наружное погрузочное устройство подводной лодки

Классы МПК:B63G3/02 для торпед 
B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-11-09
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, а именно к погрузочным устройствам подводных лодок. Устройство состоит из погрузочного люка, стационарной части погрузочной ниши и поворотного лотка. При этом поворотный лоток снабжен приводом и откидными горизонтальными и вертикальными стойками. Вертикальные стойки снабжены откидными площадками и опорами, а горизонтальные - талрепами. Помимо этого на лотке установлены носовые и кормовые ловители, выполненные в виде направляющих. Технический результат заключается в снижении массы погрузочного устройства, повышении скорости и безопасности погрузки как в условиях базы, так и в море. 3 ил. наружное погрузочное устройство подводной лодки, патент № 2278798

наружное погрузочное устройство подводной лодки, патент № 2278798 наружное погрузочное устройство подводной лодки, патент № 2278798 наружное погрузочное устройство подводной лодки, патент № 2278798

Формула изобретения

Наружное погрузочное устройство подводной лодки, содержащее погрузочный люк, установленный на прочном корпусе подводной лодки, стационарную часть погрузочной ниши и поворотный лоток с элементами фиксации и ложементами, отличающееся тем, что поворотный лоток снабжен приводом и откидными горизонтальными и вертикальными стойками, шарнирно соединенными между собой, при этом откидные горизонтальные стойки установлены побортно со смещением друг относительно друга и снабжены талрепами, а откидные вертикальные стойки снабжены откидными площадками и опорами, например, в виде лап с обеспечением поджатия лап к легкому корпусу талрепами горизонтальных стоек и совмещения оси ложементов лотка с осью погрузки, а в носовой части поворотного лотка и в районе укладки хвостовой цилиндрической части изделия симметрично относительно диаметральной плоскости попарно установлены соответственно носовые и кормовые ловители, выполненные в виде направляющих, состоящих из отдельных частей, попарно расходящихся на верхних концевых участках и соединенных тросом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к подводному судостроению и может найти применение на подводных лодках для погрузки (выгрузки) боезапаса, в том числе торпед, мин, ракет.

Известна конструкция погрузочного устройства с использованием выдвижного лотка, на опоры которого укладывается изделие, закрепляется на нем, а затем через торпедопогрузочный люк вместе с лотком загружается в прочный корпус (Быховский И.А. «Атомные подводные лодки». Государственное союзное издательство судостроительной литературы. Л., 1963 г., стр.138).

Недостатком этого устройства является большое количество необходимых узлов и деталей, увеличивающих массу конструкции и требующих выполнения большого объема монтажно-демонтажных, настроечных и регулировочных работ.

Наиболее близкой конструкцией к предлагаемому изобретению, взятой за прототип, является «Наружное торпедопогрузочное устройство подводных лодок» по патенту России №2206472, кл. B 63 G 8/00, B 63 G 3/02, имеющее в своем составе подвижной лоток, выполненный поворотным относительно поперечной оси с обеспечением закрытия погрузочной ниши заподлицо с наружным корпусом и с возможностью фиксации лотка в открытом положении, при этом опоры для укладки торпеды как на внутренней поверхности лотка, так и на стационарной части погрузочной ниши, установлены по оси погрузки торпеды, проходящей через торпедопогрузочный люк.

Недостатками конструкции являются наличие высоких сосредоточенных напряжений в конструкции поворотного лотка и местах его крепления и опирания на легкий корпус подводной лодки от полного веса изделия, действующего на носовую точку поворотного лотка, находящегося в открытом положении. Необходимость компенсации указанных напряжений приводит к увеличению количества силового набора поворотного лотка и легкого корпуса и соответственно увеличению их массы. Отсутствие площадок обслуживания и мероприятий по страховке людей при работе с изделием, в том числе при отстыковке (установке) бугеля наружной транспортировки и носовой оттяжки, делает процесс погрузки (выгрузки) изделий небезопасным. Кроме того, отсутствие мероприятий по улавливанию и фиксации изделия от продольного соскальзывания при развороте изделия из горизонтального положения в наклонное (в процессе укладки изделия краном на лоток) ведет к непредсказуемому поведению изделия и возможности повреждения поворотного лотка, а кроме того, механизма внутреннего погрузочного устройства, выдвигающегося и стыкуемого с изделием.

Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является уменьшение напряжений в поворотном лотке и легком корпусе подводной лодки и создание легкой конструкции наружного погрузочного устройства, обеспечивающей быструю и безопасную погрузку (выгрузку) боезапаса как в условиях береговой базы, так и в море с привлечением минимального количества людей и вспомогательного оборудования береговых средств обеспечения погрузки.

Это достигается тем, что поворотный лоток снабжен приводом и откидными горизонтальными и вертикальными стойками, шарнирно соединенными между собой, при этом откидные горизонтальные стойки установлены побортно со смещением друг относительно друга и снабжены талрепами, а откидные вертикальные стойки снабжены откидными площадками, обеспечивающими удобный и безопасный доступ людей к элементам такелажа, расположенным в носовой части изделия, и опорами, например, в виде лап с обеспечением поджатия лап к легкому корпусу талрепами горизонтальных стоек и совмещения оси ложементов лотка с осью погрузки, а в носовой части поворотного лотка и в районе укладки хвостовой цилиндрической части изделия симметрично относительно диаметральной плоскости попарно установлены соответственно носовые и кормовые ловители, выполненные в виде направляющих, состоящих из отдельных частей, попарно расходящихся на верхних концевых участках и соединенных тросом.

Предлагаемая конструкция иллюстрируется чертежами, где

- на фиг.1 показан продольный (по диаметральной плоскости подводной лодки) разрез наружного погрузочного устройства в закрытом (подводном) положении;

- на фиг.2 показан продольный (по диаметральной плоскости подводной лодки) разрез наружного погрузочного устройства в открытом (рабочем) положении, при котором осуществляется погрузка (выгрузка) боезапаса;

- на фиг.3 показан укрупненный вид откидных стоек и носовых ловителей в рабочем положении наружного погрузочного устройства.

Основными составными частями предлагаемой конструкции наружного погрузочного устройства являются погрузочный люк 1, установленный на прочном корпусе 2, стационарная часть погрузочной ниши 3 и поворотный лоток 4 с элементами фиксации 5, ложементами 6 и приводом 7. Поворотный лоток снабжен откидными горизонтальными 8 и вертикальными 9 стойками, шарнирно соединенными между собой, при этом откидные горизонтальные стойки установлены побортно со смещением друг относительно друга и снабжены талрепами 10, а откидные вертикальные стойки снабжены откидными площадками 11, в рабочем положении выступающие за плоскости проекции лотка 4 на горизонтальную плоскость, и опорами 12, например, в виде лап с обеспечением поджатия лап к легкому корпусу талрепами откидных горизонтальных стоек и совмещения оси ложементов лотка с осью погрузки, а в носовой части поворотного лотка и в районе укладки хвостовой цилиндрической части изделия симметрично относительно диаметральной плоскости попарно установлены соответственно носовые 13 и кормовые 14 ловители, выполненные в виде направляющих, состоящих из отдельных частей, попарно расходящихся на верхних концевых участках и соединенных тросом 15 без перекрытия зоны погрузки. Откидные горизонтальные стойки 8 в рабочем положении подкреплены упорами 16. Откидные стойки (горизонтальные 8 и вертикальные 9) и ловители (носовые 13 и кормовые 14) имеют возможность трансформации и в положении «по-походному» уложены в свободном пространстве между стационарной честью погрузочной ниши 3 и внутренней поверхностью поворотного лотка 4.

Перед работой устройства необходимо выполнить следующие операции.

Изделие 17 транспортируется краном с помощью бугеля наружной транспортировки 18, представляющего собой траверсу с полотенцем. Бугель наружной транспортировки 18 устанавливается в районе центра масс изделия. В районе кормовой части изделия устанавливается зацеп хвостовой 19, необходимый для стыковки любого типа изделия с внутренним погрузочным устройством, расположенным внутри прочного корпуса 2. На носовую и кормовую части изделия 17 заранее устанавливаются оттяжки 20 для управления движением изделия 17 при погрузке (выгрузке) в горизонтальной плоскости. Кроме того, на изделие 17 заранее устанавливается предохранительный бандаж 21 с целью предотвращения продольного соскальзывания изделия 17 в носовом ложементе 6 поворотного лотка 4. Предохранительный бандаж 21 плотно охватывает изделие 17 и представляет собой легкосъемное кольцо, состоящее из нескольких частей.

Открытие (закрытие) лотка 4 выполняется при помощи привода 7 (гидравлической поворотной машинки или гидроцилиндра), установленного в районе оси поворота лотка, а также вручную (с помощью специального ключа) или при помощи кранового оборудования средств обеспечения погрузки.

Устройство работает следующим образом.

После снятия фиксации в закрытом положении, поворотный лоток 4 поворачивается вокруг оси приводом 7 и фиксируется элементами фиксации 5 в промежуточном положении, обеспечивающем удобный доступ к откидным стойкам и носовым ловителям 13, расположенным на внутренней поверхности поворотного лотка 4. Откидные стойки последовательно раскладываются, фиксируются и подкрепляются упорами 16. С целью обеспечения жесткой связи, а также синхронизации движения откидных стоек при повороте, вертикальные стойки 9 соединяются друг с другом при помощи откидных площадок 11, находящихся в сложенном положении. Затем разложенная конструкция переводится в рабочее положение путем поворота вокруг оси, расположенной в носовой части поворотного лотка 4. На момент поворота, во избежание соприкосновения друг с другом и со стационарной частью погрузочной ниши 3, откидные горизонтальные стойки 8 разводятся в стороны путем поворота вокруг осей откидных вертикальных стоек 9. Далее раскладываются носовые ловители 13, поворотный лоток 4 поворачивается вокруг оси приводом 7 и фиксируется элементами фиксации 5 в конечном открытом положении. Затем раскладываются откидные площадки 11. Талрепами 10 собранная конструкция поджимается к стационарной части погрузочной ниши 3, при этом обеспечиваются плотный контакт между опорами 12 и стационарной частью погрузочной ниши 3, гарантированный зазор между кормовой частью поворотного лотка 4 и стационарной частью погрузочной ниши 3, а также совмещение оси ложементов 6 поворотного лотка 4 с осью погрузки. Далее в рабочее положение приводятся кормовые ловители 14 и открываются крышки (внутренняя и наружная) погрузочного люка 1. Наружное погрузочное устройство готово к погрузке.

Изделие 17 с заранее установленными на него бугелем наружной транспортировки 18, зацепом хвостовым 19, оттяжками 20 (носовой и кормовой) и предохранительным бандажом 21 краном перемещается к погрузочной нише, с помощью оттяжек 20 вручную ориентируется горизонтально в диаметральной плоскости подводной лодки и укладывается на поворотный лоток 4 таким образом, чтобы предохранительный бандаж 21 оказался носовее носового ложемента поворотного лотка 4, а стыковочный элемент зацепа хвостового 19 оказался в зоне, доступной для захвата его механизмом внутреннего погрузочного устройства для его загрузки внутрь прочного корпуса 2. Места установки элементов 18, 20 и 21 определены индивидуально для каждого типа изделия 17 с учетом его длины и массоцентровочных характеристик. Конструкция ловителей 13 и 14 способствует необходимой ориентации каждого типа изделия 17 даже при неточном совпадении его оси с диаметральной плоскостью подводной лодки. Под собственным весом изделие 17 краном опускается на все ложементы наружного погрузочного устройства. От соскальзывания в продольном направлении изделие удерживается за счет упора предохранительного бандажа 21 в носовой ложемент поворотного лотка 4, что препятствует возможному повреждению изделия 17 при ударе о поворотный лоток или стационарную часть погрузочной ниши 3. После окончательной укладки изделия 17 зацеп хвостовой 19 состыковывается с механизмом внутреннего погрузочного устройства, с изделия 17 снимаются бугель наружной транспортировки 18 и оттяжки 20. Далее приводом внутреннего погрузочного устройства изделие 17 сдвигается в сторону от прочного корпуса 2 по оси погрузки, тем самым снимается нагрузка с предохранительного бандажа 21. Предохранительный бандаж 21 снимается. С помощью механизмов внутреннего погрузочного устройства изделие 17 загружается внутрь прочного корпуса 2.

Выгрузка изделия 17 производится в обратной последовательности. После загрузки (выгрузки) всего боезапаса все механизмы наружного погрузочного устройства приводятся в исходное положение «по-походному» и надежно закрепляются, при этом наружная поверхность поворотного лотка 4 образует единые обводы с наружной поверхностью корпуса подводной лодки.

Предлагаемая конструкция позволяет создать легкое наружное погрузочное устройство, обеспечивающее быструю и безопасную погрузку (выгрузку) боезапаса как в условиях береговой базы, так и в море с привлечением минимального количества людей и вспомогательного оборудования береговых средств обеспечения погрузки.

Класс B63G3/02 для торпед 

устройство для загрузки транспортно-пусковых контейнеров преимущественно для оружия типа торпеды на пусковую установку корабля -  патент 2337854 (10.11.2008)
наружное торпедопогрузочное устройство подводных лодок -  патент 2206472 (20.06.2003)
ракетно-торпедная пусковая установка -  патент 2148773 (10.05.2000)

Класс B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки

способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 6) -  патент 2529716 (27.09.2014)
способ реактивного движения грузового судна и повышения его маневренности в ограниченной водной зоне (вариант русской логики - версия 10) -  патент 2529712 (27.09.2014)
камера плавучести подводного аппарата -  патент 2529589 (27.09.2014)
всесезонное подводное судно "река-море" -  патент 2529047 (27.09.2014)
камера спасательная всплывающая -  патент 2528072 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 1) -  патент 2527885 (10.09.2014)
способ повышения маневренности подводной лодки (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527884 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 3) -  патент 2527651 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 9) -  патент 2527650 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527649 (10.09.2014)
Наверх