стопор вала с замковым механизмом

Классы МПК:B60R25/02 действующие на рулевое устройство 
E05B27/10 приводимыми в действие другими элементами ключа, например отверстиями, в которые входят выступы на задержке 
E05B65/00 Замки специального назначения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Шлеппер Григорий Яковлевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-09-20
публикация патента:

Изобретение относится к стопорам вала и может быть использовано в транспортных средствах как противоугонное устройство и в качестве замка для защиты помещений. Стопор вала с замковым механизмом снабжен ключом, выполненным в виде пластины с углублениями, для отпирания этого механизма. Стопор вала состоит из корпуса, барабана и захвата. Корпус и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси. Штифты барабана подпружинены с образованием замкового механизма. Барабан установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси, захват жестко установлен в корпусе, в захвате и в барабане выполнены вырезы под вал. В барабане выполнено центральное цилиндрическое отверстие, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями. Каждый штифт состоит не менее чем из трех частей: одна часть - ступенчатая, взаимодействующая с ключом, другая - составная из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, а последняя - взаимодействующая с поршнем. Технический результат заключается в расширении области применения и предотвращении возможности несанкционированного разблокирования стопора вала. 2 ил. стопор вала с замковым механизмом, патент № 2281213

стопор вала с замковым механизмом, патент № 2281213 стопор вала с замковым механизмом, патент № 2281213

Формула изобретения

Стопор вала с замковым механизмом, снабженный ключом для отпирания этого механизма и состоящий из корпуса, барабана и захвата, корпус и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси, штифты барабана подпружинены с образованием замкового механизма, причем барабан установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси, захват жестко установлен в корпусе, в захвате и в барабане выполнены вырезы под блокируемый вал, отличающийся тем, что в барабане выполнено центральное цилиндрическое отверстие, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями, причем каждый штифт состоит не менее чем из трех частей: одна часть ступенчатая, взаимодействующая с ключом, другая - составная из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, а последняя - взаимодействующая с поршнем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к стопорам вала и может быть использовано в транспортных средствах как противоугонное устройство и в качестве замка для защиты помещений.

Известен блокиратор вала рулевого колеса по патенту РФ №2228863 (опубл. 20.05.2004), состоящий из цилиндра, охватывающего вал, ось которого перпендикулярна продольной оси вала, стопора, устанавливаемого в паз цилиндра и зафиксированного замковым механизмом с ключом для отпирания этого механизма. Стопор состоит из трех частей: корпуса, барабана и захвата, и корпус, и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси, штифты барабана подпружинены с образованием замкового механизма, барабан установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси, захват же жестко установлен в корпусе, и в нем и в барабане выполнены вырезы под рулевой вал. Данный блокиратор вала рулевого колеса наиболее близок к предлагаемому стопору вала с замковым механизмом.

Наличие цилиндра, охватывающего вал рулевого колеса, сужает область применения блокиратора. Кроме того, в блокираторе вала рулевого колеса подпружиненные запирающие штифты позволяют подбирать отмычками их кодовое положение, так как пружина совместно с отмычкой дает возможность перемещать штифт в противоположные стороны с целью разблокировки секретного механизма. Фиксированная длина запирающих штифтов снижает точность сборки секретного механизма, а значит, ухудшает его технические качества - работу без сбоев, стойкость к внешним воздействиям (отмычкам).

Предлагаемым изобретением решается задача расширения области применения и предотвращения возможности несанкционированного разблокирования стопора вала.

Для достижения этого технического результата в стопоре вала с замковым механизмом, снабженном ключом для отпирания этого механизма и состоящем из корпуса, барабана и захвата, корпус и барабан снабжены штифтами, расположенными соосно по окружности вдоль оси, штифты барабана подпружинены с образованием замкового механизма, причем барабан установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси, захват же жестко установлен в корпусе, в захвате и в барабане выполнены вырезы под вал, кроме того, в барабане выполнено центральное цилиндрическое отверстие, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями, причем штифты состоят не менее чем из трех частей: одни - ступенчатые, взаимодействующие с ключом, другие - составные из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, а последние - взаимодействующие с поршнем.

Отличительными признаками предлагаемого стопора вала от указанного выше блокиратора рулевого колеса являются выполнение в барабане центрального цилиндрического отверстия, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями, и то что, штифты состоят не менее чем из трех частей: одни - ступенчатые, взаимодействующие с ключом, другие - составные из цилиндра и стержня с возможностью фиксированного изменения длины, а последние - взаимодействующие с поршнем.

В отличие от прототипа, набор кода замкового механизма производится в момент сборки стопора вала и исключает все промежуточные ошибки и отклонения, возможные при изготовлении механизма. Средние штифты изменяют свою длину при введенном в стопор вала ключе и фиксируются в этом кодовом положении. Усилие фиксации кодового положения длины средних штифтов можно регулировать. При грубом физическом воздействии: ударе, высверливании, штифты изменят свою длину и тем самым блокируют замковый механизм стопора вала.

Выполнение в барабане центрального цилиндрического отверстия, в которое установлен подпружиненный ступенчатый поршень, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями, позволяет значительно повысить стойкость замкового механизма стопора вала к криминальному взлому. При воздействии на отдельный ступенчатый штифт отмычкой усилие будет передаваться через последующие два штифта на поршень. Поршень от этого воздействия и усилия пружины начнет поворачиваться в плоскости, проходящей через ось его вращения, в результате чего его цилиндрическая часть начнет зажимать последнюю часть штифта. Произойдет фиксация перемещения всех трех частей: штифтов, находящихся в отверстии. Причем чем сильнее усилие, тем сильнее фиксация. При прекращении воздействия под действием пружины штифты возвращаются в исходное положение. Если усилия пружины оказалось недостаточно, то разблокировка происходит при вводе ключа, который воздействует сразу как минимум на две, три части штифта. При таком воздействии поршень расклинивается.

Предлагаемый стопор вала с замковым механизмом иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1, 2.

На фиг.1 показан общий вид стопора вала;

на фиг.2 - то же, продольный разрез.

Стопор вала 1 с замковым механизмом снабжен ключом 2, выполненным в виде пластины с углублениями, для отпирания этого механизма. Стопор вала состоит из корпуса 3, барабана 4 и захвата 5. Корпус и барабан снабжены штифтами 6, расположенными соосно по окружности вдоль оси. Штифты барабана 4 подпружинены с образованием замкового механизма. Барабан 4 установлен в корпусе с возможностью поворота вокруг своей оси, захват 5 жестко установлен в корпусе, и в захвате и в барабане выполнены вырезы под вал 1. В барабане выполнено центральное цилиндрическое отверстие, в которое установлен ступенчатый поршень 7 с пружиной 8, взаимодействующий со штифтами торцевой и цилиндрической частями. Каждый штифт 6 состоит не менее чем из трех частей: одна часть 9 - ступенчатая, взаимодействующие с ключом 2, другая - составная из цилиндра 10 и стержня 11 с возможностью фиксированного изменения длины, а последняя 12 - взаимодействующая с поршнем 7. Захват 5 имеет такой вырез, который позволяет корпусу 3 будучи установленным на вал 1 вместе с захватом 5 поворачиваться вокруг своей оси при разблокировке ключом 2 корпуса 3 относительно барабана 4 на тридцать градусов вправо или влево.

Стопор вала с замковым механизмом работает следующим образом. Стопор находится в состоянии "открыто", это значит, что вырез барабана 4 совмещен с вырезом захвата 5 так, что стопор может свободно надеваться на вал 1.

В состояние "открыто" стопор вала приводится ключом 2. Ключ 2 вводится на торцевую часть корпуса 3, при этом штифты 6 перемещаются в плоскость разъема между корпусом 3 и барабаном 4. После этого корпус 3 поворачивается рукой относительно барабана 4 до совмещения его углубления с углублением захвата 5 (захват 5 жестко связан с корпусом 3). Это положение "открыто" и ключ 2 снимается с торца корпуса 3.

Стопор поворачивается рукой до упора захвата 5 в вал 1. Поворот стопора возможен только в одну сторону, так как при повороте в другую он упрется в вал 1 вырезом захвата 5. Это приводит к совмещению соосных отверстий со штифтами 6 корпуса 3 и барабана 4, штифты 6 под действием подпружиненного поршня 9 перемещаются до упора, фиксируя при этом стопор в положение "закрыто". Установка стопора вала с замковым механизмом завершена. В таком положении стопор надежно зафиксирован.

Разблокировка стопора вала 1 производится в обратном порядке. Ключ 2 вводится на торцевую часть корпуса 3, отжимает штифты 6, при этом штифты перемещаются в плоскость разъема между корпусом 3 и барабаном 4. После этого корпус 3 поворачивается рукой относительно барабана 4 до упора захвата 5 в вал 1. Далее ключ 2 снимается с торцевой части корпуса 3 и убирается. При дальнейших установках, как показывает практика, ключ 2 не требуется, он необходим лишь при разблокировке.

Технический эффект от применения предлагаемого стопора вала заключается в более эффективной системе защиты замкового механизма по сравнению с аналогичными устройствами при попытке его несанкционированного вскрытия:

- новая конструкция штифтов обеспечивает наиболее высокую точность набора кода, исключая все промежуточные погрешности технологии изготовления изделия.

- ступенчатый поршень, который взаимодействует с последними частями штифтов, блокирует их отдельные перемещения, затрудняя поиск кодового положения последних.

Расширяется область применения стопора вала с замковым механизмом по сравнению с прототипом.

Класс B60R25/02 действующие на рулевое устройство 

замок -  патент 2526210 (20.08.2014)
замок -  патент 2514861 (10.05.2014)
устройство замка блокировки рулевого управления -  патент 2504490 (20.01.2014)
противоугонное устройство для рулевой колонки -  патент 2479451 (20.04.2013)
устройство блокировки рулевой колонки -  патент 2477689 (20.03.2013)
противоугонное устройство для блокирования поворотного вала транспортного средства -  патент 2461475 (20.09.2012)
электрическое блокирующее устройство рулевого механизма, в частности, для автомобиля -  патент 2421351 (20.06.2011)
способ защиты от угона самоходных транспортных средств с рулевым управлением -  патент 2394704 (20.07.2010)
замок -  патент 2393100 (27.06.2010)
способ блокировки рулевого управления самоходных транспортных средств -  патент 2388628 (10.05.2010)

Класс E05B27/10 приводимыми в действие другими элементами ключа, например отверстиями, в которые входят выступы на задержке 

Класс E05B65/00 Замки специального назначения

Наверх