способ сжигания топлива и устройство для его осуществления

Классы МПК:F23C99/00 Тематика, не отнесенная к другим группам данного подкласса
F23D21/00 Горелки, не отнесенные к другим рубрикам
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства (ГНУ ВИМ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-10-11
публикация патента:

Изобретение может быть использовано для сжигания топлива, преимущественно жидкого. Способ сжигания топлива заключается в распыливании топлива потоком неозонированного газообразного агента, озонировании и спутной подаче неозонированного агента, смешения и воспламенения смеси, при этом подачу потока озонированного агента на смешение осуществляют нормально к потоку неозонированного в его вихревую полость, образующуюся при расширении потока. Подачу потока неозонированного газообразного агента рассчитывают по формуле

q2=C2q1/C 1, где C1 - экономичная (оптимальная) концентрация озона после смешения потоков, мг/м3; С2 - концентрация озона в озонированном агенте, мг/м3 ; q1, q2 - подачи озонированного и неозонированного потоков соответственно, м3/ч. Устройство для сжигания топлива содержит короб, подвижное конфузорно-диффузорное сопло, топливное сопло, кольцевую расширительную камеру и свечи. В расширительной части корпуса конфузорно-диффузорного сопла в области максимального скоростного напора выполнено, по крайней мере, одно сквозное отверстие, сообщенное газоходом с источником озона. Изобретение позволяет повысить эффективность сжигания топлива в озоно-воздушной смеси. 2 н. и 1 з.п.ф-лы, 1 ил., 1 табл. способ сжигания топлива и устройство для его осуществления, патент № 2269721

способ сжигания топлива и устройство для его осуществления, патент № 2269721

Формула изобретения

1. Способ сжигания топлива, заключающийся в распыливании топлива потоком неозонированного газообразного агента, озонировании и спутной подаче неозонированного агента, смешении и воспламенении смеси, отличающийся тем, что подачу потока озонированного агента на смешение осуществляют нормально к потоку неозонированного в его вихревую полость, образующуюся при расширении потока.

2. Способ согласно п.1, отличающийся тем, что подачу потока неозонированного газообразного агента рассчитывают по формуле

q2=C2q1/C1 ,

где C1 - экономичная (оптимальная) концентрация озона после смешения потоков, мг/м3;

С2 - концентрация озона в озонированном агенте, мг/м 3;

q1, q2 - подачи озонированного и неозонированного потоков соответственно, м3/ч.

3. Устройство для сжигания топлива, содержащее короб, подвижное конфузорно-диффузорное сопло, топливное сопло, кольцевую расширительную камеру и свечи, отличающееся тем, что в расширительной части корпуса конфузорно-диффузорного сопла в области максимального скоростного напора выполнено, по крайней мере, одно сквозное отверстие, сообщенное газоходом с источником озона.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам и устройствам сжигания топлива, преимущественно жидкого, и может использоваться в теплотехнике, например в теплогенераторах для сельского хозяйства.

Известен способ сжигания топлива, согласно которому воздух озонируют, смешивают с топливом, воздействуют на смесь высоковольтным электрическим полем, воспламеняют и сжигают. При воздействии озоно-воздушной смеси на топливо возрастают температура и скорость горения, что в итоге приводит к снижению расхода топлива и повышению эффективности его сжигания и технологических процессов, в которых используется данный способ.

Известно устройство для его осуществления, содержащее вентилятор, электроозонатор, горелку и высоковольтный трансформатор [1]. Известный способ предполагает предварительное озонирование воздуха перед распылом и сжиганием топлива, что нецелесообразно осуществлять в промышленных устройствах из-за негативного влияния озона на топливную арматуру, например на фотодатчик пламени.

Известен способ сжигания топлива, заключающийся в его распыливании потоком неозонированного воздуха, озонировании другого потока воздуха, смешении потоков и воспламенении смеси, причем подачу озонированного потока на смешение осуществляют спутно потоку неозонированного воздуха с внешней стороны потока. Подготовку озоно-воздушной смеси осуществляют в проточных каналах горелки посредством размещения в них электродов коронного разряда, подключенных к источникам высокого напряжения. Известный способ сжигания топлива по своей технической сущности наиболее близок к заявленному и принят за прототип [2]. Однако он не позволяет генерировать сколько-нибудь существенное количество озона, а спутная подача озоно-воздушной смеси с внешней стороны потока с распыленным топливом ограничивает поступление озона в реагирующий объем смеси, что снижает эффективность способа.

Известно устройство для сжигания топлива, содержащее короб, подвижное конфузорно-диффузорное сопло, топливное сопло, кольцевую расширительную камеру, завихритель и свечи. Это устройство по технической сущности наиболее близко к заявленному и принято за прототип [3]. Это устройство было испытано на озоно-воздушной смеси. Предварительно подготовленную озоно-воздушную смесь нагнетали вентиляторной установкой в подвижное конфузорно-диффузорное сопло, распыляли топливо, подаваемое через топливное сопло, и воспламеняли. При испытаниях установлены утечки озона из неплотностей канала транспортирования и негативное влияние на прокладки топливной арматуры.

Задачей изобретения является повышение эффективности и безопасности сжигания топлива в озоно-воздушной среде.

Поставленные задачи достигаются тем, что в способе сжигания топлива, заключающемся в распыливании топлива потоком неозонированного газообразного агента, озонировании и спутной подаче неозонированного агента, смешения и воспламенении смеси, согласно изобретению, подачу потока озонированного агента на смешение осуществляют нормально к потоку неозонированного в его вихревую полость, образующуюся при расширении потока, кроме того, подачу неозонированного газообразного агента рассчитывают по формуле

q2=C2q1/C 1,

где C1 - экономичная (оптимальная) концентрация озона после смешения потоков, мг/м3;

C2 - концентрация озона в озонированном агенте, мг/м3;

q1, q2 - подачи озонированного и неозонированного потоков соответственно, м 3/ч.

Поставленные задачи достигаются также тем, что в устройстве для сжигания топлива, содержащем короб, подвижное конфузорно-диффузорное сопло, кольцевую расширительную камеру и свечи, согласно изобретению, в расширительной части корпуса конфузорно-диффузорного сопла в области максимального скоростного напора выполнено по крайней мере одно сквозное отверстие, сообщаемое газоходом с источником озона.

Сравнительный анализ признаков прототипа с заявленным показывает, что новым в способе является то, что подачу потока озонированного агента на смешение осуществляют нормально к потоку неозонированного агента в его вихревую полость, кроме того, подачу потока неозонированного газообразного агента рассчитывают по формуле q22q1 /C1.

Новым в устройстве является то, что в расширительной части корпуса конфузорно-диффузорного сопла выполнено, по крайней мере, одно сквозное отверстие в области максимально скоростного напора, сообщенное газоходом с источником озона.

Таким образом, изобретение соответствует критерию "новизна".

Данный способ может быть осуществлен только при указанном конструктивном исполнении, что обеспечивает "единство" изобретения.

Изобретение является "промышленно применимым", так как может использоваться в сельском хозяйстве. Изобретение соответствует критерию "изобретательский уровень", так как может быть достигнут результат, удовлетворяющий существующую потребность, а именно повышение эффективности и безопасности сжигания топлива.

Изобретение поясняется чертежом.

Оно содержит короб 1, подвижное конфузорно-диффузорное сопло 2, топливное сопло 3, кольцевую расширительную камеру 4, электрозапальные свечи 5, вентилятор 6, патрубок 7, источник 8 озона (озонатор) с автономным вентилятором, заслонку 9 вентилятора 6, измерительное устройство 10, камеру 11 газификации.

Способ осуществляют следующим образом.

Потоком неозонированного воздуха распыляют жидкое топливо, озонируют другой поток воздуха, который подают нормально к неозонированному потоку в его вихревую полость, смесь воспламеняют, причем подача озонированного газообразного агента относительно суммарной подачи прямо пропорциональна отношению концентраций озона в этих потоках.

Устройство работает следующим образом.

Топливо подводят к конфузорно-диффузорному соплу 2 через топливное сопло 3, на выходе из указанного сопла 2 его распыляют воздухом, подаваемым в короб 1 вентилятором 6, при этом топливо перемешивается с озонированным воздухом второго потока. Второй поток воздуха прокачивают через озонатор 8, озоно-воздушную смесь подают в патрубок 7, закрепленный на кольцевой расширительной камере 4, и далее через сквозное отверстие в конфузорно-диффузорного сопла 2 в зону смешения топлива с неозонированным воздухом. Далее горючая смесь поступает в кольцевую расширительную камеру 4, где ее кинетическая энергия частично преобразуется в энергию давления, а скорость снижается, что соответствует стабилизации воспламенения, производимого при помощи свечей 5. В камере 11 газификации происходит окончательное перемешивание горючей смеси с воздухом и ее подогрев до необходимой температуры, которую устанавливают изменением положения заслонки 9 на всасывающем патрубке вентилятора 6. Расход озонированного воздуха замеряют измерительным устройством 10, расход топлива регулируют вентилем 12. Озонатор 8 содержит переключатель режимов работы, в зависимости от настройки можно осуществлять непрерывный, циклический режим подачи озона, а также менять его производительность по озону, расход неозонированного потока замеряют на входе вентилятора 6.

Спутная подача озоно-воздушного потока смеси распыленного топлива с потоком неозонированного воздуха имеет тот недостаток, что замедляется диффузия озона в ядро потока смеси и снижается эффективность сжигания топлива. На выходе потока из диффузорной части сопла 2 наблюдается отрыв потока от стенок сопла с образованием замкнутых и открытых вихревых полостей, которые распространяются вниз по течению струи. Спутный поток озонированного воздуха большей частью обтекает эти полости, в то время как поток озонированного воздуха, поступающего нормально к потоку, распространяется в эти полости и при эжектировании распределяется по всему сечению диффузора сопла 2 и кольцевой расширительной камеры 4.

Более полное смешение озона с распыленным топливом снижает практически до нуля химический недожог даже такого сравнительно низкореакционного жидкого топлива как печное бытовое, при этом возрастает его реакционность, повышается температура уходящих топливных газов и как следствие повышается термический кпд устройства.

Кроме того, в результате повышения реакционности упрощается воспламенение смеси, даже в холодную погоду можно обойтись без подогрева топлива, что повышает безопасность работы. Как показали наши исследования (см. таблицу), экономичная концентрация озона в суммарном потоке составляет 32...48 мг/м3, что близко совпадает с литературными данными, например [1]. При подаче воздуха на сжигание двумя потоками концентрация озона в одном из них должна быть во столько раз выше заданной концентрации, во сколько раз подача этого потока ниже оптимальной концентрации. Концентрацию озона в потоке на выходе озонатора целесообразно поддерживать в пределах 160... 400 мг/м3 в зависимости от производительности устройства по топливу, что обеспечит устойчивое смешение потоков в конфузорно-диффузорном сопле 2 и кольцевой расширительной камере.

При использовании озонатора мощностью 16 г озона в час и подаче 100 м3 /ч озоно-воздушной смеси, принимая оптимальную концентрацию озона - 50 мг/м3 и записывая отношение концентраций озона и подач в виде

C1/C2=q1 /q2 и q2=C2q1/C 1,

где C1 - экономичная (оптимальная) концентрация озона после смешения потоков, мг/м3, C1способ сжигания топлива и устройство для его осуществления, патент № 226972150 мг/м3;

С2 - концентрация озона в озонированном агенте, мг/м3, С2=16·10 3/100=160 мг/м3;

q1, q 2 - подачи озонированного и неозонированного потоков соответственно, м3/ч.

В итоге определим подачу неозонированного потока

q2=160×100/50=320 м3/ч.

Пример. Были проведены производственные испытания топочного устройства ТАУМ-0,3 и лабораторные исследования по сжиганию жидкого (дизельного) топлива в озоно-воздушной среде и в неозонированной среде. Установлено существенное влияние озона на процессы сжигания топлива (см. таблицу).

ПоказателиПроизводственные испытанияЛабораторные испытания
  Без озонированияОзонирование по способу прототипаБез озонирования Озонирование по

заявленному способу
12 345 67
Расход топлива, кг/ч2516 25,3161,2 1,2
Коэффициент избытка воздуха 1,361,4 1,361,371,3 1,15
12 34 567
Состав уходящих газов СО, РРМ 122311 40--
O2, % 5,65,05,6 5,7--
CO2, % 11,411,111,4 11,3- -
Температура уходящих газов, °С 228229 237270226 252
Расход подогретого воздуха, м 311500 560
Степень подогрева воздуха, °С78 9381 957581
Количество воздуха на горение, м 3380250 385250 1815,5
Концентрация озона в воздухе, мг/м2 --21 32-48

Сжигание жидкого топлива по способу прототипа и заявленному способствует увеличению скорости сгорания, а также интенсификации процессов горения, что приводит к увеличению тепловыделения, подтвержденного повышением температуры уходящих газов и большей степенью подогрева теплоносителя. По способу прототипа по сравнению с подачей неонизированного воздуха степень интенсификации процесса составляет 7...8%, а по заявленному 10...12%, также на близкую величину возрастает кпд топки, что подтверждает эффективность способа. При этом отсутствует утечки из топливной арматуры озоно-воздушной смеси и обеспечивается полная безопасность сжигания топлива в озоно-воздушной среде.

Источники информации

1. Толстоухова Т.Н. Совершенствование процесса тепловой обработки кормов в аппаратах периодического действия за счет использования озонированного воздуха, автор дис. на соискание ученой степени к.т.н., Зерноград, 2001, с.11 (прототип).

2. Патент РФ №2200903, кл. F 23 D 5/00, БИ №8, 2003 (прототип).

3. Описание к авт.св. СССР №567017, кл. F 23 D 11/40 (прототип).

Класс F23C99/00 Тематика, не отнесенная к другим группам данного подкласса

способ и установка для сжигания в петлевом реакторе с независимым контролем циркуляции твердых веществ -  патент 2529300 (27.09.2014)
способ сжигания топлива в энергоустановках -  патент 2529291 (27.09.2014)
горелочное устройство -  патент 2523591 (20.07.2014)
горелочное устройство -  патент 2516065 (20.05.2014)
устройство для термической обработки рулонных полос -  патент 2506496 (10.02.2014)
оптимизированные способ и устройство сжигания в химическом контуре жидких углеводородов -  патент 2496054 (20.10.2013)
способ локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект -  патент 2495327 (10.10.2013)
устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект (варианты) -  патент 2488040 (20.07.2013)
устройство для сжигания топливно-окислительной смеси -  патент 2487299 (10.07.2013)
способ увеличения скорости горения -  патент 2482391 (20.05.2013)

Класс F23D21/00 Горелки, не отнесенные к другим рубрикам

Наверх