способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия

Классы МПК:E01C23/07 устройства с приборами для оценки качества поверхности дорожного покрытия и с приспособлениями для нанесения материалов в количествах, пропорциональных степени измеренной неровности
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):ГОУ ВПО Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (ВолгГАСУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-09-27
публикация патента:

Изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия. Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин. В качестве заполняющего материала используют стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм, из материала с низкой адгезией. Технический результат состоит в повышении точности контроля параметров шероховатости дорожного покрытия за счет использования заполняющего материала с низкой адгезией. 3 ил., 1 табл. способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, патент № 2275450

способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, патент № 2275450 способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, патент № 2275450 способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, патент № 2275450

Формула изобретения

Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин, отличающийся тем, что в качестве заполняющего материала используют стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм из материала с низкой адгезией.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату является способ определения шероховатости дорожного покрытия методом "песчаного пятна", включающим засыпку контролируемой площади определенным объемом природного песка, измерение площади контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин [Ведомственные строительные нормы - ВСН 38-90].

Однако недостатками известного способа является то, что он не обеспечивает достаточную точность контроля параметров шероховатости ввиду того, что используемый в качестве заполняющего материала природный песок имеет неоднородную структуру, различную геометрическую форму и размеры частиц, а также высокую способность к адгезии (прилипанию), что способствует уменьшению плотности заполнения впадин контролируемой поверхности.

Техническая задача заявляемого изобретения - повышение точности контроля параметров шероховатости дорожного покрытия за счет использования заполняющего материала с низкой адгезией.

Решение технической задачи обеспечивается тем, что в способе контроля шероховатости дорожного покрытия, заключающемся в том, что контролируемую поверхность засыпают определенным объемом заполняющего материала, распределяют его вровень с поверхностью выступов шероховатости, определяют площадь контролируемой поверхности и среднюю глубину впадин, при этом в качестве заполняющего материала используются стеклянные микрошарики диаметром 0,01 мм из материала с низкой адгезией.

Используемые в качестве заполняющего материала стандартные стеклянные микрошарики имеют строго заданную сферическую форму с идеально гладкой поверхностью и изготовленные из материала, практически сводящем к нулю адгезию, что позволяет с большей точностью осуществлять контроль поверхности дорожного покрытия, что и обеспечивает новый технический результат заявляемого изобретения.

Способ контроля шероховатости осуществляется с помощью устройства, представленного на фиг. 1, 2, 3.

Способ осуществляется следующим образом.

На контролируемую поверхность устанавливают рамку 1, выполненную в виде прямоугольника и закрепленную на регулируемых опорах 2. Внутрь рамки 1 засыпают 250 см3 стандартных стеклянных микрошариков диаметром 0,01 мм и разравнивают рейкой 3, закрепленной на рамке с возможностью перемещения ее в горизонтальной плоскости, вровень до появления первого выступа. С помощью масштабных линеек 4, размещенных на внешних горизонтальных плоскостях рамки, определяют площадь контролируемой поверхности. Затем по известной методике определяют среднюю глубину впадин:

способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, патент № 2275450

где Нср - средняя глубина впадин;

Vn - объем песка;

Sз - площадь контролируемой поверхности.

Пример конкретного исполнения

На трех участках асфальтобетонного покрытия с различной шероховатостью был проведен ряд испытаний по контролю шероховатости. В качестве заполняющего материала использовали стандартные стеклянные микрошарики диаметром 0,01 и 0,05 мм, объемом 250 см3. Для сравнения с прототипом в качестве заполняющего материала использовали природный песок. Результаты испытаний приведены в таблице.

Таблица

мм
ПримерыПрототип (песок) Hcp."Микрошарики"
Участки   d=0,01 Пер.d=0,05 Нср.
I 13,24 3,073,183,13 3,223,09
 2 2,87 3,07  3,02  
  33,11  3,15 3,04  
II 16,456,13 6,256,195,97 6,17
  26,1  6,13  6,29. 
 3 5,84 6,19  6,25  
III 14,854,58 4,514,454,79 4,59
  24,27  4,35  4,4 
 34,64  4,48  4,58 

Из приведенных в таблице данных видно, что наиболее точные результаты определения средней глубины впадин дорожного покрытия показали испытания при использовании в качестве заполняющего материала микрошариков с диаметром 0,01 мм, что в сравнении с использованием природного песка по прототипу позволяет повысить точность контроля определения шероховатости на 8%.

Класс E01C23/07 устройства с приборами для оценки качества поверхности дорожного покрытия и с приспособлениями для нанесения материалов в количествах, пропорциональных степени измеренной неровности

способ прогнозирования срока эксплуатации дорожного покрытия -  патент 2521682 (10.07.2014)
способ диагностики ровности поверхности дорожного покрытия -  патент 2519002 (10.06.2014)
устройство непрерывного контроля качества уплотнения грунта -  патент 2500855 (10.12.2013)
цифровая адаптивная система управления процессом уплотнения асфальтобетонной смеси -  патент 2499095 (20.11.2013)
способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия -  патент 2478749 (10.04.2013)
способ оценки линейных температурных деформаций дорожно-строительных материалов и комплект оборудования для его осуществления -  патент 2473732 (27.01.2013)
установка для определения характеристик профиля деформируемых опорных поверхностей -  патент 2468142 (27.11.2012)
способ оценки устойчивости образцов асфальтобетона к износу шипованными шинами и комплект оборудования для его осуществления -  патент 2465389 (27.10.2012)
устройство для определения сцепных качеств дорожного покрытия -  патент 2464373 (20.10.2012)
способ оценки долговечности искусственных покрытий эксплуатируемых взлетно-посадочных полос -  патент 2434094 (20.11.2011)
Наверх