композиция для формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар

Классы МПК:F16C33/14 специальные способы изготовления; приработка 
Патентообладатель(и):Белик Борис Михайлович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-06-09
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для модификации трущихся поверхностей кинематических пар. Композиция, содержащая Al2О3 и окисел кремния, дополнительно содержит вспученный интеркалированный графит. Окисел кремния представляет собой SiO2, а Al2О3 - аморфную модификацию с размерами частиц не более 240 Å. Технический результат - повышение равномерности, стабильности и долговечности антифрикционного покрытия, снижение коэффициента трения. 1 табл.

Формула изобретения

Композиция для формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, содержащая Al2О 3 и окисел кремния, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит вспученный интеркалированный графит, окисел кремния представляет собой SiO2, а Al2О3 - аморфную модификацию с размерами частиц не более 240 Å, при этом содержание компонентов, мас.%:

Аморфный Al2O 3 с размерами частиц не более 240 Å 5-10
SiO2 70-80
Вспученный интеркалированный графитОстальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для модификации трущихся поверхностей кинематических пар.

Известна композиция для формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, содержащая мас.%: MgSi 2О5(OH)4 - 10-60; MgFe2 О4 - 10-60; M0S2 - 1-2, сопутствующие редкоземельные элементы - 0,1-10, Н2 О - не более 5, RU 2160856.

Композиция имеет нестабильные гранулометрические характеристики, что обусловливает недопустимую неравномерность покрытия; когезионная прочность его низкая.

Известна композиция для формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, содержащая предварительно механоактивированную смесь размельченного, формирующего антифрикционное покрытие, вещества со связующим, при этом в качестве такого вещества используют природный серпентинит, содержащий, мас.%:

MgO, CaO- 20-60
SiO, Al2О 3- 20-60
H2O- 3-10
Примеси пород- 3-10,

RU 2006707.

Недостатком этой композиции, принятой за прототип настоящего изобретения, является неравномерная толщина получаемого антифрикционного покрытия, недостаточно низкий коэффициент трения, его нестабильность и недолговечность, особенно в условиях повышенных механических и температурных воздействий, что не позволяет обеспечить высокую износостойкость трущихся поверхностей. Это объясняется тем, что при t°композиция для формирования антифрикционного покрытия трущихся   поверхностей кинематических пар, патент № 227148590°C композиция модифицирует смазочные масла, как жидкие, так и пластичные; окись кальция, а также закись, кремния не только обусловливают разрыв водородных и углеродных связей насыщенных и ненасыщенных углеводородов, но и препятствуют их последующей рекомбинации.

В основу настоящего изобретения положено решение задачи повышения равномерности, стабильности и долговечности антифрикционного покрытия, снижения коэффициента трения (до значений не выше 0,0006 при сухом граничном трении); покрытие должно использоваться как при наличии масляной смазки, так и при отсутствии любых видов смазки.

Согласно изобретению эта задача решается за счет того, что композиция для формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, содержащая Al2 О3 и окисел кремния, характеризуется тем, что содержит окисел кремния в виде SiO2, Al2 О3 - в виде аморфной модификации с размерами частиц не более 240 Å, а также дополнительно содержит вспученный интеркалированный графит при следующем содержании компонентов, мас.%:

аморфный Al2O 3 с размерами  
частиц не более 240 Å - 5-10
SiO2 - 70-80
вспученный интеркалированный  
графит- остальное

Заявителем не выявлены источники, содержащие информацию о технических решениях, идентичных настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "новизна".

Реализация отличительных признаков изобретения обусловливает важные новые свойства композиции. SiO2 в отличие от SiO (закиси кремния), содержащейся в композиции-прототипе, углеродные и водородные связи углеводородов не рвет, так как в SiO2 нет свободных связей, все связи заполнены O2 . Наличие в качестве ингредиента аморфной модификации Al 2О3 с размерами частиц не более 240 Å обеспечивает постоянство коэффициента трения на уровне не более 0,0006 в диапазоне температур от -60°С до 900°С. Это объясняется тем, что аморфный Al2O3 с размерами частиц не более 240 Å, увляясь идеальным связующим материалом для антифрикционного покрытия, смягчает каталитические свойства SiO 2. В результате предотвращается термодинамически не контролируемый рост кристаллов и сохраняется обратимость автокаталитических реакций. В результате получаемая кристаллическая структура отличается возможностью значительной динамики кристаллитов, что обеспечивает снижение коэффициента трения.

Графит представляет собой слоистую структуру, состоящую из правильных гексагонов, сконденсированных в одной плоскости. Вспучивание представляет собой расслоение кристаллов графита по отдельным плоскостям. Предварительное интеркалирование графита (ослабление межслойных связей) обусловливает механохимическую активацию слоев графита и позволяет облегчить процесс вспучивания. Этот процесс может, в частности, осуществляться согласно изобретению RU 2133720: "Способ Велика Б.М. вспучивания интеркалированного графита". Наличие в композиции вспученного интеркалированного графита обеспечивает самоорганизующуюся агломерацию SiO2 и аморфного Al2O3 в агрегаты с оптимальным модулем упругости и коэффициентом пластичности. Кроме того, при наличии смазки вспученный интеркалированный графит играет роль функциональных групп в процессе превращения макромономеров как продуктов износа масел в реакционно-способные олигомеры (РСО), которые сшиваются в объемные структуры, обеспечивающие весьма низкий коэффициент трения. При этом SiO2 является катализатором сшивки РСО по радикальному типу.

Заявителем не обнаружены какие-либо источники информации, содержащие сведения о влиянии заявленных отличительных признаков на достигаемый вследствие их реализации технический результат. Это, по мнению заявителя, свидетельствует о соответствии данного технического решения критерию "изобретательский уровень".

Реализация изобретения поясняется результатами испытания композиции.

Во всех примерах композиция представляла собой высокогомогенизированную смесь порошков ингредиентов с размерами частиц не более 240 Å.

Триботехнические испытания проводились на роликовой машине трения 2070-СМТ-1 с использованием узла трения в виде неподвижного плоского образца, контактирующего с вращающимся валом. Образец в виде плоской пластины зажимался в специальном держателе, закрепленном на подвижной каретке. При повороте каретки образец соприкасался с вращающимся роликом, частично погруженным (на 3-4 мм) в масляную ванну емкостью 100 мл. Ванна была снабжена устройствами для охлаждения и подогрева находящегося в ней масла. В качестве материала для неподвижного плоского образца использовалась холоднокатаная нагартованная лента шириной 10 мм из низкоуглеродистой стали, имеющая шероховатость Ra=0,35 мкм и твердость 207HV (лента 0,8КП-ВН-1-0,4×10, ГОСТ 503-81). Использование в качестве неподвижного контртела стальной ленты предусматривало возможность дальнейшего изучения полученных при испытаниях поверхностей трений физическими методами.

Вращающийся ролик диаметром D=46 мм и шириной 10 мм был изготовлен из стали ШХ-15, наиболее часто применяемой в узлах трения сталь-сталь на экспериментальных установках. Шероховатость цилиндрической рабочей поверхности ролика после шлифования оценивается величиной Raкомпозиция для формирования антифрикционного покрытия трущихся   поверхностей кинематических пар, патент № 22714850,60 мкм, твердость 63 HRC. Частота вращения ролика при испытаниях составляла композиция для формирования антифрикционного покрытия трущихся   поверхностей кинематических пар, патент № 2271485=400 мин-1, что соответствовало линейной скорости скольжения в трибоконтакте v=1 м/с.

В качестве основных показателей, характеризующих интенсивность протекающих процессов трения и изнашивания для выбранных условий испытания, приняты:

V - объемный износ;

fc - средний за испытание коэффициент трения;

Ih - линейная интенсивность изнашивания;

Рдм - максимально допустимое давление в трибоконтакте для принятых условий смазывания.

Результаты испытаний приведены в таблице 1.

Таблица 1.
№ испыт.компоненты мас.%V м3×10 -3f cIh Рдм (МПа)
IAl2O 35      
  SiO270 0,000110,00067×10 -145,1
 Вспученный 25     
 интеркалированныи графит       
IIAl2 O37      
  SiO2 750,000130,0007 6,2×10-14 5,1
  Вспученный18    
 интеркалированныи графит       
III Al2O3 8     
 SiO2 770,000140,00075 6,0×10-14 5,1
  Вспученный интеркалированныи графит 15    
IV Al2O3 10     
 SiO2 800,000170,0009 5,7×10-14 5,1
  Вспученный интеркалированныи графит 10    
VMgO 25     
 CaO 25     
 SiO2 22     
Прототип   2,50,046 16,1×10-105,1
Al2O 320      
  H2O3      
  Примеси пород5      

Приведенные испытания показали, что заявленная композиция обеспечивает, практически, безызносное трение.

Основные триботехнические показатели изобретения на несколько порядков выше в сопоставлении с прототипом.

Класс F16C33/14 специальные способы изготовления; приработка 

триботехническая композиция для металлических узлов трения -  патент 2527243 (27.08.2014)
способ изготовления колодок подпятника и подшипника скольжения -  патент 2492369 (10.09.2013)
способ изготовления вкладыша подшипника -  патент 2462625 (27.09.2012)
элемент скольжения и способ его получения -  патент 2456486 (20.07.2012)
способ формирования безызносных пар трения и устройство для его осуществления -  патент 2428597 (10.09.2011)
элемент прирабатываемого уплотнения турбины -  патент 2424874 (27.07.2011)
подшипник скольжения, способ изготовления, а также применение такого подшипника скольжения -  патент 2415314 (27.03.2011)
самосмазывающаяся направляющая деталь для шарниров и подшипников -  патент 2405985 (10.12.2010)
способ изготовления колодки упорного подшипника скольжения -  патент 2395731 (27.07.2010)
подшипник скольжения между двумя деталями, перемещающимися относительно друг друга -  патент 2395017 (20.07.2010)
Наверх