитель цепи распределительного вала двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, ось привода с пружиной и фиксатор, согласно изобретению отличается тем, что внутри корпуса установлен подвижной регулировочный винт, внутренняя полость которого снабжена передвижной осью привода с пружиной. Фиксатор выполнен в виде колпачковой гайки, навернутой на крышку корпуса, внутри гайки установлен шарик-фиксатор, опирающийся на ось привода. Подвижная ось привода выполнена составного сечения, верхняя часть которой имеет цилиндрическую форму, а нижняя - плоскую, в рабочем состоянии ось привода передвигается от вращения пружины, один из концов которой закреплен на корпусе натяжителя, а другой конец пружины укреплен на верхней части оси привода. В натяжителе установлена пружина часового типа плоской формы.

Новые существенные признаки, изложенные выше, не встречаются у известных натяжителей цепи аналогичного назначения ни в практике автомобильной промышленности, ни в патентно-технических источниках. Все присущие данному изобретению признаки достаточны для реализации изобретения, а каждый в отдельности необходим.

Правомерно сделать вывод о соответствии заявленного технического решения критерию новизны и изобретательскому уровню.

Все присущие существенные признаки заявляемого технического решения обеспечивают его неоднократное использование, что полностью соответствует критерию промышленная применимость.

Таким образом, правомерен вывод о соответствии заявляемого технического решения изобретению.

Предлагаемая техническая сущность нового технического решения поясняется чертежом, где:

- на фиг.1 показан общий вид натяжителя (в разрезе),

- на фиг.2 показано сечение нижней части оси привода натяжителя,

- на фиг.3 показан натяжитель в рабочем положении (в разрезе).

Натяжитель состоит из корпуса 1 (фиг.1), внутри которого установлен передвижной регулировочный винт 2. Внутренняя полость передвижного винта снабжена подвижной осью привода 3. В расширенной верхней части корпуса 4 установлена пружина 5, один конец которой закреплен на корпусе, а другой - к оси привода 3. Пружина 5 часового типа имеет плоское сечение. Ось привода 3 (фиг.1 и фиг.2) выполнена составного сечения и имеет в верхней части цилиндрическую форму, в нижней части - плоскую (фиг.2). Для ограничения передвижения оси привода она опирается на опорную шайбу 6 (фиг.1 и 3). В верхней части корпуса установлен фиксатор, выполненный в виде колпачковой гайки 7 (фиг.1), наварачиваемой на резьбовую часть горловины 8 корпуса натяжителя до упора шарика-фиксатора 9, расположенного в колпачковой гайке, с торцевовой частью оси привода 3.

Натяжитель работает следующим образом.

Наворачивая регулировочный винт 2 (фиг.3) через ось привода 3, закручивается пружина 5, которая стопорится колпачковой гайкой 7, давящей на шарик-фиксатор 9. Фиксатор, в свою очередь, давит на торец оси привода 3, ось лишается подвижности, прижимаясь выступом к опорной шайбе 6 (фиг.3). После установки натяжителя шарик-фиксатор удаляется, а колпачковая гайка заварачивается на свое место, исключая течь масла. Без шарика-фиксатора закрученная колпачковая гайка своим дном не достает до оси привода. Освобожденная ось привода 3, приводимая во вращение пружиной 5, выворачивает винт, выбирая зазор. Пружина 5 большой длины выкручивает винт почти с одинаковой силой на заданное расстояние. Сила пружины, шаг резьбы и вибрация работающего двигателя внутреннего сгорания создают на винте требуемое усилие и надежную работу натяжителя, практически работающего в автоматическом режиме.

Работа натяжителя заявляемой конструкции апробирована в виде опытного образца на легковом автомобиле марки «Жигули». Получены положительные результаты. При работе не выявлено износов деталей натяжителя.

Источники информации

1. А.Э. Хрулев. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. М., «За рулем», 1998, с.76.

2. Автомобили «Жигули» ВАЗ-2104, 2105, 2107. Устройство, ремонт. М., Транспорт, 1991, с.29.

Класс F16H7/08 приспособления для изменения натяжения ремней, канатов или цепей

способ натяжения цепи двигателя автомобиля и натяжитель цепи двигателя автомобиля -  патент 2511764 (10.04.2014)
натяжитель цепи -  патент 2480367 (27.04.2013)
передача ременная -  патент 2437013 (20.12.2011)
гидромеханическое устройство для натяжения цепи -  патент 2436002 (10.12.2011)
способ натяжения зубчатого ремня -  патент 2435088 (27.11.2011)
установка компрессора на транспортной машине -  патент 2425234 (27.07.2011)
натяжное устройство -  патент 2388952 (10.05.2010)
натяжное устройство для ременных и цепных передач -  патент 2316686 (10.02.2008)
устройство для натяжения гибких элементов -  патент 2313708 (27.12.2007)
натяжитель передачи гибкой связью -  патент 2310784 (20.11.2007)

Класс F02B67/06 приводимых посредством бесконечных цепей, ремней или других аналогичных элементов 

Наверх