пьезоэлектрический двигатель
| Классы МПК: | H02N2/00 Электрические машины вообще с использованием пьезоэлектрического эффекта, электрострикции или магнитострикции |
| Автор(ы): | Александров Владимир Алексеевич (RU), Михеев Геннадий Михайлович (RU) |
| Патентообладатель(и): | Институт прикладной механики УрО РАН (RU) |
| Приоритеты: |
подача заявки:
2004-10-21 публикация патента:
20.06.2006 |
Двигатель относится к электротехнике и может быть использован в лабораторных устройствах, робототехнике, станкостроении, оптоэлектронике, механике. Двигатель содержит статор, выполненный в виде горизонтально натянутой струны, якорь, содержащий пьезоэлемент, подключенный к генератору переменного напряжения, и подвеску из металлического стержня, прикрепленную к пьезоэлементу и установленную на статоре в двух точках опоры. Пьезоэлемент подключен к генератору с помощью гибких проводов и возбуждает в подвеске упругие продольные и крутильные волны. Изобретение обеспечивает устойчивое положение якоря. 3 ил.
Формула изобретения
Пьезоэлектрический двигатель, включающий статор, выполненный в виде горизонтально натянутой металлической струны, и якорь, содержащий пьезоэлемент, подключенный к генератору переменного напряжения, и подвеску из металлического стержня, закрепленную одним концом к пьезоэлементу, а другим - изогнутым - концом свободно подвешенную на статоре, отличающийся тем, что подвеска содержит два разнесенных участка опоры на статоре.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике, в частности к пьезоэлектрическим двигателям, и может быть использовано в лабораторных устройствах, робототехнике, станкостроении, оптоэлектронике, механике.
Известен пьезоэлектрический двигатель, содержащий осциллятор и ротор [Пьезоэлектрические двигатели. Лавриненко В.В., Карташев И.А., Вишневский B.C. - М.: Энергия, 1980]. Недостатком такого двигателя является необходимость использования износостойкой прокладки в месте взаимодействия осциллятора и ротора.
Известен также пьезоэлектрический двигатель [Александров В.А. Эффект транспортирования на струне // Датчики и системы. 2001. №6], состоящий из горизонтально натянутой струны и пьезоэлемента с подвеской. В данном двигателе струна служит статором, а пьезоэлемент с подвеской - якорем. Недостатком этого двигателя является то, что он не обеспечивает устойчивость положения якоря в моменты начала движения и торможения из-за того, что подвеска имеет только один участок опоры на струне. Незначительная неустойчивость также наблюдается и при установившемся движении.
Задачей изобретения является создание пьезоэлектрического двигателя с устойчивым положением якоря.
Задача решается тем, что в пьезоэлектрическом двигателе, включающем статор в виде горизонтально натянутой металлической струны и якорь, содержащий пьезоэлемент, подключенный к генератору переменного напряжения, и подвеску из металлического стержня, закрепленную одним концом к пьезоэлементу, а другим изогнутым концом свободно подвешенную на статоре, подвеска выполнена так, что она содержит два разнесенных участка опоры на статоре.
На фиг.1 изображен пьезоэлектрический двигатель, где 1 - статор, выполненный в виде горизонтально натянутой металлической струны, 2 - пьезоэлемент и 3 - подвеска, составляющие якорь, 4 - генератор переменного напряжения. Варианты двигателя а)-г) отличаются исполнением подвески.
На фиг.2 схематически изображены движения участков поверхности подвески при одновременном распространении продольных и крутильных нормальных упругих волн.
На фиг.3 изображены траектории движения частиц поверхности подвески при сложении волн с взаимно перпендикулярными колебаниями для различных значений их разности фаз.
Принцип работы пьезоэлектрического двигателя (см. фиг.1) заключается в следующем. После подключения пьезоэлемента 2 к генератору переменного напряжения 4 с помощью гибких проводов пьезоэлемент начинает колебаться и возбуждает в подвеске 3 из металлического стержня продольные (с поперечными смещениями из-за эффекта Пуассона) и крутильные нормальные волны одной и той же частоты. В результате этого в любой плоскости поперечного сечения подвески возбуждаются радиальные колебания и перпендикулярные им крутильные колебания. При этом частицы участков поверхности подвески, в том числе соприкасающихся со статором, приобретают эллиптически поляризованное вращательное движение, форма траектории и направление которого зависит от разности фаз крутильной и продольной волн. При определенных частотах колебаний пьезоэлемента это приводит к движению якоря (состоящего из пьезоэлемента и подвески) по поверхности статора 1. Направление движения якоря в пьезоэлектрическом двигателе устанавливается изменением частоты, а скорость определяется амплитудой и частотой электрического напряжения на пьезоэлементе.
Скорости продольной и крутильной волн в подвеске соответственно равны v =(E/
)1/2 и v
=(
/
)1/2, где Е - модуль Юнга,
- модуль сдвига и
- плотность материала подвески. Разность фаз крутильной и продольной волн на участке поверхности подвески равна
Ф=(1/v
-1/v
)
x, где
- круговая частота волн, x - расстояние участка поверхности подвески от источника волн.
Траектория движения частиц поверхности подвески в плоскости поперечного сечения при разности фаз крутильных и продольных волн Ф=(2m+1)
/2 (m=0; 1; 2; ...) приближенно представляет эллипс с осями, параллельными направлениям колебаний, при
Ф=[(2m+1)
/2]±
/4 оси эллипса находятся под углом к радиусу стержня и при
Ф=m
траектории представляют собой отрезки прямой, составляющей с радиусом стержня угол
=arctg[(A
/A
)cosm
], где А
и А
- соответственно амплитуды крутильной волны и амплитуда поперечных смещений из-за эффекта Пуассона продольной волны.
Подбором частоты колебаний источника волн можно добиться необходимого значения разности фаз крутильной и поперечной волн и необходимой одинаковой формы траектории движения частиц поверхности подвески для обоих разнесенных участков опоры на статоре. Таким образом, возникает возможность движения якоря с двумя опорами и, следовательно, достигается устойчивость движения якоря и при старте, и при торможении. Поскольку движение якоря обусловлено колебаниями частиц поверхности подвески якоря, то применение натянутой струны в качестве статора позволяет перемещать якорь на большие расстояния в пределах длины струны.
Класс H02N2/00 Электрические машины вообще с использованием пьезоэлектрического эффекта, электрострикции или магнитострикции
