способ заправки топливом космического летательного аппарата на орбите

Классы МПК:F02K9/50 с использованием сжатой текучей среды для нагнетания топлива (вытеснительная система подачи)
B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-06-24
публикация патента:

Способ заправки топливом космического летательного аппарата на орбите включает наддув топлива в опорожняемом баке газом наддува и перелив компонентов топлива из опорожняемого бака в заправляемый бак. Объем перелитого топлива из опорожняемого бака определяют по соотношению исходя из температуры газа наддува в начале и в конце процесса перелива топлива и температуры и давления в газовой полости опорожняемого топливного бака в конце процесса. Изобретение повысит надежность системы заправки топливом космического летательного аппарата на орбите и упростит конструкцию топливного бака и надежность его герметизации. 1 ил. способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

Формула изобретения

Способ заправки топливом космического летательного аппарата на орбите, включающий наддув топлива в опорожняемом баке газом наддува, перелив компонентов топлива из опорожняемого бака в заправляемый бак, отличающийся тем, что осуществляют измерение температуры газа наддува в начале (Тн) и в конце (Т к) процесса перелива топлива, а измеряют температуру (Тт) и давление (Рт) в газовой полости опорожняемого топливного бака в конце процесса, при этом объем перелитого топлива (Vт) из опорожняемого бака определяют по соотношению Vт=В·Тт·М г·[1-(Ткн)1/(к-1) ]/Рт, где Mг - масса газа наддува в баллоне в начале процесса, кг; В - удельная газовая постоянная газа наддува, Дж/(кг·К); к - показатель адиабаты; Vт 3]; Тт[К]; Тк[К]; Тн[К]; Рт[Па].

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике, а именно к способам заправки топливом космических летательных аппаратов (КЛА) на орбите функционирования с помощью вытеснительных систем с разделением жидкости и газа.

Заправка (повторная заправка) топливом ракеты-носителя или КЛА необходима для получения в топливных баках заданного количества компонентов в соответствии с полетным заданием. Повторная заправка производится в случае изменения полетного задания, требующего увеличения запасов топлива. Заправка топливом осуществляется при длительном полете орбитальной станции с помощью грузовых транспортных КЛА типа "Прогресс" и может проходить как с помощью членов экипажа КЛА, так и в автоматическом режиме. Заправка на орбите значительно расширяет возможности и круг решаемых задач КЛА для создания импульсов тяги, необходимых как для перемещения центра масс КЛА (коррекция траектории движения, торможение КЛА для обеспечения его схода с орбиты), так и для создания управляющих моментов относительно его центра масс (ориентация, развороты и т.д.). Импульсы тяги для различных режимов управления аппаратом в пространстве создаются с помощью имеющихся на борту реактивных двигателей (РД), величины тяг которых в зависимости от их назначения изменяются в широких пределах. Расширение возможностей в работе указанных двигателей с заданными параметрами обеспечивается системами повторной заправки топливных баков.

При переливе топлива из опорожняемого бака в заправляемый бак необходим контроль количества перелитого топлива из опорожняемого бака:

- для измерения остатков топлива, которое в дальнейшем используется в системах выключения РД по полной выработке компонентов топлива либо для телеметрического контроля;

- для построения систем одновременного опорожнения баков горючего и окислителя;

- для дополнительного контроля за массой топлива в заправляемом баке.

Известны способы заправки топливом КЛА на орбите [1, с.105]. Способ заправки топливом КЛА с использованием вытеснительной системы [1, с.118] заключается в вытеснении топлива из заправочной емкости (опорожняемого бака) сжатым газом, поступающим из баллонов высокого давления в заправляемый бак. Для регистрации в процессе заправки количества перелитого топлива из опорожняемого бака в заправляемый бак, давления и температуры топлива, а также давления рабочего газа в пневмосистеме используется контрольно-измерительная система. Уровень топлива в баках, давление и температура регистрируются датчиками, сигналы с которых передаются в систему управления.

При таком способе заправки количество перелитого топлива определяют замером уровня топлива в баке от какой-нибудь базы, используя датчики, устанавливаемые внутри бака, что усложняет конструкцию бака, а следовательно, и его надежность в работе [2, с.83].

Прототипом предложенного способа является способ заправки компонентов топлива на орбите путем вытеснения топлива газом наддува с последующим переливом из опорожняемого бака в заправляемый бак, реализуемый системой перелива, описанной на с.6 [3] "Заправка космических ракет на орбите. Обзор изд. ГОНТИ №4, 1971" (источник приведен в патенте РФ №2132804, В 64 G 1/40, 9/00).

При таком способе заправки оценивают влияние различных параметров и переменных величин, характеризующих функционирование системы перелива с помощью комплексного аналитического аппарата, предлагаемого для криогенных жидкостей [3, с.29], который, в частности, включает: определение перепада давления в магистрали перелива, определение давления в заправляемом баке и давление наддува [3, с.29], скорости перемещения поверхности раздела жидкость-газ в опорожняемом баке [3, с.67] и т.д. Сложный комплексный аналитический аппарат, включающий большое число контролирующих процесс параметров и вносимых ими погрешностей, участвующих в определении количества перелитого топлива из опорожняемого бака, повышает стоимость способа и абсолютную погрешность определения количества перелитого топлива из опорожняемого бака.

Задачей настоящего изобретения является повышение надежности в работе системы заправки топливом космического летательного аппарата и повышение точности контроля объема перелитого топлива.

Поставленная задача достигается способом заправки топливом космического летательного аппарата на орбите, включающим наддув топлива в опорожняемом баке газом наддува, перелив компонентов топлива из опорожняемого бака в заправляемый бак, осуществление измерения температуры газа наддува в начале (Тн) и в конце (Тк) процесса перелива топлива, а измерение температуры (Тт) и давления (Р т) в газовой полости опорожняемого топливного бака в конце процесса, при этом объем перелитого топлива (Vт ) из опорожняемого бака определяют по соотношению

способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

где Mг - масса газа наддува в баллоне в начале процесса, кг;

В - удельная газовая постоянная газа наддува, Дж/(кг·К);

к - показатель адиабаты;

Vт3]; Тт[К]; Тк[К]; Тн [К]; Рт[Па].

Техническим результатом предлагаемого способа заправки топливом космического летательного аппарата на орбите, по сравнению с известными способами, является:

а) повышение надежности в работе системы заправки, позволяющее в процессе непрерывного перелива топлива контролировать объем перелитого топлива из опорожняемого бака без установки каких-либо датчиков внутри бака, что повышает надежность герметизации бака;

б) повышение точности контроля объема перелитого топлива, поскольку использование простого соотношения для определения Vт позволяет уменьшить предельную абсолютную погрешность в определении объема перелитого топлива из опорожняемого бака.

В качестве конкретного примера на чертеже представлен общий вид пневмогидравлической схемы вытеснительной системы заправки, реализующей данный способ.

Система заправки состоит из следующих основных узлов, деталей и агрегатов: газовой магистрали 3, связывающей баллон газа наддува 1 с опорожняемым баком 8. В опорожняемом баке 8 размещена вытеснительная мембрана 10, отделяющая газовую полость 9 от топлива 11. На газовой магистрали 3 установлены пневмоклапан 4 и регулятор давления 5. На выходе из баллона газа наддува 1 на газовой магистрали 3 установлен датчик температуры 2, а на входе в газовую полость 9 опорожняемого бака 8 установлены датчики температуры 7 и давления 6. На жидкостной магистрали 12, соединяющей опорожняемый бак 8 и заправляемый бак 14, установлен клапан 13.

Способ заправки топливом КЛА на орбите реализуется следующим образом.

После встречи и стыковки на орбите корабля-заправщика и заправляемого топливом КЛА (на чертеже не показаны) и проведения необходимых проверок качества стыковки жидкостной магистрали 12, соединяющей опорожняемый бак 8 на корабле-заправщике с заправляемым баком 14 на КЛА, система готова к дозаправке. Производят наддув опорожняемого бака 8, для чего открывают нормально закрытый пневмоклапан 4. Газ наддува из баллона газа наддува 1 по газовой магистрали 3 проходит через регулятор давления 5, настроенный на заданное выходное давление, и попадает в газовую полость 9. Это давление необходимо для выдавливания топлива 11 посредством вытеснительной мембраны 10 из опорожняемого бака 8. После наддува опорожняемого бака 8 начинают процесс непрерывного перелива топлива 11. В начале процесса перелива топлива 11 регистрируют датчиком температуры 2 (датчиков для надежности может быть несколько) температуру газа наддува в баллоне газа наддува 1. Затем на жидкостной магистрали 12 открывают клапан 13. Под давлением газа наддува вытеснительная мембрана 10 перемещается в сторону жидкостной полости с топливом 11, происходит перелив топлива 11 из опорожняемого бака 8 корабля-заправщика в заправляемый бак 14 с меньшим давлением, установленный на КЛА. В конце процесса перелива измеряют датчиком 2 температуру газа наддува в баллоне газа наддува 1, а датчиками температуры 7 и давления 6 соответственно температуру и давление газа наддува в газовой полости 9 опорожняемого бака 8, после чего определяют объем перелитого топлива 11 из опорожняемого бака 8 по выражению (1).

Выражение (1) получено с использованием уравнения Клапейрона-Менделеева для идеального газа [4, с. 151]

способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

где Р - давление газа, Па;

V - объем газа, м 3;

Mг - масса газа, кг;

В - удельная газовая постоянная, Дж/(кг·К);

Т - температура, К.

В процессе непрерывного перелива топлива полагаем адиабатную работу газа наддува. Согласно уравнениям Пуассона [5, с.404], используем соотношение между параметрами состояния газа в баллоне газа наддува в начале и в конце процесса перелива топлива.

способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

где Тн, Тк - температура газа наддува в начале и в конце процесса;

Рн, Рк - давление газа наддува в начале и в конце процесса;

к - показатель адиабаты.

По уравнению (2) давление газа Р н, Рк в баллоне газа наддува объемом V в начале и в конце процесса перелива топлива при известной в начале процесса массе Мг газа наддува в баллоне определим из выражений

способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

где Мт - масса газа наддува, поступившая в газовую полость 9 опорожняемого бака 8.

Мт определяем из соотношения (2)

способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

где Vт* - увеличение объема газовой полости в опорожняемом баке в конце процесса перелива;

Рт и Тт - давление и температура газа в газовой полости опорожняемого бака 8 в конце процесса перелива.

Подставляя (4), (5), (6) в (3), получим выражение для Vт*

способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

Объем Vт* считаем равным объему вытесненной жидкости, т.е. объему перелитого топлива Vт из опорожняемого бака. Откуда получаем соотношение для определения объема перелитого топлива Vт из опорожняемого бака

способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

В качестве конкретного примера рассмотрим использование способа заправки топливом КЛА на орбите для вытеснительной системы дозаправки с разделением жидкости и газа, как показано на чертеже. В качестве газа наддува используем одноатомный газ гелий, удельная газовая постоянная которого В=2077 Дж/(кг·К), а показатель адиабаты к=1,66 [5, с.402]. Положим, что в начале процесса перелива масса гелия в баллоне газа наддува Мг=1,5 кг.

В начале процесса перелива топлива измерили температуру гелия в баллоне газа наддува, положим, равной Тн=303 К. В конце процесса перелива фиксируем в баллоне газа наддува температуру гелия Тк=283 К, а в газовой полости опорожняемого бака - давление гелия Рт=19·105 Па и температуру гелия Тт=283 К. Подставляя результаты измерения в (1), определяем объем перелитого топлива из опорожняемого бака

способ заправки топливом космического летательного аппарата на   орбите, патент № 2261357

Таким образом, предложен способ заправки топливом космического летательного аппарата на орбите, позволяющий:

а) повысить надежность в работе системы заправки, поскольку при контроле объема перелитого топлива из опорожняемого бака не требует установки в него специальных датчиков, что упрощает конструкцию бака и надежность его герметизации;

б) использовать простое соотношение для определения объема перелитого топлива из опорожняемого бака с малым числом контролируемых на газовой магистрали параметров, что снижает абсолютную погрешность определения объема перелитого топлива;

в) позволяет автоматизировать контроль за расходом топлива из опорожняемого бака с помощью бортовой вычислительной системы или наземными средствами, используя аналоговую информацию, поступающую с соответствующих датчиков давления и температуры.

Литература

1. Космонавтика. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985.

2. Пневмогидравлические системы двигательных установок с жидкостными ракетными двигателями. Под ред. акад. В.Н.Челомея. - М.: "Машиностроение", 1978.

3. Заправка космических ракет на орбите (Обзор по материалам иностранной печати), ГОНТИ №4, 1971.

4. Б.М.Яворский и А.А.Детлаф. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов. М.: Наука, 1971.

5. К.А.Путилов. Курс физики, т.1, M.: Из-во физико-математической литературы, 1962.

Класс F02K9/50 с использованием сжатой текучей среды для нагнетания топлива (вытеснительная система подачи)

способ смесевого наддува топливных баков жидкостной ракетной двигательной установки и жидкостная ракетная двигательная установка -  патент 2528772 (20.09.2014)
бак топливный космического аппарата для хранения и подачи жидких компонентов -  патент 2522763 (20.07.2014)
топливный бак двигательной установки летательного аппарата -  патент 2507129 (20.02.2014)
импульсный детонационный ракетный двигатель -  патент 2442008 (10.02.2012)

система наддува топливных баков -  патент 2414620 (20.03.2011)
система подачи топлива -  патент 2407907 (27.12.2010)
система наддува топливных баков (варианты) -  патент 2341675 (20.12.2008)
система наддува топливных баков -  патент 2339835 (27.11.2008)
система наддува топливных баков -  патент 2339834 (27.11.2008)
система наддува топливных баков -  патент 2339833 (27.11.2008)

Класс B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем

система хранения криогенной жидкости для космического аппарата -  патент 2529084 (27.09.2014)
бортовая электролизная установка космического аппарата -  патент 2525350 (10.08.2014)
бак топливный космического аппарата для хранения и подачи жидких компонентов -  патент 2522763 (20.07.2014)
летательный аппарат -  патент 2521145 (27.06.2014)
ионная двигательная установка космических аппаратов -  патент 2518467 (10.06.2014)
связка из двух пар баков и летательная пусковая установка, снабженная такой связкой -  патент 2509039 (10.03.2014)
способ ударного воздействия на опасные космические объекты и устройство для его осуществления -  патент 2504503 (20.01.2014)
блок тяги жидкостного ракетного двигателя -  патент 2502645 (27.12.2013)
двигательная установка космического летательного аппарата (варианты) и способ ее эксплуатации -  патент 2497730 (10.11.2013)
покрытие мультипликатора инжекторного ускорителя реактивного двигателя для космических и летательных аппаратов десятого поколения, подводных лодок и морских торпед -  патент 2495790 (20.10.2013)
Наверх