колесо с "кантующимся" центром вращения

Классы МПК:B60K17/16 с дифференциальной передачей 
F16H3/44 с зубчатыми колесами, совершающими планетарное движение 
F16H37/08 с дифференциальной передачей 
Патентообладатель(и):Ильина Лариса Валериевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-03-23
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Колесо имеет обод с правильной формой окружности и центр его вращения. Для его привода в обод колеса установлен планетарный редуктор, ведущей шестерней которого является сателлит, установленный на ведущем - «плавающем» валу, ось которого, принимая вес транспортного средства, приходящимся на колесо, совершает сложное движение относительно оси вращения колеса, позволяющее: 1) «развести» проекции оси вращения (являющейся одновременно точкой /линией/ опоры) колеса и точки приложения веса транспортного средства Р на колесо на горизонтальную поверхность на некоторое расстояние L; 2) изменить положение проекции точки Р на вертикальную плоскость на некоторую высоту h и создать постоянно действующий, «кантующий» колесо, крутящий момент PL, создавая эффект эксцентрикового колеса, при остающейся неизменной форме окружности колеса и устраняя циклические нагрузки. В результате улучшается проходимость транспортного средства, улучшается его управляемость, упрощается конструкция и улучшается эффективность колесного движителя. 1 ил. колесо с "кантующимся" центром вращения, патент № 2268165

колесо с "кантующимся" центром вращения, патент № 2268165

Формула изобретения

Колесо с «кантующимся» центром вращения, имеющее обод с правильной формой окружности и центром его вращения, отличающееся тем, что для его привода в обод колеса установлен планетарный редуктор, ведущей шестерней которого является сателлит, установленный на ведущем - «плавающем» - валу, ось которого, принимая вес транспортного средства, приходящийся на колесо, совершает сложное движение относительно оси вращения колеса, позволяющее:

1) «развести» проекции оси вращения (являющейся одновременно точкой /линией/ опоры) колеса и точки приложения веса транспортного средства Р на колесо на горизонтальную поверхность на некоторое расстояние L;

2) изменить положение проекции точки Р на вертикальную плоскость на некоторую высоту h и создать постоянно действующий, «кантующий» колесо крутящий момент PL, создавая эффект эксцентрикового колеса при остающейся неизменной форме окружности колеса и устраняя циклические нагрузки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к колесным движителям.

Известным способом передвижения транспортных средств является способ с использованием колесных движителей правильной формы, а также известен способ, когда для улучшения проходимости используется колесо неправильной формы - эксцентриковой (см., например, RU 2086428 С1, 10.08.1997, SU 1399188 A1, 30.05.1988, SU 1273272 A1, 30.11.1986, FR 2506689 A1, 03.12.1982).

Недостатком известных конструкций является: неэффективность при работе, сложная конструкция.

Целью настоящего изобретения является: улучшение проходимости транспортных средств, улучшение управляемости, упрощение конструкции и улучшение эффективности колесного движителя.

Поставленная цель достигается тем, что:

колесо с «кантующимся» центром вращения имеет обод с правильной формой окружности и центром его вращения. Для его привода в обод колеса установлен планетарный редуктор, ведущей шестерней которого является сателлит, установленный на ведущем - «плавающем» валу, ось которого, принимая вес транспортного средства, приходящееся на колесо, совершает сложное движение относительно оси вращения колеса, позволяющее:

1) «развести» проекции оси вращения (являющееся одновременно точкой /линией/ опоры) колеса и точки приложения веса транспортного средства Р на колесо на горизонтальную поверхность на некоторое расстояние L;

2) изменить положение проекции точки Р на вертикальную плоскость на некоторую высоту h и создать постоянно действующий, «кантующий» колесо, крутящий, момент PL создавая эффект эксцентрикого колеса при остающейся неизменной форме окружности колеса и устраняя циклические нагрузки.

На представленном чертеже изображено следующее:

1 - пневматический обод, 2 - металлический обод, 3 - водило, 4 - съемный корпус редуктора, 5 - ведомая шестерня, 6-14, 20 - болты крепления, 7 - сателлиты, 8 - кантующая крышка редуктора, 9 - боковина водила, 10 - сателлит - ведущая шестерня, 11 - крепления кожуха, 12 - кожух ведущего моста, 13 - ведущий вал, 15 - крепление венца ведомой шестерни, 16 - фиксирующее кольцо, 17 - уплотнительные сальники, 18 - подшипники скольжения, 19 - подшипник качения, 21 - штифты.

На чертеже на отдельном виде также показан узел соединения корпуса редуктора 4 с центрирующей крышкой, где 16 - фиксирующее кольцо, позволяющее собрать подшипники скольжения 18 и качения 19, а также сальники 17 в узел для качения центрирующей крышки 8 по периметру корпуса 4 редуктора.

Способ работы заключается в том, что если крутящий момент М кр передается от движителя через механизмы трансмиссии на ведущий вал колеса 13 и сателлит 10, то в дальнейшем этот Мкр будет:

1. вращать ведомую шестерню 5, а вместе и колесо 1;

2. при увеличении сопротивления дороги на колесо перекатываться по ведомой шестерне (до упора штифта 21).

Из второго момента следует, что ось сателлита О 3О3 будет совершать сложное, относительно центра вращения колеса О движение и иметь проекции O'3 O''3O'''3. Это означает, что вес транспортного средства, приходящееся на колесо (Р), будет перемещаться по траектории точки О3. Это означает, что при движении колеса "разводятся" проекции оси вращения колеса и точки приложения веса Р, приходящееся на колесо, - на горизонтальную плоскость /дорогу/ на расстояние L, а также положение проекции точки приложения веса Р поднимается на вертикальной плоскости на высоту h. Из этого следует, что описываемый механизм позволяет создать для привода колеса крутящий момент PL, который "кантует" колесо, повышая проходимость и улучшая управляемость. Центрирующая крышка 8 позволяет оси 13 совершить сложное движение. Штифты 21 ограничивают ход водила 3.

Таким образом, данное изобретение соответствует критерию "новизна". Сравнение предлагаемой конструкции с известными аналогами позволяет сделать вывод о соответствии ее критерию "существенные отличия".

Изобретение позволит улучшить проходимость преобладающего парка машин.

Класс B60K17/16 с дифференциальной передачей 

самоблокирующийся дифференциал свободного хода -  патент 2523721 (20.07.2014)
дифференциальный механизм для привода колес или мостов транспортного средства -  патент 2520224 (20.06.2014)
тормозная система и способ торможения для транспортного средства -  патент 2500556 (10.12.2013)
проходная главная передача транспортного средства -  патент 2472646 (20.01.2013)
двухскоростная главная передача -  патент 2432267 (27.10.2011)
дифференциал -  патент 2429143 (20.09.2011)
преобразователь передаточного отношения -  патент 2385433 (27.03.2010)
способ управления дифференциалами многоприводных колесных машин -  патент 2377142 (27.12.2009)
управляемый межколесный (межосевой) дифференциал -  патент 2376515 (20.12.2009)
механизм автоматической гидроблокировки дифференциала -  патент 2376514 (20.12.2009)

Класс F16H3/44 с зубчатыми колесами, совершающими планетарное движение 

Класс F16H37/08 с дифференциальной передачей 

Наверх