адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата

Классы МПК:G05D1/04 управление высотой полета или глубиной погружения 
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-02-04
публикация патента:

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами, которые реализуют в процессе полета развороты со значительными углами атаки. Система управления содержит летательный аппарат как объект управления, рулевой привод, измеритель углового положения по тангажу, измеритель угловой скорости по тангажу, суммирующий усилитель, датчик скоростного напора, датчик высоты и скорости изменения высоты, датчик скорости полета, задатчик сигнала высоты, блок рассогласования, первый блок ограничения сигнала, функциональный преобразователь, второй блок ограничения сигнала, функциональное устройство ограничения сигнала, первый задатчик опорного сигнала, первый блок деления и первый блок умножения, при этом функциональный преобразователь содержит по два задатчика опорного сигнала, блока деления, блока умножения и сумматора. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и ограничение угла атаки летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

Формула изобретения

1. Адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, содержащая летательный аппарат как объект управления, рулевой привод, измеритель углового положения по тангажу, измеритель угловой скорости по тангажу и суммирующий усилитель, отличающаяся тем, что она содержит датчик скоростного напора, датчик высоты и скорости изменения высоты, датчик скорости полета, задатчик сигнала высоты, блок рассогласования, первый блок ограничения сигнала, функциональный преобразователь, второй блок ограничения сигнала, функциональное устройство ограничения сигнала, первый задатчик опорного сигнала, первый блок деления и первый блок умножения, выход задатчика сигнала высоты через блок рассогласования соединен со входом суммирующего усилителя, первый и второй выходы датчика высоты и скорости изменения высоты соединены соответственно со вторым входом блока рассогласования и через первый блок умножения - со вторым входом суммирующего усилителя, выход первого блока ограничения сигнала подключен через последовательно соединенные функциональный преобразователь и второй блок ограничения сигнала ко входу рулевого привода, а вход первого блока ограничения сигнала соединен с выходом суммирующего усилителя, датчик скоростного напора соединен со вторым входом функционального преобразователя непосредственно и через функциональное устройство ограничения сигнала со вторым входом первого блока ограничения сигнала, измеритель углового положения по тангажу и измеритель угловой скорости по тангажу соединены соответственно с третьим и четвертым входами функционального преобразователя, первый задатчик опорного сигнала и датчик скорости полета соединены с первым и вторым входами первого блока деления соответственно, а выход первого блока деления подключен ко второму входу первого блока умножения.

2. Адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата по п.1, отличающаяся тем, что функциональный преобразователь содержит последовательно соединенные второй задатчик опорного сигнала и второй блок деления, последовательно соединенные первый сумматор, второй блок умножения и второй сумматор, выход которого является выходом функционального преобразователя, последовательно соединенные третий задатчик опорного сигнала, третий блок деления и третий блок умножения, выход которого соединен со вторым входом второго сумматора, выход второго блока деления соединен со вторым входом второго блока умножения, при этом первый вход первого сумматора, второй вход второго блока деления, второй вход первого сумматора и второй вход третьего блока умножения являются первым, вторым, третьим и четвертым входами функционального преобразователя соответственно.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами, которые реализуют в процессе полета развороты со значительными углами атаки.

Известны системы управления летательными аппаратами, содержащие в канале тангажа задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу и суммирующий усилитель, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на рулевые приводы летательного аппарата [1].

Недостатком такой реализации является ограниченность возможностей управления, требующих средств ограничения угла атаки летательного аппарата.

К известным решениям можно отнести введение дополнительных фильтров в канал управления для ограничения угла атаки [2]. Однако, эти фильтры решают частные задачи, как и описано в [2], например, в условиях ветровых порывов; в то же время фильтры в прямой цепи ослабляют прохождение сигналов управления.

К известным решениям по формированию системы управления высотой полета можно отнести систему управления по [3]. Эта система содержит и контур управления по тангажу, включающий в себя блоки по аналогу [1], описанные выше, и контур управления высотой полета, содержащий датчик высоты полета и скорости ее изменения (например, радиовысотомер), задатчик сигнала высоты, блок рассогласования по высоте и суммирующий усилитель для формирования закона управления высотой полета.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является система управления каналом тангажа летательного аппарата, содержащая измеритель углового положения по тангажу и рулевой привод [4].

Недостатками известной системы являются ограниченные функциональные возможности в условиях нестационарности параметров и отсутствие средств ограничения угла атаки летательного аппарата.

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является расширение функциональных возможностей и ограничение угла атаки.

Указанный технический результат достигается тем, что в известную систему управления высотой полета летательного аппарата, содержащую летательный аппарат как объект управления, рулевой привод, измеритель углового положения по тангажу, измеритель угловой скорости по тангажу и суммирующий усилитель, дополнительно введены датчик скоростного напора, датчик высоты и скорости изменения высоты, датчик скорости полета, задатчик сигнала высоты, блок рассогласования, первый блок ограничения сигнала, функциональный преобразователь, второй блок ограничения сигнала, функциональное устройство ограничения сигнала, первый задатчик опорного сигнала, первый блок деления и первый блок умножения, выход задатчика сигнала высоты через блок рассогласования соединен со входом суммирующего усилителя, первый и второй выходы датчика высоты и скорости изменения высоты соединены соответственно со вторым входом блока рассогласования и через первый блок умножения - со вторым входом суммирующего усилителя, выход первого блока ограничения сигнала подключен через последовательно соединенные функциональный преобразователь и второй блок ограничения сигнала ко входу рулевого привода, а вход первого блока ограничения сигнала соединен с выходом суммирующего усилителя, датчик скоростного напора соединен со вторым входом функционального преобразователя непосредственно и через функциональное устройство ограничения сигнала - со вторым входом первого блока ограничения сигнала, измеритель углового положения по тангажу и измеритель угловой скорости по тангажу соединены соответственно с третьим и четвертым входами функционального преобразователя, первый задатчик опорного сигнала и датчик скорости полета соединены с первым и вторым входами первого блока деления соответственно, а выход первого блока деления подключен ко второму входу первого блока умножения. Кроме того, функциональный преобразователь содержит последовательно соединенные второй задатчик опорного сигнала и второй блок деления, последовательно соединенные первый сумматор, второй блок умножения и второй сумматор, выход которого является выходом функционального преобразователя, последовательно соединенные третий задатчик опорного сигнала, третий блок деления и третий блок умножения, выход которого соединен со вторым входом второго сумматора, выход второго блока деления соединен со вторым входом второго блока умножения, при этом первый вход первого сумматора, второй вход второго блока деления, второй вход первого сумматора и второй вход третьего блока умножения являются первым, вторым, третьим и четвертым входами функционального преобразователя соответственно.

На фиг.1 представлена структурная схема системы управления, на фиг.2 представлена блок-схема функционального преобразователя, на фиг.3 представлена статическая характеристика функционального устройства ограничителя сигнала.

Адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата (фиг.1) содержит последовательно соединенные задатчик сигнала высоты 1 (ЗСВ), блок рассогласования 2 (БР), суммирующий усилитель 3 (СУ), первый блок ограничения сигнала 4 (1 БОС), функциональный преобразователь 5 (ФП), второй блок ограничения сигнала 6 (2 БОС), рулевой привод 7 (РП) и летательный аппарат как объект управления 8 (ЛА), датчик скоростного напора 9 (ДСН) соединен со вторым входом функционального преобразователя 5 непосредственно и через функциональное устройство ограничения сигнала 10 (ФУОС) - со вторым входом первого блока ограничения сигнала 4, измеритель углового положения по тангажу 11 (ИУПТ) и измеритель угловой скорости по тангажу 12 (ИУСТ) соединены соответственно с третьим и четвертым входами функционального преобразователя 5, первый и второй выходы датчика высоты и скорости изменения высоты 13 (ДВиСИВ) соединены соответственно со вторым входом блока рассогласования 2 и через первый блок умножения 14 (1 БУ) со вторым входом суммирующего усилителя 3, первый задатчик опорного сигнала 15 (1 ЗОС) и датчик скорости полета 16 (ДСП) соединены с первым и вторым входами первого блока деления 17 (1 БД) соответственно, а выход первого блока деления 17 подключен ко второму входу первого блока умножения 14.

Функциональный преобразователь 5 (фиг.2) содержит последовательно соединенные второй задатчик опорного сигнала 18 (2 ЗОС) и второй блок деления 19 (2 БД), последовательно соединенные первый сумматор 20, второй блок умножения 21 и второй сумматор 22, выход которого является выходом функционального преобразователя, последовательно соединенные третий задатчик опорного сигнала 23, третий блок деления 24 и третий блок умножения 25, выход которого соединен со вторым входом второго сумматора 22, выход второго блока деления 19 соединен со вторым входом второго блока умножения 21, при этом первый вход первого сумматора 20, второй вход второго блока деления 19, второй вход первого сумматора 20 и второй вход третьего блока умножения 25 являются первым, вторым, третьим и четвертым входами функционального преобразователя 5 соответственно.

Система управления работает следующим образом.

Выходной сигнал управления адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , формируемый системой управления на основе сигналов задатчиков 1 и 15 и датчиков первичной информации 11, 12, 13 летательного аппарата 8, подается на рулевой привод 7, отклонения руля которого воздействуют на летательный аппарат, изменяя его положение в соответствующем направлении. Выходными параметрами летательного аппарата являются: угол тангажа адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , угловая скорость адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , скорость полета V, высота полета Н, скорость изменения высоты полета адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и скоростной напор q.

Датчики первичной информации измеряют и формируют соответствующие сигналы этих параметров:

- измеритель углового положения по тангажу 11 - сигнал угла тангажа адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и;

- измеритель угловой скорости по тангажу 12 - сигнал угловой скорости по тангажу адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 ;

- датчик скорости полета 16 - сигнал скорости полета Vи;

- датчик высоты и скорости изменения высоты 13 - сигналы высоты полета Ни и скорости ее изменения адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 ;

- датчик скоростного напора 9 - сигнал скоростного напора qи.

Измеренные сигналы адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и, адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , Hи и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 являются координатными, по ним формируются основные контуры управления и стабилизации по высоте и углу тангажа.

Сигналы qи, Vи являются параметрическими и образуют каналы адаптивной перестройки параметров (передаточных чисел и ограничения) основных контуров:

- по контуру тангажа - это передаточные числа в блоке 5 по тангажу Kадаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и угловой скорости адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 ;

- по контуру высоты - это уровень ограничения адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , определенный блоком 10 по зависимости на фиг.3 для сигнала, сформированного контуром высоты в блоке 4, и перестройки передаточного числа адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 по скорости изменения высоты адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 в функции сигнала скорости полета Vи, сформированной блоками 15, 16 и 17.

Функционирование системы управления происходит следующим образом.

Блок 1 выдает сигнал заданной высоты Нзад.. Блок рассогласования 2 формирует рассогласование адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 Н в виде:

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

где Ни - сигнал, поступающий от датчика высоты и скорости изменения высоты 13.

Рассогласование адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 Н поступает на суммирующий усилитель 3, на второй вход которого поступает компонента сигнала адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 . Суммирующий усилитель 3 формирует базовый сигнал управления контура высоты для подачи в контур управления по тангажу адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 у в виде:

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

где Кн - передаточное число по рассогласованию адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 Н;

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 - компонента сигнала адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , формируемая блоками 15, 17, 14 и датчиками 13 и 16.

При этом передаточное число адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 формируется блоками 15, 16, 17 и составляет:

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

где аo - базовый коэффициент, соответствующий, например, полету со средней скоростью Vo, т.е.

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

a Vи - измеренная скорость полета на выходе датчика 16.

Тогда (3) можно записать в виде:

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

В (4) и (5) адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 - базовый передаточный коэффициент по адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , соответствующий скорости Vo.

Величина ао выставляется в первом задатчике опорного сигнала 15.

Соотношение (3) формируется в первом блоке деления 17, т.е. на его выходе имеем сигнал, соответствующий адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 . В первом блоке умножения 14 сигналы адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 (последний с датчика 13) умножаются и полученный сигнал адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 поступает в суммирующий усилитель 3.

Таким образом, по (3) и (5) видна адаптивная перестройка передаточного числа адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 в функции скорости полета V.

Целесообразность и достаточность предложенной адаптации можно показать на основе следующих соображений.

Контур высоты формируется по сигналам летательного аппарата Ни и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 . При этом математически в операторной форме можно записать

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

в то же время

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

где адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 - угол наклона траектории:

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

где адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 - угол атаки.

Из (6) и (7) видно, что для контура управления высотой полета с замыканием и соответственно регулированием по координатам Н и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 скорость полета V является общим параметром, влияющим на процессы регулирования. Абсолютно корректным для инвариантности процессов регулирования к изменению скорости является введение в контур общего коэффициента, обеспечивающего инвариантность сквозных коэффициентов передачи к этому изменению, т.е. введение сомножителя в передаточные коэффициенты КH и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , обратно пропорционального скорости полета V. Однако введение этого сомножителя в прямую цепь - по Н, т.е. в коэффициент КH, существенно сказывается на статической точности, особенно в условиях применения реальных рулевых приводов, имеющих зону нечувствительности. Поэтому величина КH выбирается КH=const по двум соображениям:

1) обеспечения точности;

2) обеспечения устойчивости и качества в сочетании с коэффициентом адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , принятым по (3) и (5).

Сформированный сигнал адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 у ограничивается в блоке 4 до определенной величины адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , которая позволяет соответственно ограничить угол атаки адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 в переходном процессе.

В общем случае летательный аппарат имеет тенденцию к большим забросам на малых скоростных напорах, что определяет введение соответствующей нелинейной зависимости блока адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 в функции от скоростного напора. Эта зависимость в общем виде представлена на фиг.3.

С блока 4 выходит сигнал адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 с учетом необходимого ограничения базового сигнала адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 у.

Сигнал адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 является задающим для части системы управления по тангажу и сформированным на основе сигналов адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 zи, соответствующих адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 z летательного аппарата 8 и поступающих с датчиков 11 и 12.

Таким образом, сигналы адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 поступают в блок 5 для формирования сигнала управления угловой стабилизацией по тангажу. Выходом этого блока является базовый сигнал угловой стабилизации:

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

Блок-схема функционального преобразователя 5 представлена на фиг.2. На схеме отражено сочетание координатных сигналов адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и параметрических Kадаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 в функции скоростного напора qадаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 qи. Действительно, задатчиками 18 и 23 определено базовое значение передаточных чисел адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 соответственно. Зависимость требуемого изменения (адаптации) передаточных чисел от qи реализована во втором 19 и третьем 24 блоках деления: на второй блок деления 19 поступает сигнал адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 от блока 18 и qи от блока 9, на его выходе формируется сигнал, соответствующий адаптированному передаточному числу

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

Соответственно на блок 24 поступают сигналы адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 от блока 23 и qи от блока 9, на выходе его формируется сигнал, соответствующий передаточному числу адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 с учетом адаптации:

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

В блоке 20 формируется рассогласование адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 :

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

В блоке 21 (второй блок умножения) формируется компонента сигнала рассогласования для сигнала адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 в, равная Кадаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , здесь сигнал Кадаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 поступает с блока 19; в блоке 25 формируется компонента сигнала по угловой скорости адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 z, равная адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 , здесь сигнал адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 поступает с блока 24.

В сумматоре 22 формируется сигнал адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 в:

адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119

Базовый сигнал стабилизации адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 в ограничивается в блоке 6 (фиг.1) до технического уровня, соответствующего задействованию в дальнейшем рулевых приводов для этого канала (тангажа-высоты) и с учетом возможности задействования этих рулевых приводов для смежных каналов (курса, крена).

Построение канала адаптации передаточных чисел Кадаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 и адаптивная система управления высотой полета летательного аппарата, патент № 2279119 в функции скоростного напора достаточно и оправдано, поскольку, во-первых, просто и экономично, а во-вторых, отражает инвариантность к нестационарному изменению аэродинамических характеристик летательного аппарата в функции от скоростного напора как доминирующего фактора.

Таким образом, предложенное построение адаптивной системы управления высотой полета летательного аппарата позволяет расширить функциональные возможности управления летательным аппаратом и ограничить угол атаки.

Все блоки системы управления являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники, например, по [5, 6], а также программно-алгоритмически в БЦВМ.

Источники информации

1. Патент РФ №1751716, 30.07.92 г., кл. G 05 B 13/02.

2. Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов./ Под ред. Г.С.Бюшгенса. М.: Наука, Физматлит, 1998, с.616-618.

3. В.А.Боднер. Теория автоматического управления полетом. М.: Наука, 1964, с.178.

4. И.А.Михалев и др. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987, с.30, 194.

5. А.У.Ялышев, О.И.Разоренов. Многофункциональные аналоговые регулирующие устройства автоматики. М.: Машиностроение, 1981, с.103.

6. В.Б.Смолов. Функциональные преобразователи информации. Л.: Энергоиздат, Ленинградское отделение, 1981, с.55.

Класс G05D1/04 управление высотой полета или глубиной погружения 

автоматическая инструментальная система передачи метеорологических характеристик аэродрома и ввода их в пилотажно-навигационный комплекс управления полетом самолета -  патент 2519622 (20.06.2014)
способ изменения высоты полета летательного аппарата -  патент 2474863 (10.02.2013)
устройство для управления полетом над водной поверхностью (варианты) -  патент 2394264 (10.07.2010)
способ управления движением корабля по глубине -  патент 2392183 (20.06.2010)
способ определения угловых параметров движения беспилотного летательного аппарата -  патент 2374609 (27.11.2009)
способ дистанционного управления высотой полета радиоуправляемой модели летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2319191 (10.03.2008)
система автоматического управления высотой полета беспилотного летательного аппарата -  патент 2290346 (27.12.2006)
система управления беспилотным летательным аппаратом -  патент 2275671 (27.04.2006)
способ определения малых высот и рентгеновский высотомер для его осуществления -  патент 2236024 (10.09.2004)
устройство для контроля построителя вертикали и датчиков скоростей летательного аппарата -  патент 2187141 (10.08.2002)
Наверх