способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив

Классы МПК:G01N11/00 Исследование свойств текучих сред, например определение вязкости, пластичности; анализ материалов путем определения их текучести
G01N33/26 масел, вязких жидкостей, красок, чернил
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное Государственное унитарное предпряитие "25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей (ГосНИИ по химмотологии) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-02-06
публикация патента:

Изобретение относится к анализу качества авиационных керосинов и дизельных топлив, а именно к экспрессному определению кинематической вязкости путем измерения плотности топлив при температуре 20°С. По зависимости v201·способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 202, где константы для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3 к1 =23,1, к2=16,77, а для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3 - к1=200, к2=161,83, или путем измерения плотности топлив в интервале температур от минус 10°С до плюс 30°С в г/см3 с последующим определением кинематической вязкости при 20°С по трехшкальной номограмме (плотность - температура - вязкость). Технический результат: значительное сокращение продолжительности анализа топлив, обеспечение портативности аналитического оборудования. 2 ил, 3 табл. способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301

способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301

Формула изобретения

Способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив, включающий регистрацию информативного показателя и последующий расчет величины кинематической вязкости, отличающийся тем, что в качестве информативного показателя используют величину плотности анализируемого продукта при 20°С, а кинематическую вязкость при 20°С рассчитывают по следующей зависимости:

способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 201·способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 202,

где v20 - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;

к1=23,1, к2=16,77 - для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3;

к1=200, к2=161,83 - для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3;

способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 20 - плотность анализируемого продукта при 20°С, г/см3.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам исследования текучих сред, преимущественно к измерению кинематической вязкости, и может быть использовано при контроле качества авиационных керосинов и дизельных топлив в лабораторных условиях на местах производства и применения горючих.

Известен способ определения кинематической вязкости жидких нефтепродуктов по измерению времени истечения определенного объема горючего под воздействием силы тяжести через калиброванный стеклянный капиллярный вискозиметр по эмпирической формуле следующей зависимости

v=C·t,

где v - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;

С - калибровочная постоянная вискозиметра, мм2 2;

t - среднее арифметическое значение времени истечения, с;

(ГОСТ 33-2000. Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости. Минск: ИПК Изд. стандартов, 2001, 19 с.).

Этот способ является наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу экспрессного определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив.

Недостатком известного способа является значительная продолжительность измерения (40 мин), необходимость определения калибровочной постоянной вискозиметра и периодической ее проверки, применение дорогостоящего жидкостного термостата с измерением температуры ±0,02°С и установление поправки температуры на выступающий столбик ртути. Эти недостатки исключают возможность применения способа во внелабораторных полевых условиях для экспрессного анализа.

Технический результат изобретения - сокращение времени определения кинематической вязкости с одновременным снижением себестоимости способа.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив путем регистрации информационного показателя и последующего расчета кинематической вязкости при 20°С, согласно изобретению в качестве информационного показателя используют величину плотности топлив при 20°С (способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 20) в г/см3, а кинематическую вязкость при 20°С (v20) определяют по следующей зависимости:

способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 201·способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 202,

где v20 - кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с;

к1=23,1, к2=16,77 - для топлив с плотностью от 0,780 до 0,820 г/см3;

к1=200, к2=161,83 - для топлив с плотностью от 0,820 до 0,842 г/см3;

способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 20 - плотность анализируемого продукта при 20°С, г/см3.

Фиг.1. Зависимость кинематической вязкости авиационных керосинов и

дизельных топлив от плотности.

Фиг.2. Номограмма для экспрессного определения кинематической

вязкости топлив.

Техническая сущность предлагаемого экспрессного способа определения кинематической вязкости топлив заключается в том, что используют эмпирическую формулу, отражающую впервые установленную одноступенчатую зависимость кинематической вязкости от плотности (фиг.1). Выявлены переводные коэффициенты к1 и к2 для определения вязкости топлив с плотностью (0,780способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 20способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 22633010,842 г/см3).

Когда плотность горючих определяется в полевых внелабораторных условиях в интервале температур окружающей среды от минус 10°С до плюс 30°С, ее значения не переводятся в величину при 20°С согласно ГОСТ 3900, а определяется сразу кинематическая вязкость горючих при 20°С по впервые разработанной номограмме, приведенной на фиг.2.

Таким образом, вместо измерения скорости истечения горючего через капиллярный стеклянный вискозиметр определяют плотность горючего с последующим переводом ее в единицы кинематической вязкости.

Способ реализуется следующим образом.

Пример 1. Определение кинематической вязкости топлива ТС-1 производства Рязанского НПЗ по плотности и эмпирической формуле.

Отбирают пробу топлива 500 см 3. Определяют ареометром плотность (способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 20) топлива ТС-1 при температуре 20°С стандартным способом по ГОСТ 3900, которая составила 0,785 г/см 3. Поскольку величина плотности топлива ТС-1 производства Рязанского НПЗ меньше 0,820 г/см3, то осуществляют определение кинематической вязкости (v20) при температуре 20°С по эмпирической формуле v20=23,1·способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 20-16,77 и получают величину 1,46 мм 2/с.

Пример 2. Определение кинематической вязкости (v20) летнего дизельного топлива марки Л-02-62 Куйбышевского НПЗ по плотности и эмпирической формуле.

В соответствии с экспресс-способом вначале в отобранной пробе производят определение ареометром плотности (способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 20) топлива при температуре 20°С стандартным способом по ГОСТ 3900, которая составила 0,830 г/см 3. Поскольку величина плотности дизельного топлива Л-02-62 более 0,820 г/см3, то осуществляют определение кинематической вязкости (v20) при температуре 20°С по эмпирической формуле v20=200·способ экспрессного определения кинематической вязкости авиационных   керосинов и дизельных топлив, патент № 2263301 4 20-161,83 и получают величину 3,90 мм 2/с.

Пример 3. Определение кинематической вязкости (v20) топлива РТ производства Волгоградского НПЗ по плотности и номограмме. В соответствии с экспресс-способом вначале в отобранной пробе производят определение ареометром плотности топлива при температуре окружающей среды минус 5°С и получают величину 0,806 г/см3. На номограмме наносят две точки: одну на температурной шкале, соответствующую температуре минус 5°С, другую, соответствующую плотности 0,806 г/см3 , - на шкале плотности. Эти точки соединяют прямой линией, которую продолжают до пересечения со шкалой вязкости, по которой определяют вязкость топлива, равную 1,40 мм2/с.

Заявляемый способ прошел проверку в процессе испытаний в сравнении со стандартным способом на образцах авиакеросинов и дизельных топлив производства основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) страны за последние 5 лет. Результаты испытаний стандартным и заявленным экспресс-способом определения кинематической вязкости авиакеросинов производства различных НПЗ приведены в табл.1. Из полученных данных следует, что относительные расхождения между результатами анализов в среднем составили 5,3%, свидетельствующие о надежности заявляемого способа.

Результаты испытаний стандартного и заявляемого экспресс-способа определения кинематической вязкости дизельных топлив производства различных НПЗ приведены в табл.2, из которой следует, что относительные расхождения между результатами анализов в среднем составили 4,0%. Полученные результаты проверки показали, что заявляемый способ дает возможность получить надежные данные при определении кинематической вязкости авиационных керосинов и дизельных топлив.

Для оценки возможности использования экспресс-способа в различных лабораториях контроля качества ГСМ были проведены межлабораторные испытания в семи лабораториях различных ведомств на шести образцах топлив для реактивных и дизельных двигателей. Результаты этих испытаний в сравнении с данными по ГОСТ 33-2000 представлены в табл.3, из которой следует, что расхождения между данными различных лабораторий при определении кинематической вязкости предлагаемым экспрессным способом составили в среднем 2,6%.

Проведенные испытания показали, что разработанный экспрессный способ позволяет надежно определять кинематическую вязкость авиационных керосинов и дизельных топлив различного происхождения в современных контрольных лабораториях ГСМ на местах производства и применения горючих.

Технико-экономическая оценка предлагаемого экспрессного способа по сравнению со стандартным способом показала, что разработанный способ позволяет сократить продолжительность анализа горючих в 40 раз, стоимость анализа в 20 раз, уменьшить применение дорогостоящей аппаратуры более чем на 10 тыс. руб.

Источники информации

1. ГОСТ 33-2000. Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости. Минск: ИПК Изд. Стандартов, 2001, 19 с.

2. ГОСТ 3900-85. Нефть и нефтепродукты. Методы испытания плотности. М.: Изд. Стандартов, 1986, 36 с.

Таблица 1
Результаты сравнительных определений кинематической вязкости АВК стандартным и заявляемым способами производства различных нефтеперерабатывающих заводов
     ПлотностьКинематическая вязкость, мм2
Марка топливаНаименование НПЗ Год анализапри 20°С, г/см 3

ГОСТ 3900
ГОСТ 33 Заявленный способРасхождения
        мм 2% отн.
ТС-1Московский1998 0,7821,28 1,210,075,5
ТС-1Московский 20020,787 1,481,400,08 5,4
РТ Мозырский19980,780 1,311,26 0,053,8
Т-1 Краснодарский.1995 0,8061,92 2,020,105,0
РТВолгоградский 19950,786 1,401,360,04 2,9
ТС-1 Волгоградский1995 0,7891,421,46 0,042,9
ТС-1Киришский1995 0,7821,29 1,210,075,4
ТС-1Омский 19950,7891,38 1,460,08 5,5
ТС-1Ачинский 19950,789 1,341,460,12 8,2
РТ Новокуйбышевский1995 0,7811,251,20 0,054,0
Т-6Ангарский1995 0,8242,90 3,200,309,4
РТАнгарский 19950,7901,44 1,500,06 4,2
РТСызранский 19950,781 1,321,200,12 9,1
ТС-1 Горьковский19940,783 1,341,26 0,086,0
ТС-1 Орский1995 0,7831,241,26 0,021,6
ТС-1Новоуфимский1995 0,7831,39 1,260,139,4
ТС-1Хабаровский 19950,795 1,561,660,10 6,0
ТС-1 Рязанский20010,785 1,351,32 0,032,2
Всего 18 образцовВсего 15 НПЗ Среднее0,075,3

Таблица 2
Результаты определения кинематической вязкости дизельных топлив стандартным и заявляемым способом производства различных нефтеперерабатывающих заводов
    Плотность Кинематическая вязкость, мм 2
Марка топлива Наименование НПЗГод анализа при 20°С, г/см3

ГОСТ 3900
ГОСТ 33Заявленный способ Расхождения
        мм2 % отн.
3-0,5 (-35) Московский19980,801 2,101,90 0,209,5
Л-0,2-62 Московский2001 0,8365,51 5,300,213,8
Л-0,5-62Волгоградский 19950,837 5,105,500,40 7,2
Л-0,2-62 Киришский1994 0,8314,534,50 0,030,7
3-0,2 (-35)Омский 19950,8112,19 2,210,02 0,9
3-0,5 (-35) Ачинский19950,819 2,492,49 00
Л-0,2-62 Куйбышевский1995 0,8303,80 4,200,409,5
3-0,2 (-35)Новокуйбышевск. 19950,799 1,831,840,01 0,5
ДЭК-Л Новополоцкий1998 0,8405,315,80 0,498,4
Л-0,5-40Ангарский 19950,8122,20 2,240,04 1,8
Л-0,2-62 Горьковский19940,835 5,265,10 0,163,0
Л-0,2-62 Орский1998 0,8314,504,50 00
3-0,5(-35)Уфимский 19950,7971,82 1,780,04 2,2
3-0,5(-45) Новоуфимский19950,800 1,801,86 0,063,2
Л-0,5-62 Хабаровский1995 0,8426,33 6,600,274,1
Л-0,2-62Сызранский 19940,831 4,264,500,24 5,3
Л-0,2-62 Ярославский1994 0,8314,814,50 0,316,4
Л-0,2-40Краснодарский 19940,8385,76 5,600,16 2,8
ДЭК-Л Рязанский19940,834 4,725,00 0,285,6
Л-0,2-62 Рязанский1994 0,8314,72 4,500,224,7
Всего 20 образцовВсего 18 НПЗСреднее 0,184,0

Таблица 3
Результаты межлабораторных испытаний стандартного и заявляемого способов определения кинематической вязкости в топливах для реактивных и дизельных двигателей
Марка топлива Номер определения Кинематическая вязкость, мм2 Расхождение
   ГОСТ 33-2000 Экспресс-метод (номера лабораторий)  
    121 321331 2571,769779 63539мм2 % отн.
Л-0,2-62 14,78; 4,904,75 4,814,75 5,254,804,30 5,000,19 3,9
 2 4,84; 4,85; 4,804,80 4,804,80 5,204,824,28 4,800,15 3,1
Л-0,5-62 14,74; 4,904,75 4,824,75 5,204,814,47 5,000,16 3,3
 2 4,85; 4,804,80 4,804,80 5,254,804,25 -0,18 3,7
З-0,2 (-35) 12,392,41 2,402,422,40 2,432,40 2,460,020,1
 2 2,472,402,42 2,402,50 2,402,352,45 0,072,8
Т-612,25 2,252,262,27 2,292,31 2,282,340,03 1,5
  22,312,30 2,252,232,30 2,202,25 2,300,052,5
ТС-11 1,441,461,45 1,471,45 1,481,451,50 0,022,0
 21,45 1,381,401,43 1,401,43 1,401,450,06 4,3
РТ 11,451,46 1.451,471,45 1,481,40 1,460,011,0
 2 1,401,441,42 1.421,45 1,431,441,41 0,033,0
Среднее0,082,6

Класс G01N11/00 Исследование свойств текучих сред, например определение вязкости, пластичности; анализ материалов путем определения их текучести

способ определения точки гелеобразования методом вибрационной вискозиметрии -  патент 2529674 (27.09.2014)
вискозиметры с вибрирующим проводом -  патент 2529656 (27.09.2014)
капиллярный вискозиметр -  патент 2527131 (27.08.2014)
способ измерения вязкости жидких сред -  патент 2525646 (20.08.2014)
способ определения вязкости крови в процессе венепункции -  патент 2522931 (20.07.2014)
инерционный вискозиметр -  патент 2522718 (20.07.2014)
устройство для определения качества нефтепродуктов -  патент 2522207 (10.07.2014)
способы, установки и изделия промышленного производства для обработки измерений струн, вибрирующих в флюидах -  патент 2518861 (10.06.2014)
инерционный способ измерения вязкости -  патент 2517819 (27.05.2014)
способ определения коэффициента вязкости крови с использованием капиллярных трубок -  патент 2517784 (27.05.2014)

Класс G01N33/26 масел, вязких жидкостей, красок, чернил

способ выявления примесей в работающем масле и определения степени его загрязненности для оценки технического состояния агрегатов машин -  патент 2519520 (10.06.2014)
способ оперативного контроля работоспособности смазочного масла и устройство для его осуществления -  патент 2495415 (10.10.2013)
способ оценки чистоты воздуха гермокабин летательных аппаратов, поступающего от компрессоров газотурбинных двигателей, на содержание продуктов разложения смазочных масел -  патент 2476852 (27.02.2013)
способ оценки концентрации смолоподобных веществ в суспензии -  патент 2472135 (10.01.2013)
способ подготовки проб маловодного пластового флюида для молекулярно-биологического анализа -  патент 2464544 (20.10.2012)
устройство для оценки качества смазочных масел -  патент 2455629 (10.07.2012)
система и способ для оценки загрязнения образцов пластового флюида фильтратом с использованием коэффициента преломления -  патент 2454662 (27.06.2012)
способ измерения степени загрязнения моторного масла продуктами износа узлов трения -  патент 2419790 (27.05.2011)
способ определения количества поверхностно-активного вещества, десорбированного с поверхности раздела фаз жидкость-жидкость, в гербицидных дисперсных системах -  патент 2402906 (10.11.2010)
способ определения содержания сероводорода и легких меркаптанов в газовом конденсате и нефтях -  патент 2400747 (27.09.2010)
Наверх