пульт одноканатного дистанционного управления лодочным мотором

Классы МПК:B63H21/22 дистанционное управление силовыми установками, например со штурманского мостика; размещение командных аппаратов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):ОАО "Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-06-29
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам дистанционного управления судовыми двигателями. Пульт содержит рукоятку управления, которая выполнена за одно целое с шестерней, контактирующей с зубчатой рейкой, к которой закреплен одним концом канат, связанный с рычагом подачи топлива. При этом в шестерне выполнено коническое отверстие, через которое она посажена на конус опорной оси и поджата к нему пружиной. Технический результат заключается в обеспечении бесступенчатой фиксации рукоятки управления подачей топлива. 2 ил. пульт одноканатного дистанционного управления лодочным мотором, патент № 2272744

пульт одноканатного дистанционного управления лодочным мотором, патент № 2272744 пульт одноканатного дистанционного управления лодочным мотором, патент № 2272744

Формула изобретения

Пульт одноканатного дистанционного управления лодочным мотором, содержащий боуденодержатель, канат, связанный с рычагом подачи топлива, рукоятку управления, отличающийся тем, что канат имеет жесткие наконечники, закрепленные на его концах, один из которых соединен с механизмом перемещения каната, выполненным в виде зубчатой рейки, контактирующей с шестерней, которая выполнена за одно целое с рукояткой управления, при этом в шестерне выполнены коническое отверстие, через которое она посажена на конус опорной оси, и проточка, в которой размещена пружина, контактирующая с невращающейся шайбой, поджимаемой регулировочной гайкой, и обеспечивающая удержание рукоятки управления в нужном положении за счет усилия трения между конусами оси и шестерни.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к малому судостроению, в частности к устройствам для дистанционного управления лодочным мотором.

Известен пульт одноканатного дистанционного управления лодочным мотором, содержащий боуденодержатель, канат, связанный с рычагом подачи топлива, и фиксатор каната в виде храпового колеса и собачки по заявке 338428/11 от 20.01.82 г.

Известен так же пульт одноканатного дистанционного управления лодочным мотором по а.с. 1110722, В 63 Н 21/26, содержащий боуденодержатель, канат, связанный с рычагом подачи топлива, и фиксатор каната в виде храпового колеса с собачкой. Причем храповое колесо выполнено с рычагом подачи топлива и со шкивом для каната и смонтировано с возможностью вращения и перемещения оси поворота в сторону от собачки по взаимоперпендикулярным направляющим.

Недостатком известного пульта является ступенчатая фиксация рычага в разных положениях, а так же невозможность использования каната с толкающей передачей усилия управления подачей топлива.

Целью настоящего изобретения является обеспечение бесступенчатой фиксации положения рукоятки управления подачей топлива лодочного мотора и надежного перемещения каната в тянущем и толкающем направлениях.

Указанная цель достигается тем, что в пульте одноканатного дистанционного управления лодочным мотором, содержащим боуденодержатель, канат, связанный с рычагом подачи топлива лодочного мотора, имеет жесткие стержневые наконечники, в которые заделаны концы каната, а управляющий механизм пульта представляет собой шестерню с контактируемой с ней рейкой. Шестерня имеет коническое отверстие, контактирующее с конусом опорного стержня. Кроме того, шестерня имеет проточку, в которой размещена пружина, контактирующая с шайбой, опирающейся на регулировочную гайку. Рейка размещена в опорах, одна из которых имеет шпонку, контактирующую со шпоночным пазом рейки.

На фиг.1 дан разрез по оси шестерни пульта одноканатного дистационного управления лодочным мотором; на фиг.2 дан вид А на фиг.1.

Пульт содержит зубчатую шестерню 1, выполненную за одно целое с рукояткой 2 управления подачей топлива, имеющую ось вращения на оси 3 с конусом, а так же пружину 4, шайбу 5, гайку 6. Рейка 7 находится в двух опорах 8, в одной из которых размещена шпонка 9. К рейке 7 посредством резьбы закреплен стержневой наконечник 10 с закрепленным в нем канатом 11, который размещен в боудене 12. Боуден, в свою очередь, закреплен на кронштейне 13 посредством боуденодержателя 14 с контровочной гайкой 15.

Пульт работает следующим образом. При вращении рукоятки 2 с шестерней 1 вокруг оси 3 рейка 7 перемещается влево или вправо. Вместе с рейкой перемещается наконечник 10 с канатом 11 в боудене 12. Необходимое усилие трения между конусами оси 3 и шестерни 1, обеспечивающее удержание рукоятки 2 в любом нужном положении, создается пружиной 4. Регулировка усилия пружины обеспечивается гайкой 6. Для предотвращения самоотвинчивания гайки 6 шайба 5 имеет шпоночный выступ, ходящий в паз оси 3.

Предлагаемая конструкция позволяет обеспечить бесступенчатую фиксацию рукоятки подачи топлива, а так же перемещение рычага подачи топлива в двух направлениях.

Класс B63H21/22 дистанционное управление силовыми установками, например со штурманского мостика; размещение командных аппаратов

Наверх