промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя

Классы МПК:F02K3/02 в которых часть рабочего тела минует турбину и камеру сгорания 
F04D29/52 для осевых насосов и вентиляторов 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-06-29
публикация патента:

Изобретение относится к компрессорам двухконтурных турбореактивных двигателей с широкохордными рабочими лопатками. Промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя содержит силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, выходные кромки которых соединены кольцевым разделителем контуров двигателя. Разделитель контуров выполнен в виде кольцевого обтекателя, образованного двумя коническими обечайками, в полости которого установлена кольцевая перегородка. Кольцевая перегородка образована коническими поверхностями, эквидистантными наружной и внутренней поверхностям обтекателя, и образует с последним замкнутую полость. Замкнутая полость разделена кольцевыми и радиальными перегородками на отдельные полости, каждая из которых сообщена с полостью компрессора, по меньшей мере, одним отверстием. Изобретение позволяет уменьшить амплитуду колебаний давления в газовоздушном тракте компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя. 5 ил. промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного   двигателя, патент № 2269021

промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного   двигателя, патент № 2269021 промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного   двигателя, патент № 2269021 промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного   двигателя, патент № 2269021 промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного   двигателя, патент № 2269021 промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного   двигателя, патент № 2269021

Формула изобретения

Промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащий силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, выходные кромки которых соединены кольцевым разделителем контуров двигателя, отличающийся тем, что разделитель контуров выполнен в виде кольцевого обтекателя, образованного двумя коническими обечайками, в полости которого установлена кольцевая перегородка, образованная коническими поверхностями, эквидистантными наружной и внутренней поверхностям обтекателя, и образующая с последним замкнутую полость, разделенную кольцевыми и радиальными перегородками на отдельные полости, каждая из которых сообщена с полостью компрессора, по меньшей мере, одним отверстием.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к компрессорам ДТРД с высоконагруженными широкохордными рабочими лопатками.

Известен промежуточный корпус компрессора ДТРД, содержащий силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, выходные кромки которых соединены кольцевым разделителем контуров двигателя [1].

Известное устройство выполняет силовые функции и формирует поток в газовоздушном тракте компрессора.

Однако в процессе работы компрессора при взаимодействии потока от рабочих лопаток с элементами статора в его газовоздушном тракте возникают колебания давления, значительно увеличивающие динамические нагрузки на конструкцию. В известном устройстве не предусмотрены средства для уменьшения амплитуды колебаний давления.

Задачей изобретения является демпфирование колебаний давления, возникающих в газовоздушном тракте компрессора во всем диапазоне его эксплуатации.

Указанная задача достигается тем, что в известном промежуточном корпусе компрессора ДТРД, содержащем силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, выходные кромки которых соединены кольцевым разделителем контуров двигателя, согласно изобретению разделитель контуров выполнен в виде кольцевого обтекателя, образованного двумя коническими обечайками, в полости которого установлена кольцевая перегородка, образованная коническими поверхностями, эквидистантными наружной и внутренней поверхностям обтекателя, и образующая с последними замкнутую полость, разделенную кольцевыми и радиальными перегородками на отдельные полости, каждая из которых сообщена с полостью компрессора по меньшей мере одним отверстием.

Такое выполнение устройства приводит к организации в кольцевом разделителе контуров акустических демпферов, сообщенных отверстиями с полостью проточной части компрессора, что позволяет уменьшить амплитуду колебаний давления, генерируемых при вращении ротора, и таким образом уменьшить динамические нагрузки на конструкцию.

На фиг.1 показан радиальный разрез промежуточного корпуса компрессора ДТРД;

на фиг.2, 3 - поперечные разрезы обтекателя;

на фиг.4 - амплитуды и частоты колебаний давления в зависимости от оборотов ротора за 2-ступенчатым высоконапорным компрессором низкого давления, измеренные при испытаниях двигателя до использования изобретения;

на фиг.5 - зависимость коэффициента поглощения энергии колебаний к от частоты колебаний f, генерируемых лопатками.

Промежуточный корпус компрессора ДТРД содержит силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, выходные кромки 2 которых соединены кольцевым разделителем контуров двигателя, выполненный в виде кольцевого обтекателя 3, образованного наружной и внутренней коническими обечайками 4 и 5. В полости обтекателя установлена кольцевая перегородка 6, образованная коническими поверхностями, эквидистантными наружной и внутренней поверхностям обтекателя 3 и образующая с последним замкнутую полость 7, разделенную кольцевыми перегородками 8 и радиальными перегородками 9 на отдельные полости 10, каждая из которых сообщена с полостью компрессора отверстием 11.

Соседние полости 10, расположенные в окружном направлении, могут быть сообщены отверстиями 11 поочередно с наружным и внутренним контурами (фиг.2), а также с обоими контурами (фиг.3).

Размеры полостей и отверстий выбираются в зависимости от частот колебаний, возникающих в конкретном двигателе. Так, например, при вращении ротора компрессора ДТРД с 32-мя рабочими лопатками второй ступени компрессора низкого давления на оборотах более 82% происходит возрастание амплитуды регулярных колебаний давления Р' первой и второй гармоник (фиг.4). В соответствии с этим производится настройка акустического демпфера.

Устройство работает следующим образом. При колебаниях давления воздух пульсирует в отверстиях 11, которые вместе с полостями 10 представляют собой резонаторы Гельмгольца, настроенные на определенные частоты. В них происходит диссипация энергии колебаний давления, возникающих за рабочими лопатками компрессора. Зависимость коэффициента эффективности демпфирования колебаний давления к от частоты колебаний f показана на фиг.5. Предложенное устройство настроено на подавление колебаний двух диапазонов частот, проявившихся при испытаниях двигателя.

Эти диапазоны показаны цифрами 1 и 2 на фиг.3.

Соединение соседних полостей 10, расположенных в окружном направлении поочередно с наружным и внутренним или с обоими контурами, расширяет диапазон поглощения энергии колебаний по частотам.

Изобретение позволяет уменьшить амплитуду колебаний давления за широкохордными рабочими лопатками компрессора в несколько раз, благодаря чему уменьшаются динамические нагрузки на конструкцию, повышается ресурс и надежность работы компрессора.

Источник информации

1. Патент РФ №2212568 класса F 04 D 29/32, опубл. в 2003 г.

Класс F02K3/02 в которых часть рабочего тела минует турбину и камеру сгорания 

способ работы компрессорного воздушно-реактивного двигателя -  патент 2495269 (10.10.2013)
турбореактивный двигатель -  патент 2480604 (27.04.2013)
разгрузочное устройство для турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель, содержащий такое устройство -  патент 2467194 (20.11.2012)
турбореактивный двухконтурный двигатель с перераспределением энергии потока воздуха на входе -  патент 2447308 (10.04.2012)
турбореактивный двигатель -  патент 2418969 (20.05.2011)
газотурбинная установка -  патент 2406854 (20.12.2010)
газотурбинная установка -  патент 2396452 (10.08.2010)
газотурбинная установка -  патент 2396451 (10.08.2010)
газотурбинная установка -  патент 2396448 (10.08.2010)
газотурбинная установка -  патент 2389894 (20.05.2010)

Класс F04D29/52 для осевых насосов и вентиляторов 

корпус компрессора, обладающий стойкостью к титановым пожарам, компрессор высокого давления, содержащий такой корпус, и двигатель летательного аппарата, оборудованный таким компрессором -  патент 2524782 (10.08.2014)
корпус ротора турбокомпрессора, содержащий периферийный бандаж -  патент 2511960 (10.04.2014)
кожух для рабочего колеса турбомашины -  патент 2491447 (27.08.2013)
агрегат конденсатных насосов питательных систем энергоблоков -  патент 2488717 (27.07.2013)
диагональный вентилятор -  патент 2455528 (10.07.2012)
статор компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2420673 (10.06.2011)
лопаточное устройство -  патент 2371589 (27.10.2009)
защитная оболочка корпуса вентилятора авиационного газотурбинного двигателя и способ ее изготовления -  патент 2366839 (10.09.2009)
устройство для осевой транспортировки жидкостей тела -  патент 2314835 (20.01.2008)
компрессор газотурбинного двигателя -  патент 2302558 (10.07.2007)
Наверх