способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F02B75/06 двигатели с устройствами для выравнивания крутящего момента
F02D35/00 Регулирование двигателей в зависимости от условий работы двигателя, не отнесенное к другим рубрикам
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Агропромышленная корпорация альтернативного земледелия "Русский крестьянин" (RU),
Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации (RU),
Огнева Елена Георгиевна (RU),
Савин Анатолий Иванович (RU),
Борисенков Евгений Васильевич (RU),
Ковалев Николай Григорьевич (RU),
Олейников Владимир Иванович (RU),
Гаврилин Евгений Васильевич (RU),
Зубарев Юрий Борисович (RU),
Антошкин Виктор Иванович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-11-29
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности для определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить КПД двигателя и его моторесурс путем повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания. Способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что измеряют величину давления продуктов сгорания топлива на поршень и изменение величины давления на поршень продуктов сгорания топливной смеси в зависимости от угла поворота шейки коленчатого вала вокруг оси вращения последнего с учетом измеренных величин давления и определенных величин сил инерции возвратно-поступательного перемещения движущихся масс поршня и кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания в направлении по оси цилиндра двигателя внутреннего сгорания с построением индикаторной диаграммы, после чего для каждого полуоборота коленчатого вала определяют среднюю суммарную тангенциальную силу, действующую на кривошип в зависимости от крутящего момента на коленчатом валу. После чего определяют средние суммарные силы вдоль оси поршня и кривошипно-шатунного механизма в зависимости от угла поворота коленчатого вала. Все шейки коленчатого вала вращаются в одном направлении с постоянной угловой скоростью, для чего на коленчатом валу устанавливают маховик. Размер маховика определяют из условия, что создаваемый им суммарный крутящий момент сопротивления вращению коленчатого вала равен суммарному крутящему моменту от ускорения вращения коленчатого вала под действием суммарной силы инерции, определяемой как разница между средней суммарной силой для средней суммарной тангенциальной силой и суммарной силой давления продуктов сгорания топливной смеси в зависимости от угла поворота коленчатого вала.

Формула изобретения

Способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что строят индикаторную диаграмму силы, действующей на поршень, в зависимости от угла поворота шейки коленчатого вала вокруг его оси вращения или снимают тепловые характеристики работы двигателя внутреннего сгорания и на основании теплового расчета строят указанную выше индикаторную диаграмму, а затем определяют силы инерции возвратно-поступательного движения масс поршня и кривошипно-шатунного механизма каждого цилиндра двигателя внутреннего сгорания в зависимости от ускорения или замедления поршня, отличающийся тем, что измеряют величину давления продуктов сгорания топлива на поршень и изменение величины давления на поршень продуктов сгорания топливной смеси в зависимости от угла поворота шейки коленчатого вала вокруг оси вращения последнего с учетом измеренных величин давления и определенных величин сил инерции возвратно-поступательного перемещения движущихся масс поршня и кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания в направлении по оси цилиндра двигателя внутреннего сгорания с построением индикаторной диаграммы, после чего для каждого полуоборота коленчатого вала определяют среднюю суммарную тангенциальную силу (Тср), действующую на кривошип в зависимости от крутящего момента (Мкр.ср) на коленчатом валу:

Тсркр.ср/R,

где R - радиус кривошипа коленчатого вала,

после чего определяют средние суммарные силы (P'способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 ) вдоль оси поршня и кривошипно-шатунного механизма в зависимости от угла поворота коленчатого вала:

P'способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 =Tcp/sin(способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624+способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624)/cosспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624,

для установившегося режима двигателя, когда суммарный момент сопротивления Мсопр равен среднему индикаторному суммарному моменту двигателя Мкр.ср, т.е. Мсопр кр.ср, а J0·способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624=0 и способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624=0, где J0 - момент сил инерции всех движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала, а способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 - угловое ускорение вращающегося коленчатого вала, и все шейки коленчатого вала вращаются в одном направлении с постоянной угловой скоростью способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624, для чего на коленчатом валу устанавливают маховик, при этом размер маховика определяют из условия, что создаваемый им суммарный крутящий момент сопротивления вращению коленчатого вала равен суммарному крутящему моменту от ускорения вращения коленчатого вала под действием суммарной силы инерции, определяемой как разница между средней суммарной силой P'способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 для средней суммарной тангенциальной силы Тср и суммарной силой давления продуктов сгорания топливной смеси в зависимости от угла поворота коленчатого вала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано в двигателестроении.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ определения режима работы двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что определяют скорость и ускорение поршня и строят индикаторную диаграмму силы, действующей на поршень, в зависимости от угла поворота шейки коленчатого вала вокруг его оси вращения или снимают тепловые характеристики работы двигателя внутреннего сгорания и на основании теплового расчета строят указанную выше индикаторную диаграмму и затем определяют силы инерции возвратно-поступательного движения масс поршня и кривошипно-шатунного механизма каждого цилиндра двигателя внутреннего сгорания в зависимости от ускорения или замедления поршня (см. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. - М.: Высшая школа. - 1980. - С.124-195).

При этом известно, что основными нагрузками, действующими на детали двигателя внутреннего сгорания и участвующими в расчетах их основных деталей, уравновешивания и крутильных колебаний, являются силы давления газов в цилиндре, силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс, центробежные силы, давление на поршень со стороны картера, приблизительно равное атмосферному давлению, и силы тяжести, которые обычно в динамическом расчете не учитываются.

Все действующие в двигателе силы воспринимаются полезным сопротивлением на коленчатом валу, силами трения и опорами двигателя.

Суммарные силы Рспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 , действующие в кривошипно-шатунном механизме, определяют алгебраическим сложением сил давления газов Рг и сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс Pj

Рспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 г+Pj.

Суммарная сила Р способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 , как и силы Рг и Pj, направлена по оси цилиндра и приложена к оси поршневого пальца. Воздействие от силы Рспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 передается на стенки цилиндра перпендикулярно его оси и на шатун по направлению его оси.

Недостатком этого способа определения суммарной силы Рспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 является то, что этот способ правомерен для условия, когда индикаторный крутящий момент двигателя Мкр в каждый момент времени уравновешивается суммарным моментом сопротивления Мсопр и моментом сил инерции J0 всех движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала

М крсопр+J0·способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624

При установившемся режиме работы двигателя, когда суммарный момент сопротивления Мсопр равен среднему индикаторному суммарному моменту двигателя Мкр.ср., т.е. Мсопр кр.ср., J0·способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624=0, способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624=0 и все шейки коленчатого вала вращаются в одном направлении с постоянной угловой скоростью способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624, средние суммарные силы Р'способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 являются уже результатом действия средней суммарной тангенциальной силы Тср и находятся в функциональной зависимости только от угла поворота коленчатого вала способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624.

Задачей предлагаемого способа является повышение КПД двигателя и его моторесурса путем повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания.

Указанная задача решается за счет того, что в способе повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания вначале строят индикаторную диаграмму силы, действующей на поршень, в зависимости от угла поворота шейки коленчатого вала вокруг его оси вращения или снимают тепловые характеристики работы двигателя внутреннего сгорания и на основании теплового расчета строят указанную выше индикаторную диаграмму, а затем определяют силы инерции возвратно-поступательного движения масс поршня и кривошипно-шатунного механизма каждого цилиндра двигателя внутреннего сгорания в зависимости от ускорения или замедления поршня, при этом измеряют величину давления продуктов сгорания топлива на поршень и изменение величины давления на поршень продуктов сгорания топливной смеси в зависимости от угла поворота шейки коленчатого вала вокруг оси вращения последнего, с учетом измеренных величин давления и определенных величин сил инерции возвратно-поступательного перемещения движущихся масс поршня и кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания в направлении по оси цилиндра внутреннего сгорания с построением индикаторной диаграммы, для каждого полуоборота коленчатого вала определяют среднюю суммарную тангенциальную силу (Т ср), действующую на кривошип, в зависимости от крутящего момента (Мкр.ср.) на коленчатом валу:

Т сркр.ср./R,

где R - радиус кривошипа коленчатого вала, после чего определяют средние суммарные силы вдоль оси поршня и кривошипно-шатунного механизма (Р' способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 ) в зависимости от угла поворота коленчатого вала:

P'способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 =Tcp/sin(способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624+способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624)/cosспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624,

для установившегося режима двигателя, когда суммарный момент сопротивления Мсопр равен среднему индикаторному суммарному моменту двигателя Мкр.ср., т.е. Мсопр кр.ср., а J0·способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624=0, способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624=0, где J0 - момент сил инерции всех движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала, способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 - угловое ускорение вращающегося коленчатого вала и все шейки коленчатого вала вращаются в одном направлении с постоянной угловой скоростью со, для чего на коленчатом валу устанавливают маховик, при этом размер маховика определяют из условия, что создаваемый им суммарный крутящий момент сопротивления вращению коленчатого вала равен суммарному крутящему моменту от ускорения вращения коленчатого вала под действием суммарной силы инерции, определяемой как разница между средней суммарной силой P'способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 для средней суммарной тангенциальной силой Тср и суммарной силой давления продуктов сгорания топливной смеси в зависимости от угла поворота коленчатого вала.

Силы давления газов, действующие на площадь поршня, для упрощения динамического расчета заменяют одной силой, направленной по оси цилиндра и приложенной к оси поршневого пальца. Ее определяют для каждого момента времени (угла поворота коленчатого вала) по действительной индикаторной диаграмме, снятой с двигателя или по индикаторной диаграмме, построенной на основании теплового расчета (обычно для номинальной мощности и соответствующей ей частоты вращения коленчатого вала).

Определяя в любой момент времени давление газов Рг и учитывая давление на поршень со стороны картера Р0 (приблизительно равное атмосферному давлению), рассчитывают силу давления газов на поршень как Р=Рг -P0.

Согласно индикаторной диаграмме двигателя под действием различных по значению сил давления газов происходит ускорение или замедление возвратно-поступательно движущихся масс.

При ускорении или замедлении поршневой группы и верхней головки шатуна начинает ускоренно или замедленно вращаться коленчатый вал двигателя. В этом случае должна преодолеваться не только инерция возвратно-поступательно движущихся масс, но и инерция вращающихся масс.

Между элементарным поступательным перемещением поршня на величину ds и элементарным утлом поворота dспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 коленчатого вала с радиусом кривошипа R существует простое соотношение ds=R·dспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624

Если перемещение ds происходит за промежуток времени dt, то отношение между скоростью поступательного движения поршня V=ds/dt и угловой скоростью коленчатого вала способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624=dспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624/dt запишется в виде V=R·способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624.

Если же за время dt произошло изменение скорости поступательного движения поршня на величину dv, а угловой скорости вращения коленчатого вала на величину dспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624, то соотношение между ускорением поступательного движения поршня j=dv/dt и угловым ускорением коленчатого вала способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624=dспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624/dt выразится как j=R·способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624

Таким образом, при ускорении поступательного движения поршня коленчатый вал приобретает угловое ускорение, равное способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624=j/R

Для создания углового ускорения способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 вращающегося коленчатого вала, имеющего момент сил инерции J 0 всех движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала, требуется приложение крутящего момента М=j·J0 /R

При ускорении поршня под действием газовых сил крутящий момент М рассматривается как M=j·J0/R

Для создания такого крутящего момента к окружности радиуса кривошипа коленчатого вала должна быть приложена сила P=M/R=j·J0/R2.

Индикаторный крутящий момент двигателя Мкр в каждый момент времени уравновешивается суммарным моментом сопротивления Мсопр и моментом сил инерции J0 всех движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала. Эта взаимосвязь выражается уравнением Мкрсопр+способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624·J 0

При установившемся режиме работы двигателя все шейки коленчатого вала вращаются в одном направлении со средним индикаторным суммарным крутящим моментом Мкр.ср при среднем значении суммарной тангенциальной силы Тср , преодолевая силы инерции с ускорением или замедлением возвратно-поступательного перемещения движущихся масс под действием сил давления газов Mсопркр.ср, при этом способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624·J 0=0. Для выполнения условия М=способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624·J 0=0 в двигатель вводится маховик, основное назначение которого - обеспечение равномерности вращения коленчатого вала и создание необходимых условий для трогания машины с места.

Таким образом, достигнуто вращение коленчатого вала с постоянной угловой скоростью способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624=const.

Расчеты четырехцилиндрового дизельного двигателя с воздушным охлаждением Д145Т показали, что характер изменения средней суммарной силы P'способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 со знаком плюс или минус одинаков для всех цилиндров и полуоборотов коленчатого вала двигателя.

При этом средняя суммарная сила P'способ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 со знаком плюс в каждом цилиндре в начале такта - рабочий ход больше по величине суммарной силы Pспособ повышения эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, патент № 2267624 в 3,5...4,5 раза.

Класс F02B75/06 двигатели с устройствами для выравнивания крутящего момента

двигатель внутреннего сгорания -  патент 2449141 (27.04.2012)
механизм уравновешивания шестицилиндрового двигателя внутреннего сгорания -  патент 2438025 (27.12.2011)
двигатель внутреннего сгорания, содержащий уравновешивающие валы, выполненные с возможностью стопорения шплинтом, и способ установки балансировочной кассеты на блоке двигателя внутреннего сгорания -  патент 2400656 (27.09.2010)
способ улучшения вибрационных характеристик и устранения вибрации роторов турбин или коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания -  патент 2338168 (10.11.2008)
аксиально-поршневой двигатель -  патент 2305195 (27.08.2007)
способ повышения устойчивости работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2267623 (10.01.2006)
способ оптимизации работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2260131 (10.09.2005)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2169301 (20.06.2001)
способ снижения неравномерности вращения коленчатого вала -  патент 2154177 (10.08.2000)
поршневая машина -  патент 2136925 (10.09.1999)

Класс F02D35/00 Регулирование двигателей в зависимости от условий работы двигателя, не отнесенное к другим рубрикам

устройство контроля полноты загрузки дизельного двигателя -  патент 2514544 (27.04.2014)
способ и система для балансировки цилиндров дизельного двигателя -  патент 2494270 (27.09.2013)
способ и устройство для снижения содержания оксидов азота в отработавших газах двигателя внутреннего сгорания транспортного средства -  патент 2472010 (10.01.2013)
конструкция для монтажа диска генератора импульсов -  патент 2435974 (10.12.2011)
поршневая резонансная машина -  патент 2274755 (20.04.2006)
способ управления работой двигателя внутреннего сгорания -  патент 2270928 (27.02.2006)
способ повышения устойчивости работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2267623 (10.01.2006)
способ оптимизации работы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2260131 (10.09.2005)
термокомпенсирующая топливная система дизеля -  патент 2176029 (20.11.2001)
способ регулирования частоты вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания -  патент 2168647 (10.06.2001)
Наверх