способ определения координат летательного аппарата

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Московский научно-производственный комплекс "Авионика" (ОАО МНПК "Авионика") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-12-17
публикация патента:

Изобретение относится к технике косвенных измерений координат летательного аппарата (ЛА), которые могут быть использованы, в частности, в комплексных системах управления полетом ЛА. Способ измерения координат ЛА основан на согласовании измерений дальностей ЛА до группы наземных радиомаяков, находящихся в зоне его прямой видимости, с помощью позиционного навигационного датчика с оценками дальностей, получаемыми с помощью воспроизведения траектории ЛА путем решения дифференциальных уравнений его движения, в которые подставляются измерения бортовых датчиков ДУС, ДЛУ и курсовертикали. Способ позволяет определять координаты летательного аппарата при произвольной траектории полета с высокой точностью, необходимой, например, при заходе на посадку и при посадке, а также обеспечивает непрерывность определения координат при срыве измерений позиционного навигационного датчика, например, при маневрировании летательного аппарата.

Формула изобретения

Способ определения координат летательного аппарата (ЛА), включающий операции измерения дальностей ЛА до группы наземных радиомаяков, находящихся в зоне его прямой видимости, с помощью позиционного навигационного датчика, отличающийся тем, что полученные результаты измерений дальностей комплексируют в бортовом вычислителе с результатами измерений бортовых трехкоординатных датчиков линейных перегрузок ДЛУ, трехкоординатных датчиков угловых скоростей ДУС и курсовертикали, измеряющей углы крена, тангажа и рысканья, и производят оценку координат и скоростей ЛА для текущего момента времени на скользящем интервале времени [t0, t], где t0 - начальное время измерения; t = t0 + Т - текущий момент реального времени; Т - длина скользящего интервала времени наблюдения измерений, для момента времени t0 по измерениям позиционного навигационного датчика, ДЛУ, ДУС и курсовертикали производят оценку трех проекций скорости на оси связанной системы координат и трех координат ЛА путем итерационного решения системы алгебраических уравнений для приращений оценок относительно их априорных значений, а затем по измерениям перегрузок, угловых скоростей и углов крена, тангажа и рысканья производят оценку координат ЛА для момента времени t путем решения дифференциальных уравнений, описывающих изменения трех проекций скорости и трех координат ЛА на скользящем интервале времени [t0, t], с начальными условиями, равными оценкам координат и скоростей ЛА для момента времени t0, оценку координат ЛА повторяют в каждый дискретный момент времени наблюдения, отличающийся от предыдущего на величину, определяемую быстродействием бортового вычислителя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технике косвенных измерений координат летательного аппарата (ЛА), которые могут быть использованы в комплексных системах управления полетом ЛА.

Известен способ определения координат ЛА [Бабич О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. - М.: Машиностроение, 1991, с.171, 185-188], по методу измерения дальностей, согласно которому на борту ЛА измеряют дальности ЛА до трех ориентирных точек, находящихся в зоне его прямой видимости. Измерение дальности осуществляют с помощью позиционного навигационного датчика, например, бортового радиолокационного дальномера [Радиолокационные измерители дальности и скорости. Том 1. Под ред. В.Н.Саблина. - М.: Радио и связь, 1999, с.146, 150], по сигналам которого вычисляют координаты ЛА путем решения геометрических соотношений, носящих вид системы нелинейных алгебраических уравнений для приращений координат относительно опорной точки, которая решается итерационным способом.

Недостатком известного способа является то, что он не обеспечивает достаточно высокой точности измерения координат ЛА, необходимой, в частности, для выполнения захода на посадку и посадки, а также непрерывности измерения координат при срыве измерений дальности позиционным навигационным датчиком, например, при маневрировании ЛА.

Цель изобретения - повышение точности определения координат ЛА и обеспечение непрерывности оценок координат для их использования в комплексной системе управления полетом.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно предлагаемому способу определения координат ЛА, включающему операции измерения дальностей ЛА до группы наземных радиомаяков, находящихся в зоне его прямой видимости, с помощью позиционного навигационного датчика, полученные результаты измерений дальностей комплексируют в бортовом вычислителе с результатами измерений бортовых трехкоординатных датчиков линейных перегрузок ДЛУ, трехкоординатных датчиков угловых скоростей ДУС и курсовертикали, измеряющей углы крена, тангажа и рысканья, и производят оценку координат и скоростей ЛА для текущего момента времени на скользящем интервале времени [t0, t],

где t0 - начальное время измерения;

t=t 0 + Т - текущий момент реального времени;

Т - длина скользящего интервала времени наблюдения измерений,

для момента времени t0 по измерениям позиционного навигационного датчика, ДЛУ, ДУС и курсовертикали производят оценку трех проекций скорости на оси связанной системы координат и трех координат ЛА путем итерационного решения системы алгебраических уравнений для приращений оценок относительно их априорных значений, а затем по измерениям перегрузок, угловых скоростей и углов крена, тангажа и рысканья производят оценку координат ЛА для момента времени t путем решения дифференциальных уравнений, описывающих изменения трех проекций скорости и трех координат ЛА на скользящем интервале времени [t0, t], с начальными условиями, равными оценкам координат и скоростей ЛА для момента времени to, оценку координат ЛА повторяют в каждый дискретный момент времени наблюдения, отличающийся от предыдущего на величину, определяемую быстродействием бортового вычислителя.

Таким образом, предлагаемый способ измерения координат ЛА основан на согласовании измерений дальностей позиционным навигационным датчиком с оценками дальностей, получаемыми с помощью воспроизведения траектории ЛА путем решения дифференциальных уравнений его движения, в которые подставляются измерения бортовых датчиков ДУС, ДЛУ и курсовертикали.

На борту ЛА с помощью позиционного навигационного датчика измеряются дальности в общем случае до М радиомаяков: {D1, D2,..., D M}. Кроме того, на борту измеряются перегрузки, угловые скорости и углы ориентации ЛА: {nх, nу, nz, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 х, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 у, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 z, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598},

где способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 - углы тангажа, крена и рысканья.

Способ реализуется с помощью специального алгоритма оценивания координат и скоростей ЛА в реальном времени, который решается бортовым цифровым вычислителем с малым шагом дискретизации по времени способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598t, величина которого определяется быстродействием вычислителя. При реализации алгоритма используются следующие основные соотношения.

Координаты ЛА определяются в местной плановой (нормальной) прямоугольной земной системе координат.

Для учета сигналов ДУС, ДЛУ и курсовертикали используются известные дифференциальные уравнения для скоростей и координат ЛА [Кожевников Ю.В., Сигаев А.Ю. Идентификация фазовых характеристик и ветровых возмущений самолета по результатам летных испытаний //Жур. «Авиационная техника», Известия вузов, 1993, №1, с.27]:

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598

где Vx, Vy, Vz - проекции скорости полета ЛА на оси связанной системы координат;

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 - первые производные скорости полета по времени;

g - ускорение свободного падения;

VT=[VxVy Vz] - вектор проекций скорости на связанные оси;

X, Y, Z - координаты ЛА в земной системе координат;

А=[е]ij - известная матрица направляющих косинусов, размерности (3,3), описывающая переход от связанной к местной плановой земной системе координат, элементы которой вычисляются с помощью измерений углов тангажа, крена и рысканья:

e 11=cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, e12=sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 - cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598,

e13=cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 + sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, e21=sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598,

e22=cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, e23=-sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, e31=-sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598,

e32=sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 + cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, e33=cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 cos способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 - sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 sin способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598.

Вектор фазовых координат системы уравнений (1) имеет вид:

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598

Уравнения измерений дальностей до радиомаяков имеют вид:

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598

где Xm, Ym, Zm - координаты радиомаяков.

Для учета измерений дальностей до каждого из радиомаяков на скользящем интервале времени [t0 , t] составляется вектор совокупности измерений дальностей Z T={Dm(ti)}, где ti - дискретные моменты времени измерения дальностей.

Для связи измерений дальностей с начальными условиями дифференциальных уравнений (1) формируется матрица функций чувствительности вектора Z T к начальным условиям a(t0), которая является матрицей частных производных, приближенно заменяемых отношением приращений:

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598

Здесь способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598a(t 0) - вектор фиксированных малых приращений начальных условий;

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598Z T - вектор приращений оценок измерений дальностей при приращении начальных условий.

Матрица F вычисляется путем интегрирования системы уравнений (1) на скользящем интервале [t0, t] один раз при заданных априорных начальных условиях a(t0) и шесть раз при начальных условиях с приращениями отдельных компонент вектора a(t0). Матрица F состоит из шести столбцов, размерность которых равна размерности вектора ZT.

По методу определения параметров с помощью функций чувствительности [Справочник по теории автоматического управления. Под ред. А.А.Красовского - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987, с.631-632], выполняется определение оценки â(t0) вектора начальных условий системы уравнений (1). Для этого итерационным способом решается система алгебраических уравнений относительно â(t0 ), которая описана ниже.

Для определения координат ЛА для момента времени t выполняется интегрирование уравнений (1) на интервале [t0, t] с начальными условиями â(t 0). При интегрировании дифференциальных уравнений (1) в их правые части подставляются дискретные измерения ДУС, ДЛУ и курсовертикали: nх, nу, nz, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 х, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 у, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 z, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598, способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 на отрезке времени [t0, t]. В результате производится оценка вектора фазовых координат â(t), которая содержит искомые оценки координат X(t), Y(t), Z(t) для момента реального времени t.

Алгоритм оценивания координат и скоростей ЛА является итерационным и имеет вид:

Шаг 1. Задается начальный номер итераций k=1 и априорное начальное приближение вектора ak-1(t0)=a0(t0), в котором используется одно условие, заключающееся в том, что скорость ЛА по продольной оси связанной системы координат не равна нулю: a0(t0)=[Vx0, 0, 0, 0, 0, 0]. Здесь Vx0 - априорное значение оценки составляющей скорости Vх в связанной системе координат, которое определяется типом ЛА.

Шаг 2. Начало цикла из N итераций, в котором решаются шаги 2-7 алгоритма. Выполняется интегрирование системы дифференциальных уравнений (1) 6-го порядка на отрезке времени [t0, t]. Интегрирование уравнений (1) выполняется с начальными условиями:

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598

Шаг 3. Вычисляется вектор-столбец оценок измерений дальностей:

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598

Шаг 4. Вычисляется матрица функций чувствительности для текущей итерации:

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598

Шаг 5. По методу определения параметров с помощью функций чувствительности решается переопределенная система линейных алгебраических уравнений вида:

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598

здесь способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598a k(t0) - вектор приращений начальных условий относительно приближения ak-1(t0). Разность Z T-ZT,k-1 является вектором невязок между измерениями и оценками дальностей.

Система линейных алгебраических уравнений (8) решается, например, методом наименьших квадратов:

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598

либо любым другим известным методом решения алгебраических уравнений, что не является принципиальным.

Решение существует, если матрица способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 не вырождена. Число уравнений в системе уравнений (8) должно быть не менее шести. При решении определяются приращения способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598a k(t0), которые минимизируют среднеквадратическое значение невязки между измерениями дальностей до радиомаяков и значениями дальностей, которые рассчитываются путем решения системы дифференциальных уравнений (1) и соотношений (3).

Шаг 6. Выполняется замена значений вектора начальных условий на его очередное приближение:

способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598

Шаг 7. Выполняется проверка числа выполненных итераций. Если оно меньше N, то выполняется увеличение номера итераций: k:=k+1 и переход к шагу 2. Если число итераций равно N, то принимается, что найдена оценка вектора способ определения координат летательного аппарата, патент № 2264598 .

Шаг 8. Выполняется интегрирование системы дифференциальных уравнений (1) на отрезке времени [t0,t] с начальными условиями â(t0) и производится оценка â(t).

В результате проделанных операций определяют координаты ЛА для текущего момента времени t.

Условием применения предлагаемого способа является обеспечение не вырожденности системы уравнений (8).

Данное условие обеспечивается достаточным числом радиомаяков и их расстановкой так, чтобы ЛА и радиомаяки составляли геометрическую фигуру в виде многогранника с числом граней не менее трех.

При ограничении на зону, в которой определяются координаты ЛА, достаточно трех радиомаяков.

Для произвольного положения летательного аппарата требуется четыре радиомаяка, которые находятся в зоне прямой видимости.

При увеличении числа радиомаяков имеет место повышение точности определения координат.

Другим условием применения способа является достаточная величина длины скользящего интервала времени Т, позволяющая произвести не менее двух измерений дальности для каждого радиомаяка. При этом число линейно независимых наблюдений дальностей составляет не менее шести, что обеспечивает не вырожденность системы линейных алгебраических уравнений (8).

Повышение точности оценивания координат достигается за счет:

- комплексного использования измерений дальностей и измерений ДЛУ, ДУС и курсовертикали;

- использования множества измерений дальностей и измерений ДЛУ, ДУС и курсовертикали на скользящем интервале времени наблюдений [t0, t].

Непрерывность измерения координат при срыве измерения дальностей обеспечивается за счет того, что при срыве измерений позиционного навигационного датчика, например, при маневрировании летательного аппарата, выполняется продолжение интегрирования дифференциальных уравнений (1) на шаге 8 алгоритма оценивания при подстановке начальных условий, равных конечным условиям от предыдущего шага интегрирования. При этом используются измерения датчиков ДУС, ДЛУ и курсовертикали, а измерения позиционного навигационного датчика не используются.

Таким образом, заявляемый способ обеспечивает определение координат ЛА на расстоянии прямой видимости радиомаяков и позволяет определять координаты летательного аппарата при произвольной траектории полета с высокой точностью, необходимой, например, при заходе на посадку и при посадке, а также обеспечивает непрерывность определения координат при срыве измерений позиционного навигационного датчика, например, при маневрировании летательного аппарата.

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
Наверх