устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата

Классы МПК:G05B11/14 в которых выходной сигнал является прерывной функцией отклонения от заданной величины, те регуляторы с импульсным регулированием
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-04-06
публикация патента:

Изобретение относится к автоматизированным системам и может быть использовано в бортовых системах управления летательными аппаратами, в которых в качестве рулевых приводов используются фрикционные электроприводы. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления. Устройство содержит задатчик сигнала управления, первый и второй усилители, ограничитель сигнала, первый и второй элементы вычитания, инерционный фильтр, исполнительное устройство, исполнительный механизм, датчик сигнала угла отклонения, датчик сигнала скорости отклонения и инерционный усилитель. 1 ил. устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

Формула изобретения

Устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата, содержащее задатчик сигнала управления, последовательно соединенные первый элемент вычитания и инерционный фильтр, последовательно соединенные исполнительное устройство и исполнительный механизм, выход которого соединен с объектом управления и через датчик сигнала угла отклонения - со входом первого элемента вычитания, а выход исполнительного устройства соединен со входом датчика сигнала скорости отклонения, отличающееся тем, что в него введены первый и второй усилители, ограничитель сигнала, второй элемент вычитания и инерционный усилитель, причем выход первого усилителя через ограничитель сигнала соединен со вторым входом первого элемента вычитания, выход второго усилителя через второй элемент вычитания соединен со входом исполнительного устройства, выход инерционного усилителя соединен со вторым входом второго элемента вычитания, а входы первого, второго и инерционного усилителей подключены соответственно к выходам задатчика сигнала управления, инерционного фильтра и датчика сигнала скорости отклонения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автоматизированным системам и может быть использовано в бортовых системах управления летательными аппаратами, в которых в качестве рулевых приводов используются фрикционные электроприводы.

Известно управляющее устройство следящего электропривода, содержащее сумматор, элементы «И», регистры, усилитель, счетчик и блок обратной связи [1].

Недостатком этого устройства является невысокая статическая и динамическая точность и чувствительность к разбросам передаточных отношений редукторов.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата, содержащее задатчик сигнала управления, последовательно соединенные первый элемент вычитания и инерционный фильтр, последовательно соединенные исполнительное устройство и исполнительный механизм, выход которого соединен с объектом управления и через датчик сигнала угла отклонения - со входом первого элемента вычитания, а выход исполнительного устройства соединен со входом датчика сигнала скорости отклонения [2].

Недостатками известного устройства являются ограниченные функциональные возможности и невысокая точность управления.

Решаемой в предложенном устройстве управления технической задачей является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления.

Предложенным построением устройства управления достигается функциональная возможность компенсации (инвариантность) чувствительности точности управления к допускам на передаточные соотношения в редукторе привода, а также повышение статической и динамической точности.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата, содержащее задатчик сигнала управления, последовательно соединенные первый элемент вычитания и инерционный фильтр, последовательно соединенные исполнительное устройство и исполнительный механизм, выход которого соединен с объектом управления и через датчик сигнала угла отклонения - со входом первого элемента вычитания, а выход исполнительного устройства соединен со входом датчика сигнала скорости отклонения, дополнительно введены первый и второй усилители, ограничитель сигнала, второй элемент вычитания и инерционный усилитель, причем выход первого усилителя через ограничитель сигнала соединен со вторым входом первого элемента вычитания, выход второго усилителя через второй элемент вычитания соединен со входом исполнительного устройства, выход инерционного усилителя соединен со вторым входом второго элемента вычитания, а входы первого, второго и инерционного усилителей подключены соответственно к выходам задатчика сигнала управления, инерционного фильтра и датчика сигнала скорости отклонения.

На чертеже представлена структурная схема устройства управления фрикционным электроприводом.

Устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата содержит последовательно соединенные задатчик сигнала управления 1 (ЗСУ), первый усилитель 2 (1 У) и ограничитель сигнала 3 (ОС), последовательно соединенные первый элемент вычитания 4 (1 ЭВ), инерционный фильтр 5 (ИФ), второй усилитель 6 (2 У), второй элемент вычитания 7 (2 ЭВ), исполнительное устройство 8 (ИУ) и исполнительный механизм 9 (ИМ), выход которого соединен с объектом управления (на чертеже не показан) и через датчик сигнала угла отклонения 10 (ДСУО) - со входом первого элемента вычитания 4, второй вход которого подключен к выходу ограничителя сигнала 3. Выход исполнительного устройства 8 через последовательно соединенные датчик сигнала скорости отклонения 11 (ДССО) и инерционный усилитель 12 (ИУ) соединен со вторым входом второго элемента вычитания 7.

Устройство управления фрикционным электроприводом работает следующим образом.

Задающим сигналом для работы электропривода является сигнал устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 зад., формируемый задатчиком сигнала управления 1. Сигнал устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 зад. поступает на первый усилитель 2, с выхода которого снимается сигнал устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 зад.ус.:

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

где устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 - коэффициент усиления первого усилителя 2.

Введение блока 2 позволяет подобрать коэффициент устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 с точки зрения обеспечения компенсации погрешностей передаточных соотношений редуктора привода.

Сигнал устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 зад.ус. с первого усилителя 2 поступает на ограничитель сигнала 3, на выходе которого формируется сигнал устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 :

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

Введение ограничителя сигнала 3 позволяет достаточно точно соотнести предельные уровни отрабатываемых сигналов с уровнями отклонений рулевого привода устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338. При этом величина максимального значения устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 max ограничения выбирается также с учетом необходимой компенсации погрешностей передаточных отношений привода.

Сформированный сигнал устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 является непосредственно задающим сигналом для привода. А именно. Он поступает на второй вход первого элемента вычитания 4, на первый вход которого поступает сигнал обратной связи по положению устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 от датчика сигнала угла отклонения 10.

Сигнал рассогласования устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 с блока 4:

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

поступает на инерционный фильтр 5 для отфильтровывания от флуктуационных составляющих, препятствующих качественной работе контура привода. Передаточная функция инерционного фильтра 5 имеет вид:

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

где Т - постоянная времени.

Сигнал U1 с выхода фильтра 5 поступает на второй усилитель 6. С его выхода сигнал U2:

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

где устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 - коэффициент усиления второго усилителя 6 - поступает на второй элемент вычитания 7. При этом выбор коэффициента устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 производится с точки зрения обеспечения статической точности привода. Действительно, работа фрикционного электропривода по включению исполнительного устройства 8 носит релейный характер с зоной нечувствительности. Пусть величина этой зоны равна устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 0. При заданной статической точности устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 ст. по рассогласованию устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 имеем соотношение:

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

откуда устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

Во втором элементе вычитания 7 формируется сигнал U упр.:

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

где устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338 с - сигнал скоростной обратной связи, формируемый инерционным усилителем 12 датчика сигнала скорости отклонения 11 привода.

Передаточная функция инерционного усилителя 12 имеет вид:

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

где Киу и Тиу - соответственно коэффициент усиления и постоянная времени, определяющие качество динамики процесса отработки контуром привода задающих воздействий.

Исполнительное устройство 8 привода формирует скоростную характеристику:

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

Исполнительный механизм 9 отклонения руля рулевого привода отклоняет руль, т.е.

устройство управления фрикционным электроприводом летательного   аппарата, патент № 2263338

Все блоки устройства управления являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники.

Таким образом, предложенное устройство позволяет расширить функциональные возможности управления фрикционным электроприводом и повысить качество управления в целом.

Источники информации

1. А.с. СССР №800960, кл. G 05 B 11/14, 1981 г.

2. М.У.Зеликин, А.М.Пучков, В.Г.Стеблецов, А.С.Сыров. Приводы систем автоматики и управления полетом летательных аппаратов. Дефицит управления, энергетика, расчет параметров, М., МАИ, 1997 г., с.22-33.

Класс G05B11/14 в которых выходной сигнал является прерывной функцией отклонения от заданной величины, те регуляторы с импульсным регулированием

релейный регулятор -  патент 2447474 (10.04.2012)
релейный регулятор -  патент 2441265 (27.01.2012)
релейный регулятор -  патент 2396586 (10.08.2010)
релейный регулятор -  патент 2385480 (27.03.2010)
регулятор для системы с обратной связью -  патент 2368933 (27.09.2009)
способ многоканального координированного управления группой объектов с запаздыванием -  патент 2224278 (20.02.2004)
релейный регулятор -  патент 2223528 (10.02.2004)
релейный регулятор -  патент 2150726 (10.06.2000)
релейный регулятор -  патент 2115150 (10.07.1998)
релейный регулятор -  патент 2113004 (10.06.1998)
Наверх