способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное колесо

Классы МПК:G01L5/28 для испытания тормозов 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "АГРОЭЛ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-02-21
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к способам определения сил нажатия тормозных колодок на колеса железнодорожных вагонов. Техническим результатом изобретения является снижение трудоемкости при определении силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное колесо. Способ определения силы нажатия заключается в размещении на поверхности колеса чувствительного элемента, введении в него ультразвуковой волны, снятии калибровочной зависимости t1=f(H) времени распространения ультразвуковой волны t1 от величины, приложенной к чувствительному элементу силы нажатия Н в отсутствие тормозной колодки, регистрации времени распространения t2 ультразвуковой волны при размещении тормозной колодки на чувствительном элементе, приложении к колодке силы нажатия и определении действующей силы нажатия тормозной колодки на колесо по зависимости t1=f(H) и величине t2. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное   колесо, патент № 2279649

способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное   колесо, патент № 2279649 способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное   колесо, патент № 2279649

Формула изобретения

1. Способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное колесо, при котором размещают на поверхности колеса чувствительный элемент и деформируют его под действием механических усилий, отличающийся тем, что вводят в чувствительный элемент ультразвуковую волну, снимают калибровочную зависимость t1=f(H) времени распространения ультразвуковой волны t1 от величины приложенной к чувствительному элементу силы нажатия Н в отсутствие тормозной колодки, регистрируют время распространения t2 ультразвуковой волны при размещении тормозной колодки на чувствительном элементе и приложении к колодке силы нажатия и определяют действующую силу нажатия по зависимости t1=f(H) и величине t 2.

2. Способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное колесо по п.1, отличающийся тем, что осуществляют наклонный ввод ультразвуковой волны в чувствительный элемент.

3. Способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное колесо по п.1, отличающийся тем, что вводят в чувствительный элемент ультразвуковую волну с частотой больше 5 МГц.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к способам определения сил нажатия тормозных колодок на колеса железнодорожных вагонов.

Известен способ определения и проверки сил нажатия тормозных колодок на колеса железнодорожных вагонов, заключающийся в том, что сначала определяют для нового стояночного тормоза или берут (принимают) известное значение передаточного числа рычажной передачи стояночного тормоза и передаточное отношение червячной передачи стояночного тормоза железнодорожного вагона, а затем рассчитывают силу нажатия тормозной колодки на колесо от действия стояночного тормоза с учетом большого количества параметров и размерных характеристик кинематических цепей [1].

Однако указанный способ обладает невысокой точностью, так как определение реальной силы нажатия тормозной колодки на колесо ведется чисто расчетным путем и не учитываются все параметры рычажной передачи.

В качестве прототипа заявляемого технического решения выбран способ определения статической силы нажатия тормозной колодки на колесо, заключающийся в том, что действие тормозной колодки на колесо моделируют с помощью измерительного устройства, размещаемого вместо колодки между поверхностью колеса и тормозного башмака и содержащего в качестве чувствительного элемента тензопреобразователи [2]. При приложении к измерительному устройству силы, равной силе нажатия реальной тормозной колодки, происходит деформация тонкой металлической пластины, находящейся в контакте с колесом. Эта деформация регистрируется мостовой схемой, в плечах которой находятся тензопреобразователи, преобразующие возникающие деформации в электрический сигнал, пропорциональный действующей на измерительное устройство силе нажатия.

Недостатком известного способа является высокая трудоемкость в процессе определения сил нажатия большого количества колодок, например комплекта колодок пассажирского или грузового вагона, обусловленная необходимостью демонтажа каждой колодки в процессе определения ее силы нажатия.

Технический результат, который может быть получен при использовании изобретения, - снижение трудоемкости определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное колесо.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное колесо, в котором размещают на поверхности колеса чувствительный элемент и деформируют его под действием механических усилий, вводят в чувствительный элемент ультразвуковую волну, снимают калибровочную зависимость t1=f(H) времени распространения t1 ультразвуковой волны от величины, приложенной к чувствительному элементу силы нажатия Н в отсутствие тормозной колодки, регистрируют время распространения t2 ультразвуковой волны при размещении тормозной колодки на чувствительном элементе и приложении к колодке силы нажатия и определяют действующую силу нажатия по зависимости t1=f(Н) и величине t2. При этом осуществляют наклонный ввод ультразвуковой волны в чувствительный элемент, а ее частоту выбирают больше 5 МГц.

Изобретение иллюстрируется чертежами. На фиг.1 схематически изображено устройство, при помощи которого реализуется заявляемый способ; на фиг.2 иллюстрируется распространение ультразвуковых (УЗ) волн в чувствительном элементе.

Устройство для реализации заявляемого способа включает чувствительный элемент - акустическую пластину 1 с известными линейными размерами - длиной L и толщиной d, пьезопреобразователь (выполняющий функции излучателя и приемника УЗ-волн) 2, совмещенный с наклонной призмой и расположенный на ненагружаемом торце пластины 1, генератор ультразвуковых волн 3 и вычислительный блок 4. Пластина 1 выполнена из материала с малым акустическим сопротивлением, например стали, толщиной 2-3 мм. Для снижения неоднородности переходов "пластина - колодка" и "пластина - колесо" между пластиной 1 - с одной стороны, и колодкой 5 и колесом 6 - с другой стороны, размещаются изоляторы 7, выполненные, например, в виде резиновой мембраны. Крепление устройства может осуществляться как с помощью магнита на колесо, так и с помощью пружины на колодку.

Измерение усилия прижима тормозной колодки 5 к поверхности железнодорожного колеса 6 осуществляется следующим образом.

Первый этап - калибровка. Пластина 1 размещается на поверхности колеса 6 и в отсутствие тормозной колодки 5 нагружается изменяющейся (например, ступенчато с определенным шагом) нагрузкой, диапазон изменения которой соответствует реальному диапазону силы нажатия колодки 5 к колесу 6 в условиях эксплуатации. Посредством пьезопреобразователя 2 осуществляется наклонный ввод в пластину 1 ультразвуковых колебаний. Частота УЗ-колебаний F выбирается большей 5 МГц, так как при меньшей частоте большая часть энергии УЗ-волны не отражается от деформированных верхних слоев кристаллической решетки пластины 1 и уходит из пластины 1 через ее боковые поверхности.

Характер распространения УЗ-волн в материале акустической пластины 1 показан на фиг.2.

Величина h определяет длину хода фронта волны за один период

способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное   колесо, патент № 2279649

Число переотражений n УЗ-волны составит

способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное   колесо, патент № 2279649

На практике для измерения силы нажатия колодки L выбирается равной способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное   колесо, патент № 2279649 130 мм, dспособ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное   колесо, патент № 2279649 1 мм, способ определения силы нажатия тормозной колодки на железнодорожное   колесо, патент № 2279649 =30 градусов, тогда h=1,155 мм, n=225. При деформации пластины 1, равной, например, 5 мкм, замедление фронтальной скорости УЗ-волны соответствует пути, проходимому УЗ-волной - 5n=1,125 мм. Эта величина вполне может быть разрешима типичным пьезопреобразователем, что подтверждает возможность практической реализации заявляемого способа.

Измерение силы нажатия основано на том факте, что приложение к пластине 1 силы H, ориентированной перпендикулярно ее боковым поверхностям, приводит к деформации кристаллической решетки верхних слоев пластины 1 и формированию дополнительной границы раздела сред - между напряженной и ненапряженной областями пластины 1, от которой происходит переотражение УЗ-волны. Как следствие, фронтальная скорость УЗ-волны растет. Снятие калибровочной зависимости заключается в измерении времени прихода отраженной УЗ-волны t1 от величины силы H.

После снятия калибровочной зависимости t1=f(Н) на пластину 1 устанавливается тормозная колодка 5 и определяется время прихода t2 отраженной УЗ-волны в условиях реально действующей силы нажатия. Затем по измеренной величине t2 и калибровочной зависимости t1=f(Н) определяется действующая сила нажатия.

Таким образом, по сравнению со способом-прототипом заявляемый способ характеризуется значительно меньшей трудоемкостью, так как демонтаж колодки в процессе общего испытания всего комплекта тормозных колодок осуществляется только один раз - на этапе калибровки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Патент РФ №2097240, кл. В 61 Н 13/34, 1997 г.

2. Патент США №5038605, НКИ 73/129, 1991 г. (прототип).

Класс G01L5/28 для испытания тормозов 

способ диагностирования тормозной магистрали подвижного состава (варианты) -  патент 2492080 (10.09.2013)
способ контроля технологического процесса опробования тормозов подвижного состава железных дорог -  патент 2487025 (10.07.2013)
испытательный стенд -  патент 2482461 (20.05.2013)
стенд для диагностирования тормозов -  патент 2470272 (20.12.2012)
способ выявления неисправных воздухораспределителей подвижного состава -  патент 2466044 (10.11.2012)
способ диагностирования тормозов автомобиля, оборудованного антиблокировочной системой -  патент 2464187 (20.10.2012)
передвижной прицеп-стенд для диагностики, регулировки, ремонта, установки тормозной системы колес автомобилей -  патент 2456184 (20.07.2012)
способ испытания фрикционного изделия -  патент 2453452 (20.06.2012)
предохранительное устройство ползуна коксоудаляющей установки -  патент 2439123 (10.01.2012)
испытательный стенд -  патент 2431814 (20.10.2011)
Наверх