бампер транспортного средства

Классы МПК:B60R19/02 бамперы, те устройства для защиты транспортного средства, воспринимающие, поглощающие или отражающие удар от других транспортных средств или объектов
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (RU),
Открытое акционерное общество "ПЛАСТИК" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-12-24
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к бамперу, который может быть установлен на кузове как в передней, так и в задней частях автомобиля. Бампер транспортного средства содержит лицевую панель, в полости которой установлен по меньшей мере один энергопоглощающий элемент 3, содержащий ловители, через которые в полость энергопоглощающего элемента вводятся соответственно зацепы, сформированные на внутренней поверхности лицевой панели бампера. В каждом верхнем и нижнем поясе энергопоглощающего элемента сформирован по меньшей мере один выступ 28 и 32, обращенный в сторону расположения передней стенки лицевой панели бампера. Упомянутый выступ 28 и 32 выполнен коробчатым и содержит соответственно наклонный участок 29 и 35, образующий соответственно с наклонным участком 47 и 48 центрального пояса энергопоглощающего элемента 3 соответственно ловитель, причем в зоне соединения упомянутых наклонных участков, соответственно 29, 47 и 35, 48, выполнена прорезь, через которую в полость энергопоглощающего элемента вводится соответствующий зацеп. Техническим результатом является повышение технологичности сборки бампера, обладающего высокими энергопоглощающими свойствами и сохраняющего целостность лицевой панели при наезде на малой скорости на препятствие. 7 з.п. ф-лы, 6 ил. бампер транспортного средства, патент № 2260524

бампер транспортного средства, патент № 2260524 бампер транспортного средства, патент № 2260524 бампер транспортного средства, патент № 2260524 бампер транспортного средства, патент № 2260524 бампер транспортного средства, патент № 2260524 бампер транспортного средства, патент № 2260524

Формула изобретения

1. Бампер транспортного средства, содержащий лицевую панель, в полости которой установлен по меньшей мере один энергопоглощающий элемент, содержащий ловители, через которые в полость энергопоглощающего элемента вводятся зацепы, сформированные на внутренней поверхности лицевой панели бампера, отличающийся тем, что в каждом верхнем и нижнем поясе энергопоглощающего элемента сформирован по меньшей мере один выступ, обращенный в сторону расположения передней стенки лицевой панели бампера, причем упомянутый выступ выполнен коробчатым и содержит наклонный участок, образующий с наклонным участком центрального пояса энергопоглощающего элемента ловитель, причем в зоне соединения упомянутых наклонных участков выполнена прорезь, через которую в полость энергопоглощающего элемента вводится зацеп.

2. Бампер для транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что в верхнем поясе энергопоглощающего элемента сформированы два выступа, наклонные участки которых образуют с наклонными участками центрального пояса два ловителя.

3. Бампер для транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что в нижнем поясе энергопоглощающего элемента сформированы два выступа, наклонные участки которых образуют с наклонными участками центрального пояса два ловителя.

4. Бампер для транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что центральный пояс энергопоглощающего элемента выполнен в поперечном сечении C-образной формы и выступающим относительно верхнего и нижнего поясов энергопоглощающего элемента в сторону расположения передней стенки лицевой панели бампера.

5. Бампер для транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что каждый ловитель выполнен в поперечном сечении V-образной формы и направлен расширенной открытой зоной в сторону расположения передней стенки лицевой панели бампера.

6. Бампер для транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что зацепы сформированы в каждой боковой зоне передней стенки лицевой панели бампера и представляют собой локальные выступы продольных полочек, сформированных на внутренней поверхности передней стенки лицевой панели бампера.

7. Бампер для транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что в полости лицевой панели бампера размещены два энергопоглощающих элемента, расположенных симметрично относительно продольной оси кузова и напротив боковых зон передней стенки лицевой панели бампера.

8. Бампер для транспортного средства по п.1 или 7, отличающийся тем, что лицевая панель и энергопоглощающие элементы бампера выполнены из полипропилена.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к бамперу, который может быть установлен на кузове, как в передней так и в задней частях автомобиля.

Из уровня техники известны конструкции бамперов (аналоги - патент РФ №29694, кл. В 60 R 19/02, 19/18, 19/22; патент РФ №32057, кл. В 60 R 19/02, 19/18, 19/22). Общим для всех вышеупомянутых технических решений является наличие лицевой панели, в полости которой установлен энергопоглощающий элемент, причем лицевая панель и энергопоглощающий элемент выполнены из полипропилена. Энергопоглощающий элемент выполнен вытянутым вдоль передней стенки лицевой панели бампера и снабжен продольными полочками, повышающими жесткость лицевой панели, расположенными вдоль упомянутой передней стенки. Лицевая панель соединена с энергопоглощающим элементом посредством разъемных крепежных элементов, например фланцевых гаек с винтами и шайбами. Описанная конструкция бампера обладает высокими энергопоглощающими свойствами и соответствует международным требованиям безопасности (Правило 42 ЕЭК ООН), однако сборка элементов бампера осуществляется в определенной последовательности с привязкой к кузову, а именно предварительно на монтажные участки кузова устанавливают энергопоглощающий элемент, после этого совмещают зоны крепления лицевой панели с зонами крепления энергопоглощающего элемента и соединяют их ранее упомянутыми разъемными крепежными элементами.

Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится бампер транспортного средства (ближайший аналог - JP №4-24259 (В4), кл. В 60 R 19/04, 19/24), содержащий лицевую панель, выполненную в поперечном сечении С-образной формы и направленную открытой зоной в сторону расположения кузова транспортного средства. На внутренней поверхности передней стенки лицевой панели бампера сформированы зацепы, расположенные парами. Каждая пара зацепов содержит верхний и нижний элементы, расположенные друг под другом. Лицевая панель бампера выполнена из синтетического материала. В полости лицевой панели размещен энергопоглощающий элемент, выполненный из металла. Энергопоглощающий элемент имеет длину меньше ширины кузова и выполнен в поперечном сечении С-образной формы. На передней стенке энергопоглощающего элемента выполнены отверстия, выполняющие функцию ловителей ранее упомянутых зацепов. В установленном на кузове положении бампера зацепы располагаются в полости энергопоглощающего элемента с упором во внутреннюю поверхность его передней стенки. Описанная конструкция бампера поглощает энергию удара, однако установка энергопоглощающего элемента в полости лицевой панели бампера затруднена, так как выставление зацепов относительно вышеописанных ловителей (отверстий) требует определенных навыков и времени, что увеличивает трудоемкость сборки узла бампера. Также наличие большого зазора между лицевой панелью и энергопоглощающим элементом является причиной разрушения лицевой панели при наезде транспортного средства на препятствие, а выполнение энергопоглощающего элемента из металла повышает опасность нанесения травм пешеходам при столкновениях.

Задача изобретения направлена на повышение технологичности сборки бампера, обладающего высокими энергопоглощающими свойствами и сохраняющего целостность лицевой панели при наезде на малой скорости на препятствие.

Для решения поставленной задачи бампер транспортного средства содержит лицевую панель, в полости которой установлен по меньшей мере один энергопоглощающий элемент, содержащий ловители, через которые в полость энергопоглощающего элемента вводятся зацепы, сформированные на внутренней поверхности лицевой панели бампера, причем в каждом верхнем и нижнем поясе энергопоглощающего элемента сформирован по меньшей мере один выступ, обращенный в сторону расположения передней стенки лицевой панели бампера, упомянутый выступ выполнен коробчатым и содержит наклонный участок, образующий с наклонным участком центрального пояса энергопоглощающего элемента ловитель, причем в зоне соединения упомянутых наклонных участков выполнена прорезь, через которую в полость энергопоглощающего элемента вводится зацеп; в верхнем поясе энергопоглощающего элемента сформированы два выступа, наклонные участки которых образуют с наклонными участками центрального пояса два ловителя; в нижнем поясе энергопоглощающего элемента сформированы два выступа, наклонные участки которых образуют с наклонными участками центрального пояса два ловителя; центральный пояс энергопоглощающего элемента выполнен в поперечном сечении С-образной формы и выступающим относительно верхнего и нижнего поясов энергопоглощающего элемента в сторону расположения передней стенки лицевой панели бампера; каждый ловитель выполнен в поперечном сечении V-образной формы и направлен расширенной открытой зоной в сторону расположения передней стенки лицевой панели бампера; зацепы сформированы в каждой боковой зоне передней стенки лицевой панели бампера и представляют собой локальные выступы продольных полочек, сформированных на внутренней поверхности передней стенки лицевой панели бампера; в полости лицевой панели бампера размещены два энергопоглощающих элемента, расположенных симметрично относительно продольной оси кузова и напротив боковых зон передней стенки лицевой панели бампера; лицевая панель и энергопоглощающие элементы бампера выполнены из полипропилена.

Сущность технического решения поясняется на чертежах.

Фиг.1 - вид на заднюю часть автомобиля.

Фиг.2 - вид на лицевую панель бампера со стороны расположения энергопоглощающего элемента.

Фиг.3 - поперечное сечение А-А лицевой панели бампера согласно фигуры 1.

Фиг.4 - общий вид на энергопоглощающий элемент со стороны расположения лицевой панели бампера.

Фиг.5 - общий вид на энергопоглощающий элемент со стороны расположения кузова транспортного средства.

Фиг.6 - поперечное сечение Б-Б бампера согласно фигуры 1.

Бампер 1 транспортного средства содержит лицевую панель 2 и по меньшей мере один энергопоглощающий элемент 3 (см. фигуру 1).

Лицевая панель 2 выполнена в виде единой цельной детали П-образной формы в плане и переменным поперечным сечением. Лицевая панель 2 содержит переднюю стенку 4, боковины 5 и верхний участок 6, образующие полость N, в которую устанавливают по меньшей мере один энергопоглощающий элемент 3. Верхний участок 6 выполнен вдоль всей длины передней стенки 4 лицевой панели 2 и направлен кромкой 7 в сторону расположения кузова при установленном на кузове положении бампера 1. На внутренней поверхности передней стенки 4, а именно в каждой боковой зоне Z последней, выполнены продольные полочки 8, 9, ориентированные вдоль упомянутой передней стенки 4 и расположенные друг под другом, в частности продольная полочка 9 расположена под продольной полочкой 8 (см фигуру 2).

На каждой продольной полочке 8 и 9 сформирован по меньшей мере один зацеп 10 и 11, соответственно, представляющий собой, соответственно, локальный выступ 12 и 13, концевой участок 14 и 15, соответственно, которого выполнен в виде утолщения, содержащего, соответственно, верхнюю 16 и 17 и нижнюю 18 и 19, соответственно, поверхности, выполненные сходящимися в направлении к энергопоглощающему элементу 3, а также, соответственно, поверхность 20 и 21, расположенную в вертикальной плоскости. Преимущественным вариантом является выполнение на каждой продольной полочке 8 и 9 двух зацепов 10 и 11, соответственно, что способствует надежному удержанию энергопоглощающего элемента 3 в полости N лицевой панели 2 бампера 1 (см. фигуру 3). Преимущественным вариантом является выполнение лицевой панели 2 из синтетического материала, например полипропилена.

Энергопоглощающий элемент 3 представляет собой единую деталь сложной пространственной формы с визуально выделенными верхним 22, центральным 23 и нижним 24 поясами (см. фигуры 4, 5). Преимущественным вариантом является выполнение энергопоглощающего элемента 3 из синтетического материала, например полипропилена.

Верхний пояс 22 содержит переднюю стенку 25 и полочку 26, последняя из которых выполнена в виде отбортовки верхней зоны упомянутой передней стенки 25 и направлена концевым участком в сторону расположения кузова, при установленном на кузове положении бампера 1. Полочка 26 увеличивает жесткость передней стенки 25 верхнего пояса 22 энергопоглощающего элемента 3 и является опорой для верхнего участка 6 лицевой панели 2 бампера 1. На внутренней поверхности передней стенки 25 сформированы ребра жесткости 27, расположенные в плоскостях, пересекающих горизонтальную плоскость, при установленном на кузове положении бампера 1, а именно ребра жесткости 27 могут располагаться как в вертикальных, так и в слегка наклонных плоскостях, при установленном на кузове положении бампера 1. Преимущественным вариантом является распределение ребер жесткости 27 вдоль передней стенки 25.

На наружной поверхности передней стенки 25 верхнего пояса 22 сформирован по меньшей мере один выступ 28, базирующийся на центральном поясе 23. Упомянутый выступ 28 имеет коробчатую форму и содержит наклонный участок 29, обращенный к центральному поясу 23. Преимущественным вариантом является формирование на передней стенке 25 двух ранее упомянутых выступов 28, расположенных на расстоянии друг от друга, в частности в боковых зонах W передней стенки 25.

Нижний пояс 24 энергопоглощающего элемента 3 содержит переднюю стенку 30, ребра жесткости 31, по меньшей мере один выступ 32, а также энергопоглощающие выступы 33 и 34. Упомянутый выступ 32 и энергопоглощающие выступы 33 и 34 сформированы на наружной поверхности передней стенки 30 и направлены в сторону расположения передней стенки 4 лицевой панели 2 бампера. Преимущественным вариантом является формирование на передней стенке 30 двух ранее упомянутых выступов 32, расположенных на расстоянии друг от друга, в частности в боковых зонах Q передней стенки 30. Каждый выступ 32 выполнен коробчатой формы и содержит наклонный участок 35, обращенный к центральному поясу 23. Каждый энергопоглощающий выступ 33 выполнен U-образной формы и образован участком, выполненным в поперечном сечении L-образной формы, причем упомянутый энергопоглощающий выступ 33 расположен вдоль периметра отверстия 36, выполненного в передней стенке 30 нижнего пояса 24. Энергопоглощающий выступ 34, сформированный между энергопоглощающими выступами 33, выполнен кольцевым и образован участком, имеющим в поперечном сечении L-образную форму. Каждое ранее упомянутое ребро жесткости 31 сформировано в виде единого цельного элемента на внутренней поверхности передней стенки 30 и поверхности 37 нижней полки 38 центрального пояса 23. По меньшей мере одно ребро жесткости 31 расположено в плоскости, пересекающей горизонтальную плоскость, при установленном на кузове положении бампера 1, и ориентированной между рядом расположенными энергопоглощающими выступами, например 33 и 34, нижнего пояса 24. Ребро жесткости 31 может располагаться в вертикальной или наклонной плоскости. Преимущественным вариантом является распределение ребер жесткости 31 нижнего пояса 24 вдоль передней стенки 30 и расположение их в плоскостях, ориентированных между рядом расположенными энергопоглощающими выступами 33 и 34, а также между выступом 32 и энергопоглощающим выступом 33.

Центральный пояс 23 энергопоглощающего элемента 3 образован передней стенкой 39, верхней 40 и ранее упомянутой нижней 38 полками, причем, по крайней мере, часть центрального пояса 23 выполнена в поперечном сечении C-образной формы. Преимущественным вариантом является выполнение центрального пояса 23 с постоянным поперечным сечением C-образной формы и выступающим относительно верхнего 22 и нижнего 24 поясов энергопоглощающего элемента 3 в сторону расположения передней стенки 4 лицевой панели 2 бампера 1.

На наружной поверхности передней стенки 39 центрального пояса 23 энергопоглощающего элемента 3 сформированы локальные энергопоголощающие выступы 41, по меньшей мере один из которых выполнен кольцевым с центральным отверстием 42. Энергопоглощающий выступ 41 образован участком, выполненным в поперечном сечении L-образной формы. Преимущественным вариантом является выполнение на наружной поверхности передней стенки 39 двух пар энергопоглощающих выступов 41, в каждом из которых имеется центральное отверстие 42. Также в упомянутой передней стенке 39 выполнено сквозное отверстие 43, расположенное, преимущественно, между упомянутыми парами энергопоглощающих выступов 41. На наружной поверхности передней стенки 39 вдоль периметра отверстия 41 сформированы два энергопоглощающих выступа 44 и 45, выполненных в поперечном сечении L-образной формы и имеющих зеркально отраженную форму. В установленном на кузове положении бампера 1 упомянутые энергопоглощающие выступы 44 и 45 упираются в переднюю стенку 4 лицевой панели 2 бампера 1, а энергопоглощающие выступы 41 расположены в непосредственной близости от упомянутой передней стенки 4 лицевой панели 2.

На внутренней поверхности центрального пояса 3 энергопоглощающего элемента 1 сформированы ребра жесткости 46, каждое из которых представляет собой пластину, выполненную преимущественно С-образной формы и расположенную в вертикальной или наклонной плоскости, при установленном на кузове положении бампера 1. Ребра жесткости 46 распределены вдоль передней стенки 39, причем по меньшей мере одно ребро жесткости 46 расположено в плоскости, ориентированной между рядом расположенными энергопоглощающими выступами 41. Преимущественным вариантом является расположение ребер жесткости 46 между рядом расположенными в паре энергопоглощающими выступами 41, а также между энергопоглощающими выступами 41 и 44, 45 и 41. Ранее упомянутые ребра жесткости 27 верхнего пояса 22 являются продолжением ребер жесткости 46 центрального пояса 23, т.е. каждое ребро жесткости 27 выполнено зацело с ребром жесткости 46.

На наружной поверхности центрального пояса 23 энергопоглощающего элемента 3 сформированы по меньшей мере два наклонных участка 47 и 48, образующих с наклонными участками 29 и 35, соответственно, верхнего 22 и нижнего 24 поясов ловители 49 и 50, соответственно (см. фигуру 6). Преимущественным вариантом является наличие на центральном поясе 23 двух наклонных участков 47, образующих с наклонными участками 29 верхнего пояса 22 два ловителя 49, и двух наклонных участков 48, образующих с наклонными участками 35 нижнего пояса два ловителя 50. Каждый ловитель 49 и 50 выполнен в поперечном сечении V-образной формы и направлен расширенной открытой зоной в сторону расположения передней стенки 4 лицевой панели 2 бампера 1. Иными словами наклонные участки 47, 29 и 48, 35, образующие ловители 49 и 50, соответственно, выполнены сходящимися по направлению к кузову 51. В зоне соединения упомянутых наклонных участков 47, 29 и 48, 35 ловителей 49 и 50, соответственно, выполнены прорези 52 и 53, соответственно, через которые вводятся зацепы 10 и 11, соответственно. Описанная конструкция ловителей 49 и 50 обеспечивает достаточно большое пространство для ввода зацепов 10 и 11, соответственно, в прорези 52 и 53, соответственно, что в целом повышает технологичность сборки бампера 1.

Преимущественным вариантом является размещение в полости N лицевой панели 2 бампера 1 напротив боковых зон Z передней стенки 4 двух энергопоглощающих элементов 3. Вышеописанная форма энергопоглощающих выступов 33, 34, 41 и расположение последних в непосредственной близости от внутренней поверхности передней стенки 4 лицевой панели 2, а также выполнение энергопоглощающих выступов 44 и 45 с упором в упомянутую внутреннюю поверхность передней стенки 4 повышает энергоемкость бампера 1 и позволяют сохранить целостность лицевой панели 2 при наезде автомобиля на малой скорости на препятствие.

Перед установкой бампера 1 на кузов 51 энергопоглощающие элементы 3 вводятся в полость N лицевой панели 2, при этом зацепы 10 и 11 совмещаются с ловителями 49 и 50, соответственно, и вводятся в прорези 52 и 53, соответственно. После того, как концевые участки 14 и 15 зацепов 10 и 11, соответственно, пройдут через прорези 52 и 53, соответственно, происходит защелкивание, при этом наклонные участки 47 и 48 центрального пояса 23 упираются своими кромочными участками 54 и 55, соответственно в поверхности 20 и 21, соответственно, концевых участков 14 и 15 зацепов 10 и 11, соответственно, что позволяет энергопоглощающему элементу 3 надежно удерживаться на лицевой панели 2.

Описанный бампер 1 соответствует международным требованиям по безопасности (Правило 42 ЕЭК ООН) и может быть установлен на кузове, преимущественно легкового автомобиля, как в передней так и в задней частях.

Класс B60R19/02 бамперы, те устройства для защиты транспортного средства, воспринимающие, поглощающие или отражающие удар от других транспортных средств или объектов

бамперное защитное устройство для грузовых автомобилей и автобусов способ изготовления упругогистерезисных элементов из проволочного материала -  патент 2521866 (10.07.2014)
ударозащитное устройство транспортного средства -  патент 2514999 (10.05.2014)
бамперное защитное устройство автомобиля -  патент 2506177 (10.02.2014)
изогнутая во множестве направлений балка, устройство роликового формования и способ -  патент 2503517 (10.01.2014)
передний модуль для автомобиля -  патент 2502619 (27.12.2013)
бампер задний -  патент 2486079 (27.06.2013)
бамперное защитное устройство автомобиля -  патент 2481208 (10.05.2013)
демпфирующее фронтальное автомобильное ограждение и демпфирующий картридж для него -  патент 2434763 (27.11.2011)
бамперный узел для транспортного средства -  патент 2422304 (27.06.2011)
буфер безопасный -  патент 2420414 (10.06.2011)
Наверх