пьезоэлектрический двигатель

Классы МПК:H02N2/00 Электрические машины вообще с использованием пьезоэлектрического эффекта, электрострикции или магнитострикции
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Институт прикладной механики УрО РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-10-21
публикация патента:

Двигатель относится к электротехнике и может быть использован в лабораторных устройствах, робототехнике, станкостроении, оптоэлектронике, механике. Двигатель содержит статор, выполненный в виде горизонтально натянутой струны, якорь, содержащий пьезоэлемент, подключенный к генератору переменного напряжения, и подвеску из металлического стержня, прикрепленную к пьезоэлементу и установленную на статоре в двух точках опоры. Пьезоэлемент подключен к генератору с помощью гибких проводов и возбуждает в подвеске упругие продольные и крутильные волны. Изобретение обеспечивает устойчивое положение якоря. 3 ил. пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461

Формула изобретения

Пьезоэлектрический двигатель, включающий статор, выполненный в виде горизонтально натянутой металлической струны, и якорь, содержащий пьезоэлемент, подключенный к генератору переменного напряжения, и подвеску из металлического стержня, закрепленную одним концом к пьезоэлементу, а другим - изогнутым - концом свободно подвешенную на статоре, отличающийся тем, что подвеска содержит два разнесенных участка опоры на статоре.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, в частности к пьезоэлектрическим двигателям, и может быть использовано в лабораторных устройствах, робототехнике, станкостроении, оптоэлектронике, механике.

Известен пьезоэлектрический двигатель, содержащий осциллятор и ротор [Пьезоэлектрические двигатели. Лавриненко В.В., Карташев И.А., Вишневский B.C. - М.: Энергия, 1980]. Недостатком такого двигателя является необходимость использования износостойкой прокладки в месте взаимодействия осциллятора и ротора.

Известен также пьезоэлектрический двигатель [Александров В.А. Эффект транспортирования на струне // Датчики и системы. 2001. №6], состоящий из горизонтально натянутой струны и пьезоэлемента с подвеской. В данном двигателе струна служит статором, а пьезоэлемент с подвеской - якорем. Недостатком этого двигателя является то, что он не обеспечивает устойчивость положения якоря в моменты начала движения и торможения из-за того, что подвеска имеет только один участок опоры на струне. Незначительная неустойчивость также наблюдается и при установившемся движении.

Задачей изобретения является создание пьезоэлектрического двигателя с устойчивым положением якоря.

Задача решается тем, что в пьезоэлектрическом двигателе, включающем статор в виде горизонтально натянутой металлической струны и якорь, содержащий пьезоэлемент, подключенный к генератору переменного напряжения, и подвеску из металлического стержня, закрепленную одним концом к пьезоэлементу, а другим изогнутым концом свободно подвешенную на статоре, подвеска выполнена так, что она содержит два разнесенных участка опоры на статоре.

На фиг.1 изображен пьезоэлектрический двигатель, где 1 - статор, выполненный в виде горизонтально натянутой металлической струны, 2 - пьезоэлемент и 3 - подвеска, составляющие якорь, 4 - генератор переменного напряжения. Варианты двигателя а)-г) отличаются исполнением подвески.

На фиг.2 схематически изображены движения участков поверхности подвески при одновременном распространении продольных и крутильных нормальных упругих волн.

На фиг.3 изображены траектории движения частиц поверхности подвески при сложении волн с взаимно перпендикулярными колебаниями для различных значений их разности фаз.

Принцип работы пьезоэлектрического двигателя (см. фиг.1) заключается в следующем. После подключения пьезоэлемента 2 к генератору переменного напряжения 4 с помощью гибких проводов пьезоэлемент начинает колебаться и возбуждает в подвеске 3 из металлического стержня продольные (с поперечными смещениями из-за эффекта Пуассона) и крутильные нормальные волны одной и той же частоты. В результате этого в любой плоскости поперечного сечения подвески возбуждаются радиальные колебания и перпендикулярные им крутильные колебания. При этом частицы участков поверхности подвески, в том числе соприкасающихся со статором, приобретают эллиптически поляризованное вращательное движение, форма траектории и направление которого зависит от разности фаз крутильной и продольной волн. При определенных частотах колебаний пьезоэлемента это приводит к движению якоря (состоящего из пьезоэлемента и подвески) по поверхности статора 1. Направление движения якоря в пьезоэлектрическом двигателе устанавливается изменением частоты, а скорость определяется амплитудой и частотой электрического напряжения на пьезоэлементе.

Скорости продольной и крутильной волн в подвеске соответственно равны vпьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 =(E/пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 )1/2 и vпьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 =(пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 /пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 )1/2, где Е - модуль Юнга, пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 - модуль сдвига и пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 - плотность материала подвески. Разность фаз крутильной и продольной волн на участке поверхности подвески равна пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 Ф=(1/vпьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 -1/vпьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 )пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 x, где пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 - круговая частота волн, x - расстояние участка поверхности подвески от источника волн.

Траектория движения частиц поверхности подвески в плоскости поперечного сечения при разности фаз крутильных и продольных волн пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 Ф=(2m+1)пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 /2 (m=0; 1; 2; ...) приближенно представляет эллипс с осями, параллельными направлениям колебаний, при пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 Ф=[(2m+1)пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 /2]±пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 /4 оси эллипса находятся под углом к радиусу стержня и при пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 Ф=mпьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 траектории представляют собой отрезки прямой, составляющей с радиусом стержня угол пьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 =arctg[(Aпьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 /Aпьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 )cosmпьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 ], где Апьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 и Апьезоэлектрический двигатель, патент № 2278461 - соответственно амплитуды крутильной волны и амплитуда поперечных смещений из-за эффекта Пуассона продольной волны.

Подбором частоты колебаний источника волн можно добиться необходимого значения разности фаз крутильной и поперечной волн и необходимой одинаковой формы траектории движения частиц поверхности подвески для обоих разнесенных участков опоры на статоре. Таким образом, возникает возможность движения якоря с двумя опорами и, следовательно, достигается устойчивость движения якоря и при старте, и при торможении. Поскольку движение якоря обусловлено колебаниями частиц поверхности подвески якоря, то применение натянутой струны в качестве статора позволяет перемещать якорь на большие расстояния в пределах длины струны.

Класс H02N2/00 Электрические машины вообще с использованием пьезоэлектрического эффекта, электрострикции или магнитострикции

пьезоустройство пошагового перемещения -  патент 2516258 (20.05.2014)
система генерирования электрической энергии и способ с использованием указанной системы -  патент 2507672 (20.02.2014)
пьезоэлектрический генератор постоянного тока на основе эффекта казимира -  патент 2499350 (20.11.2013)
способ получения электроэнергии от проезжающих транспортных средств -  патент 2491704 (27.08.2013)
устройство для точного позиционирования -  патент 2475354 (20.02.2013)
генератор для пьезоэлектрического преобразователя -  патент 2473154 (20.01.2013)
устройство для получения электрической энергии путем деформирования пьезоэлектрического материала под действием внешнего гидростатического давления -  патент 2470452 (20.12.2012)
инерционный шаговый двигатель -  патент 2465712 (27.10.2012)
способ реализации пошагового перемещения и устройство для его реализации (варианты) -  патент 2457608 (27.07.2012)
пьезоэлектрический генератор -  патент 2446551 (27.03.2012)
Наверх