сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных электродвигателей

Классы МПК:F04D13/10 приспособленные для работы в буровых скважинах 
H02K5/12 специально предназначенные для работы в среде жидкости или газа
Патентообладатель(и):Кузьмичев Николай Петрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-04-01
публикация патента:

Изобретение относится к гидравлической защите герметичных погружных маслозаполненных электродвигателей насосных установок для добычи нефти и других пластовых жидкостей. Сильфонный компенсатор содержит сильфон (С), внутренняя полость которого сообщена с внутренней полостью электродвигателя, а наружная поверхность контактирует с внешней средой. Внутрь С помещен герметично соединенный с ним второй С с дном. Наружная поверхность второго С контактирует с внутренней полостью электродвигателя. Внутренняя полость второго С сообщена с внешней средой. Изобретение направлено на уменьшение собственного объема и большее относительное изменение объема компенсатора, что позволит повысить надежность погружных электродвигателей за счет их полной герметизации и увеличения межремонтного периода насосных установок. Сборка герметичных погружных электродвигателей в заводских условиях позволит упростить и удешевить монтажные работы на скважинах, повысить их качество. 1 ил. сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

Формула изобретения

Сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных электродвигателей, состоящий из сильфона, внутренняя полость которого сообщается с внутренней полостью электродвигателя, а наружная поверхность контактирует с внешней средой, отличающийся тем, что внутрь сильфона помещен герметично соединенный с ним второй сильфон с дном, наружная поверхность которого контактирует с внутренней полостью электродвигателя, а внутренняя полость сообщается с внешней средой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в гидравлической защите герметичных погружных маслозаполненных электродвигателей насосных установок для добычи нефти и других пластовых жидкостей.

Известен поршневой компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных электродвигателей (см. Богданов А.А. Погружные центробежные электронасосы для добычи нефти (расчет и конструирование). М.: «Недра», 1968 г. стр.175-176).

Недостатком компенсатора является невысокая надежность, обусловленная наличием в его конструкции резинового мешка. К свойствам резины в компенсаторе предъявляются противоречивые требования. Она, с одной стороны, должна не терять своих свойств при хранении в условиях низких температур (до -60°С) и сохранять эластичность при низких температурах (до -30°С), при которых может производиться монтаж насосной установки на скважине. С другой стороны резина должна длительное время надежно работать в условиях высоких температур (до 120°С и более) в агрессивной среде пластовой жидкости скважин. При наработках скважинных насосных установок 500-600 суток и более начинает сказываться старение резины. Отрицательно сказывается на надежности компенсатора наличие в его конструкции подвижных металлических деталей (пружина, направляющий цилиндр), работающих в коррозионноактивной среде пластовой жидкости.

Известны также диафрагменные компенсаторы гидравлической защиты погружных маслозаполненных электродвигателей (см. RU 2050669, 09.09.1992; RU 2119222, 11.25.1996; RU 2168830, 03.14.2000).

Их недостатком, кроме отмеченной ненадежности резиновой диафрагмы, является невысокая надежность имеющихся в их конструкции клапанов. Клапаны в компенсаторе нужны для разобщения внутренних полостей компенсатора и электродвигателя после их сборки на скважине и опрессовке электродвигателя и сообщения внутренних полостей компенсатора и электродвигателя после спуска установки в скважину.

Наиболее близким, принятым за прототип, является сильфонный компенсатор (см. RU 2210160, 08.04.2000), который предлагается применять в гидравлической защите герметичных погружных электродвигателей совместно с протектором на основе магнитной муфты с постоянными магнитами. Несмотря на то, что в указанном источнике конструкция прототипа не описана, она достаточно очевидна. Внутренняя полость сильфона с дном должна сообщаться с внутренней полостью электродвигателя, а наружная поверхность должна контактировать с внешней средой.

В качестве материала для изготовления сильфона могут быть использованы коррозионностойкая сталь или фторопласт. Оба материала не имеют недостатков, свойственных резине. Они могут длительное время храниться и надежно работать в более широком диапазоне температур и в более агрессивных средах, чем это требуется для условий работы гидравлической защиты погружных электродвигателей. Применение сильфонного компенсатора в гидравлической защите позволит повысить надежность погружных маслозаполненных электродвигателей за счет их полной герметизации и значительно увеличить межремонтный период насосных установок.

Известный сильфонный компенсатор не может быть использован в гидравлической защите погружных маслозаполненных электродвигателей ввиду небольшого относительного изменения объема при размерах компенсатора, одинаковых с размерами поршневого и диафрагменного компенсаторов.

Предложен компенсатор, состоящий из сильфона с дном, внутренняя полость которого сообщается с внутренней полостью электродвигателя, а наружная поверхность контактирует с внешней средой. Внутрь сильфона помещен второй сильфон с дном. Сильфоны герметично соединены таким образом, что входное отверстие второго сильфона расположено вместо дна первого сильфона, внутренняя полость второго сильфона сообщается с внешней средой, а наружная поверхность контактирует с внутренней полостью электродвигателя.

Предложенный сильфонный компенсатор при одинаковых с прототипом габаритах за счет наличия внутреннего сильфона имеет меньший собственный объем и большее относительное изменение объема, достаточное для его применения в гидравлической защите герметичных погружных маслозаполненных электродвигателей.

Гидравлическая защита погружных маслозаполненных электродвигателей, состоящая из протектора и компенсатора, должна выполнять следующие функции:

1. Предотвращать попадание пластовой жидкости скважин во внутреннюю полость электродвигателей.

2. Компенсировать изменение объема заполняющего электродвигатели масла при изменении температуры.

3. Компенсировать изменение объема масла за счет утечки его из электродвигателей через механические уплотнения вала протектора.

Для выполнения последней функции компенсатор должен иметь как можно больший объем. От этого зависит продолжительность безаварийной работы электродвигателя. При герметизации внутренней полости погружного электродвигателя, например, используя в гидравлической защите герметичный протектор на основе магнитной муфты с постоянными магнитами (см. RU 2210160, 08.04.2000) и предложенный сильфонный компенсатор, утечки масла из внутренней полости электродвигателя полностью исключаются. Следовательно, в герметичных погружных маслозаполненных электродвигателях необходимость в выполнении третьей функции гидравлической защиты отпадает. Объем компенсатора определяется из условий выполнения второй функции: компенсации изменения объема заполняющего электродвигатель масла при изменении температуры. Данное обстоятельство позволяет снизить требования к объему компенсатора. Однако прототип не позволяет добиться необходимого относительного изменения объема.

На чертеже представлено сечение сильфонного компенсатора осевой плоскостью. Компенсатор прикреплен к основанию погружного электродвигателя 1 и защищен корпусом 2. Его основными элементами являются наружный сильфон 3 и внутренний сильфон 4. Стрелками показаны перемещения элементов компенсатора и направление движения заполняющего электродвигатель масла и пластовой жидкости при изменении температуры.

Сильфонный компенсатор работает следующим образом. При температурах, близких к середине температурного диапазона использования установки, например, находясь в скважине в нерабочем состоянии, или при хранении в условиях положительных температур, оба сильфона находятся в ненапряженном или близком к нему состоянии. Собственный объем сильфона меньше, чем у прототипа, за счет того, что часть масла из полости наружного сильфона 3 вытесняется внутренним сильфоном 4.

При включении установки температура электродвигателя начинает повышаться. Масло внутри электродвигателя начинает расширяться, увеличивая давление в электродвигателе и, соответственно, в компенсаторе. Наружный сильфон 3 при этом начинает растягиваться, а внутренний 4 сжиматься, увеличивая объем компенсатора и компенсируя увеличение объема масла внутри электродвигателя при нагревании. После выключения установки по мере остывания электродвигателя и уменьшения объема масла сильфоны компенсатора возвращаются в исходное состояние.

При хранении установки в условиях отрицательных температур объем масла в электродвигателе уменьшается, давление в нем понижается. Наружный сильфон 3 при этом начинает сжиматься, а внутренний 4 растягиваться, уменьшая объем компенсатора и компенсируя уменьшение объема масла внутри электродвигателя при остывании.

В качестве примера приведен расчет относительного изменения объема предложенного сильфонного компенсатора и прототипа одинаковых габаритов. За основу взят компенсатор МК 51 производства ОАО «АЛНАС» (см. Каталог продукции ОАО «АЛНАС». Альметьевск, 2003, стр.63 или http://www.alnas.ru/gidroprotektor.htm). Его габариты: длина L=1042 мм, диаметр D=103 мм. Объем масла в компенсаторе V=4,5 л.

Длина герметичного погружного электродвигателя в собранном виде (с гидравлической защитой) для удобства транспортировки и монтажа на скважине не должна превышать 6,5 метров. Такую длину имеет электродвигатель ЭД32-117МВ5 (3998 мм) с гидравлической защитой МГ 51, состоящий из протектора МП 51 (1374 мм) и компенсатора МК 51 (1042 мм). Общая длина электродвигателя ПЭД32-117МВ5 с гидравлической защитой составляет 6414 мм. Объем масла в ЭД32-117МВ5 при температуре t=20°С равен VД=6 л, в МП 51 - VП=2,8 л. Если предположить, что протектор на основе магнитной муфты будет иметь такой же объем, что протектор МП 51, то общий объем масла в электродвигателе с протектором при температуре t=20°С будет равен

VДП=V Д+VП=8,8 [л].

Внутренний диаметр корпуса компенсатора МК 51 равен 90 мм. Поэтому для расчета прототипа следует выбрать сильфон с наружным диаметром, меньшим 90 мм, например, сильфон производства ООО «Гибкие соединения» (см. http://www.joinflex.ru/production/rukava/rukavanerg/vacoomsilfons/index.htm) с наружным диаметром D=85,5 мм, внутренним диаметром d=64,3 мм, длиной L=1000 мм. Максимальный рабочий ход сильфонов из нержавеющей стали в среднем равен 20%. Поэтому относительное изменение объема сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653 будет таким же. Длина сильфона в растянутом состоянии будет равна

LP=L·(1+сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653/2)=1000·(1+0.2/2)=1100 [мм]

Максимальный объем сильфонного компенсатора равен

VКmax=LP·сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653·((D+d)/2) 2/4=1100·3.14·((85.5+64.3)/2)2 /4=4846701 [мм3]=4.85 [л].

Минимальный объем компенсатора составит

VКmin=VКmax ·(1-сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653)=4,85·(1-0.2)=3.88 [л].

Абсолютное изменение объема сильфонного компенсатора (прототипа) составит

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653V К=сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653·V Кmax=0.2·4.85=0.97 [л].

Температурный коэффициент объемного расширения трансформаторного масла равен сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653=6·10 -4 °С-1. Минимальная температура хранения погружных электродвигателей равна -60°С (ГОСТ 18058-80 п.7.12). Максимальная температура обмотки статора равна 140°С (ГОСТ 18058-80 п.2.9). При изменении температуры на сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653t=200°С объем масла в электродвигателе и протекторе изменится на

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653V МДП =сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653·сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653t·V ДП=0.0006·200·8,8=1.056сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 22676531.06 [л].

В компенсаторе, в отличие от электродвигателя и протектора на основе магнитной муфты, при работе тепло не выделяется. Поэтому можно считать, что его максимальная температура равна максимальной температуре окружающей среды tOC=90°С для электродвигателей обычного (нетермостойкого) исполнения, а максимально возможное изменение температуры масла в нем равно сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653t=150°С. Объем масла при таком изменении температуры в компенсаторе изменится на

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653V МК=сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653·сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653t·V Кmin=0.0006·150·3.88=0.349сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 22676530.35 [л].

Общее изменение объема масла в электродвигателе с гидравлической защитой равно

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653V М=сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653V МДП+сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653V МК=1.06+0.35=1.41 [л].

В результате расчета получено

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

Даже с учетом того, что с изменением температуры будет меняться и объем внутренних полостей электродвигателя с гидравлической защитой, а следовательно, реальное изменение объема масла будет меньше расчетного значения, изменение объема прототипа недостаточно для компенсации температурного изменения объема масла в электродвигателе с гидравлической защитой.

Наружный диаметр внутреннего сильфона D' предложенного сильфонного компенсатора должен быть меньше внутреннего диаметра наружного сильфона d=64.3 мм. Данному условию удовлетворяет сильфон производства ООО «Гибкие соединения» (см. http://www.joinflex.ru/production/rukava/rukavanerg/vacoomsilfons/index.htm) с наружным диаметром D'=55,5 мм и внутренним диаметром d'=39,2 мм. При минимально допустимой температуре длина внутреннего растянутого сильфона должна быть меньше или равна длине наружного сжатого сильфона. Поэтому длина внутреннего сильфона в растянутом состоянии должна быть

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

а в сжатом состоянии

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

Максимальный объем предложенного сильфонного компенсатора

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

Минимальный объем компенсатора

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

Изменение объема предложенного сильфонного компенсатора равно

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

что в 1,32 раза больше, чем у прототипа.

Изменение объема масла в компенсаторе при максимальном изменении температуры составит

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

Общее изменение объема масла в электродвигателе с гидравлической защитой равно

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

Результат расчета

сильфонный компенсатор гидравлической защиты погружных маслозаполненных   электродвигателей, патент № 2267653

Таким образом, предложенный сильфонный компенсатор при неизменных по сравнению с прототипом габаритах позволяет получить относительное изменение объема, необходимое для компенсации температурного изменения объема масла в герметичных погружных электродвигателях.

Класс F04D13/10 приспособленные для работы в буровых скважинах 

направляющий аппарат ступени центробежного многоступенчатого насоса -  патент 2525816 (20.08.2014)
устройство для оценки технического состояния установок электроцентробежных насосов в процессе эксплуатации -  патент 2525094 (10.08.2014)
ступень многоступенчатого центробежного насоса -  патент 2525047 (10.08.2014)
усовершенствованное уплотнение скважинного электрического погружного насоса -  патент 2524590 (27.07.2014)
газосепаратор-диспергатор погружного насоса для добычи нефти -  патент 2523943 (27.07.2014)
погружной насосный агрегат -  патент 2522374 (10.07.2014)
входное устройство скважинного насоса -  патент 2522259 (10.07.2014)
погружной электронный блок для погружного электродвигателя -  патент 2521532 (27.06.2014)
погружной многоступенчатый модульный насос и ступень насоса -  патент 2520797 (27.06.2014)
протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя -  патент 2520128 (20.06.2014)

Класс H02K5/12 специально предназначенные для работы в среде жидкости или газа

Наверх