маслобак двигателя двухмоторного самолета
Классы МПК: | F02C7/06 размещение опор; смазка |
Автор(ы): | Бекренев Игорь Анатольевич (RU), Береснева Татьяна Александровна (RU), Волков Альберт Иванович (RU), Голубов Александр Николаевич (RU), Марчуков Евгений Ювенальевич (RU), Семенов Вадим Георгиевич (RU), Сорокин Кирилл Юрьевич (RU), Фомин Вячеслав Николаевич (RU), Чернов Евгений Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-05-24 публикация патента:
10.01.2006 |
Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройству маслобака маслосистемы двигателя двухмоторного самолета. Маслобак двигателя двухмоторного самолета выполнен в виде двух камер, которые расположены по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии двигателя и сообщаются друг с другом своими масляными и воздушными полостями. Одна из камер выполнена из двух отсеков с общей воздушной полостью. В одном отсеке расположено устройство для забора масла к нагнетающему насосу, а другой отсек в своей нижней части связан с трубопроводом, соединяющим масляные полости камер. Отсеки в своей нижней части сообщены друг с другом, по меньшей мере, одним каналом. Изобретение позволяет повысить надежность и стабильность работы маслобака за счет выравнивания уровней масла в обеих его камерах, улучшения отделения воздуха из масла и уменьшения возможности попадания воздуха на вход в нагнетающий насос. 1 ил.
Формула изобретения
1. Маслобак двигателя двухмоторного самолета, выполненного в виде двух расположенных по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии двигателя и сообщающихся друг с другом посредством трубопроводов своими масляными и воздушными полостями камер, одна из которых оборудована устройством для забора масла к нагнетающему насосу, отличающийся тем, что камера, оборудованная устройством для забора масла к нагнетающему насосу, выполнена из двух отсеков с общей воздушной полостью, при этом в одном из отсеков расположено устройство для забора масла к нагнетающему насосу, а другой отсек в своей нижней части связан с трубопроводом, соединяющим масляные полости камер.
2. Маслобак двигателя двухмоторного самолета по п.1, отличающийся тем, что отсеки в своей нижней части сообщены друг с другом, по меньшей мере, одним каналом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройству маслобака маслосистемы двигателя двухмоторного самолета.
Известен маслобак двигателя двухмоторного самолета, выполненный в виде двух расположенных по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии двигателя и сообщающихся друг с другом посредством трубопроводов своими масляными и воздушными полостями камер, одна из которых оборудована устройством для забора масла к нагнетающему насосу (1).
Известное решение позволяет использовать единую конструкцию маслобака как для левого, так и для правого двигателя, что упрощает монтаж и эксплуатацию маслобаков на двухмоторных самолетах.
Вместе с тем данное решение обладает следующими недостатками.
При неработающем двигателе в маслобаке (1) уровень масла в обеих его камерах выравнивается за счет сообщения камер друг с другом. Вместе с тем во время работы двигателя в одну из камер маслобака поступает масловоздушная смесь, содержание воздуха в которой может многократно превышать содержание масла. При небольшом объеме камеры воздух не успевает полностью отделиться от масла и его содержание в масле может доходить до 50%. В другой камере маслобака происходит дальнейшее отделение воздуха из масла (его концентрация в масле не должна превышать 1 - 3% по объему). Таким образом, плотность масловоздушной смеси в обеих камерах маслобака может отличаться друг от друга почти в 2 раза, что приведет к различному уровню масловоздушной смеси в них. В камере с более высоким содержанием воздуха в масловоздушной смеси ее уровень будет значительно выше, чем в другой камере, что может привести к выбросу масловоздушной смеси из одной камеры в другую через трубопровод, соединяющий воздушные полости обеих камер, с последующей закупоркой этого трубопровода. Это в свою очередь вызовет разбалансировку работы маслосистемы и приведет к повышенному содержанию воздуха в масле в другой камере, что недопустимо.
Кроме того, в известном устройстве масловоздушная смесь вместе с воздухом при входе в камеру, из которой осуществляется забор масла для смазки двигателя, может беспрепятственно попадать на вход к нагнетающему насосу и тем самым понижать его производительность.
Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение надежности и стабильности работы маслобака двигателя двухмоторного самолета за счет выравнивания уровней масла в камерах маслобака при работающем двигателе, а также уменьшения возможности попадания воздуха на вход в нагнетающий насос.
Задача решается тем, что в маслобаке двигателя двухмоторного самолета, выполненном в виде двух расположенных по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии двигателя и сообщающихся друг с другом посредством трубопроводов своими масляными и воздушными полостями камер, одна из которых оборудована устройством для забора масла к нагнетающему насосу, камера, оборудованная устройством для забора масла к нагнетающему насосу, выполнена из двух отсеков с общей воздушной полостью, при этом в одном из отсеков расположено устройство для забора масла к нагнетающему насосу, а другой отсек в своей нижней части связан с трубопроводом, соединяющим масляные полости камер. Кроме того, отсеки в своей нижней части могут быть сообщены друг с другом, по меньшей мере, одним каналом.
Выполнение одной из камер маслобака из двух отсеков с общей воздушной полостью, где в одном из отсеков расположено устройство для забора масла к нагнетающему насосу, а другой отсек в своей нижней части связан с трубопроводом, соединяющим масляные полости камер, обеспечивает выравнивание уровней масловоздушной смеси в обеих камерах маслобака за счет того, что в камере, предназначенной для приема масловоздушной смеси из линии откачки, и в связанном с ней отсеке другой камеры маслобака масловоздушная смесь имеет плотность, близкую по значению.
Наличие, по меньшей мере, одного канала, соединяющего в нижней части отсеки камеры, оборудованной устройством для забора масла к нагнетающему насосу, позволяет осуществлять полный слив масла из всех отсеков и камер с помощью всего одной точки слива.
Изобретение поясняется графически, где на чертеже представлен общий вид маслобака двухмоторного самолета.
Маслобак двигателя 1 двухмоторного самолета выполнен в виде двух камер 2 и 3, которые расположены по разные стороны относительно вертикальной плоскости симметрии 4 двигателя 1 и сообщаются друг с другом своими масляными полостями посредством трубопроводов 5 и воздушными полостями посредством трубопроводов 6. Из камеры 2 осуществляется забор масла к нагнетающему насосу, а камера 3 предназначена для приема масловоздушной смеси из линии откачки. Камера 2 выполнена из двух отсеков 7 и 8 с общей воздушной полостью 9. В отсеке 8 расположено устройство 10 для забора масла к нагнетающему насосу, а отсек 7 в своей нижней части связан с трубопроводом 5. Отсеки 7 и 8 в своей нижней части сообщены друг с другом, по меньшей мере, одним каналом 11. Камеры 2 и 3 оборудованы сливным краном 12, устройством для измерения уровня масла 13, устройством 14 для суфлирования и устройством 15 для заправки маслобака. Камера 3 оборудована также устройством 16 для приема масловоздушной смеси, выполненным в виде канала, направленного касательно к стенке маслобака.
Маслобак работает следующим образом.
Масло в двигатель поступает через устройство 10 для забора масла к нагнетающему насосу, а возвращается через устройство 16 для приема масловоздушной смеси в камеру 3, выполняющую одновременно функции центробежного статического воздухоотделителя. Входящая в камеру 3 масловоздушная смесь направляется по касательной к ее внутренней поверхности и закручивается. Под действием центробежных сил воздух частично отделяется от масла, а масловоздушная смесь передвигается в нижнюю часть камеры, перемещаясь затем по трубопроводу 5 в отсек 7 камеры 2, в котором движется в направлении снизу вверх, что совпадает с движением воздушных пузырьков при их всплытии, и ускоряет их отделение от масла. Дойдя до верхней границы отсека 7, масло освобождается от воздуха, переливается через край отсека и попадает в отсек 8, из которого осуществляется забор масла в двигатель.
Предложенная схема маслобака позволяет повысить надежность и стабильность его работы за счет выравнивания уровней масла в обеих его камерах, улучшения отделения воздуха из масла и уменьшения возможности попадания воздуха на вход в нагнетающий насос.
Источник информации
1. Патент РФ №2194176, кл. F 02 С 7/06, 2002 г.
Класс F02C7/06 размещение опор; смазка