способ эксплуатации свинцового аккумулятора или аккумуляторной батареи

Классы МПК:H02J7/02 схемы зарядки батарей от сети переменного тока через преобразователи 
H01M10/44 способы зарядки или разрядки
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):ОАО "Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический аккумуляторный институт" (ОАО "НИАИ "Источник") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-11-27
публикация патента:

Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к эксплуатации свинцовых аккумуляторов или аккумуляторных батарей. Технический результат предлагаемого изобретения - увеличение длительности разрядно-зарядного режима при сохранении постоянства мощности разрядного импульса. Технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе эксплуатации свинцового аккумулятора или аккумуляторной батареи, заключающемся в чередовании разрядного и зарядного импульсов, величина тока импульсного разряда составляет 0,5-0,9 С10А величина тока импульсного заряда составляет 0,3-0,75 С10А, при том, что длительность импульсов разряда равна длительности импульсов заряда и составляет 5-10 мин. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения

1. Способ эксплуатации свинцового аккумулятора или аккумуляторной батареи, заключающийся в чередовании разрядного и зарядного импульсов, отличающийся тем, что величина тока импульсного разряда составляет 0,5-0,9 С10А, величина тока импульсного заряда составляет 0,3-0,75 С10А при том, что длительность импульсов разряда равна длительности импульсов заряда.

2. Способ эксплуатации свинцового аккумулятора или аккумуляторной батареи по п.1, отличающийся тем, что длительность импульсов разряда и заряда составляет 5÷10 мин.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к эксплуатации свинцовых аккумуляторов или аккумуляторных батарей.

Известен способ эксплуатации свинцового аккумулятора, заключающийся в использовании импульсных режимов заряда асимметричным переменным током. При заряде асимметричным током оптимальная величина полупериода для зарядного тока составляет 5 мин, для разрядного - 24 секунды при соотношении величин плотностей зарядного и разрядного токов (Iз/Iр), равном 5 (Химические источники тока. Романов В.В., Хашев Ю.М. М., Советское радио. 1978, с.233-235).

Недостатком известного способа эксплуатации свинцового аккумулятора является слишком короткий период разрядного импульса, не позволяющий снять требуемую энергию при постоянстве мощности.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является известный способ эксплуатации свинцового аккумулятора, заключающийся в импульсном разряде (20 сек) и импульсном заряде (5 мин) током 2,5-7,5 А (0,036-0,107 С10А) аккумулятора (Баюнов В.В., Дасоян М.А. Сборник "Электротехническая промышленность". Серия химические и физические источники тока. 1970, вып.3, с.5-7).

Недостатками известного способа эксплуатации свинцового аккумулятора являются неодинаковые длительности разрядного и зарядного импульсов и короткий период разрядного импульса, не позволяющий снимать требуемую энергию при постоянстве мощности разрядного импульса.

В предлагаемом способе эксплуатации свинцового аккумулятора техническим результатом является увеличение длительности разрядно-зарядного режима при сохранении постоянства мощности и энергии разрядного импульса.

Технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе эксплуатации аккумулятора или аккумуляторной батареи, заключающемся в чередовании разрядного и зарядного импульсов, величина тока импульсного разряда составляет 0,5-0,9 С10А, величина тока импульсного заряда составляет 0,30-0,75 С10 А при том, что длительность импульсов разряда равна длительности импульсов заряда. Длительность импульсов разряда и заряда составляет 5-10 мин.

Сущность изобретения поясняется следующими примерами осуществления предлагаемого способа эксплуатации свинцового аккумулятора.

Пример 1. Свинцовый аккумулятор типа ТБ-450М емкостью 450 А·ч (С10 , А·ч) разряжают током в импульсе 0,5 С10А (225 А), что соответствует току 1-часового режима разряда, а затем заряжают током в импульсе 0,3 С10А (135 А) при одинаковой длительности разрядного и зарядного импульсов - 10 минут. При этом контролируется напряжение аккумулятора и температура. Начальная температура аккумулятора составляет 20°С. Разрядные и зарядные импульсы следуют один за другим до тех пор, пока температура аккумулятора не достигнет предельно допустимой - 55°С. Средняя мощность разрядных импульсов составляет 447 Вт, а энергия - 268,2 кВт·с.

Пример 2. Способ эксплуатации по примеру 1. Однако ток разрядного импульса составляет 0,7 С10А (315 А), что соответствует току 0,5-часового режима разряда, а ток зарядного импульса равен 0,58 С10А (260 А). При этом средняя мощность разрядных импульсов составляет 614 Вт, а энергия - 368,4 кВт·с.

Пример 3. Способ эксплуатации по примеру 1. Однако ток разрядного импульса составляет 0,9 С 10А (405 А), что соответствует току 0,25-часового режима разряда, а ток зарядного импульса равен 0,75 С10 А (337 А).

Средняя мощность разрядных импульсов составляет 760 Вт, а энергия - 456 кВт·с.

Пример 4. Способ эксплуатации по примеру 1. Однако длительность разрядного и зарядного импульсов одинакова и составляет 5 мин, при этом ток разрядного импульса равен 0,5 С10А (225 А), а ток зарядного импульса равен 0,4 С10А (180 А). Разрядные и зарядные импульсы длительностью 5 мин следуют один за другим до тех пор, пока не будет достигнута предельно допустимая температура аккумулятора 55°С.

Средняя мощность разрядных импульсов составляет 448 Вт, а энергия - 134,4 кВт·с.

Пример 5. Способ эксплуатации по примеру 1. Однако длительность разрядного и зарядного импульсов одинакова и составляет 5 мин; ток разрядного импульса равен 0,9 С10 А (405 А), ток зарядного импульса равен 0,55 С10 А (250 А).

Средняя мощность разрядных импульсов составляет 768 Вт, а энергия - 230,4 кВт·с.

Характеристики разрядно-зарядных импульсных режимов эксплуатации свинцового аккумулятора сведены в таблицу.

Таблица
№п/п ПоказателиПримеры №
12 345
1.Ток разряда в импульсе, А0,5С10 0,7С10 0,9С100,5С 100,9С10
(А)(225) (315)(405)(225) (405)
2.Ток заряда в импульсе, А 0,3С100,58С 100,75С10 0,4С10 0,55С10
(А) (135)(260) (337)(180)(250)
3.Длительность разрядных и зарядных импульсов, мин10 1010 55
4. Нагрев аккумулятора на °С 353535 3535
5. Количество разрядных импульсов, ед. 42159 7023
6. Средняя мощность разрядного импульса, Вт 447614760 448768
7. Энергия импульса, кВт·с 268,2368,4456,0 134,4230,4
8.Общая длительность разрядных импульсов, часы72,5 1,585,80 1,92
9Увеличение общей длительности разрядных импульсов по сравнению с длительностью разряда постоянным током, разы7 56,35,9 7,7
Примечания: 1. Начальная температура аккумулятора во всех примерах равна 20°С.

2. Предельно допустимая температура аккумулятора при эксплуатации равна 55 °С.

3. Максимальная энергия аккумулятора ТБ-450М при разряде длительностью 20 с составляет 39,8 кВт·с.

Экспериментальные данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что при импульсном разрядно-зарядном режиме эксплуатации свинцового аккумулятора или аккумуляторной батареи токами 0,5-0,9 С10А в разрядном импульсе и токами 0,3-0,75 С 10А в зарядном импульсе при одинаковой длительности разрядных и зарядных импульсов (10 и 5 минут) и температуре, не превышающей 55°С, обеспечивается постоянство средней мощности в разрядных импульсах. Количество разрядных импульсов составляет от 9 до 70 в зависимости от величины тока в разрядном и зарядном импульсе. При этом энергия разрядных импульсов составляет 134,4-456,0 кВт·с, а общая продолжительность разряда свинцовой батареи импульсными токами в 5-7,7 раз превышает длительность разряда по сравнению с разрядом постоянным током.

Класс H02J7/02 схемы зарядки батарей от сети переменного тока через преобразователи 

устройство управления аккумуляторной батареей -  патент 2526849 (27.08.2014)
устройство подзарядки аккумуляторных батарей гибридного автомобиля -  патент 2524352 (27.07.2014)
блок энергоснабжения, сухопутное транспортное средство, станция замены и способ замены блока энергоснабжения, имеющегося на сухопутном транспортном средстве -  патент 2523719 (20.07.2014)
устройство передачи электрической энергии в ракетно-космических комплексах (варианты) -  патент 2521108 (27.06.2014)
устройство уравновешивания напряжения для системы аккумуляторных батарей -  патент 2516297 (20.05.2014)
импульсный источник питания -  патент 2513902 (20.04.2014)
система накопления электрической энергии на базе аккумуляторных батарей и суперконденсатора с функцией улучшения качества сети -  патент 2512880 (10.04.2014)
устройство и способ управления зарядом модуля аккумуляторной батареи -  патент 2502171 (20.12.2013)
устройство для индуктивной передачи электроэнергии -  патент 2501144 (10.12.2013)
транспортное средство с электроприводом и устройство подачи энергии для транспортного средства -  патент 2499694 (27.11.2013)

Класс H01M10/44 способы зарядки или разрядки

способ эксплуатации никель-водородной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания космического аппарата и автономная система электропитания для его реализации -  патент 2529011 (27.09.2014)
способ обнаружения извлечения аккумулятора -  патент 2526028 (20.08.2014)
способ ускоренного формирования и восстановления емкости никель-кадмиевых аккумуляторов переменным асимметричным током -  патент 2521607 (10.07.2014)
способ формирования свинцово-кислотных аккумуляторных батарей импульсным асимметричным током -  патент 2518487 (10.06.2014)
устройство уравновешивания напряжения для системы аккумуляторных батарей -  патент 2516297 (20.05.2014)
способ заряда комплекта аккумуляторных батарей в составе автономной системы электропитания космического аппарата -  патент 2510105 (20.03.2014)
стабилизатор напряжения для системы питания -  патент 2509400 (10.03.2014)
способ ускоренного заряда свинцовых стационарных аккумуляторов -  патент 2498463 (10.11.2013)
способ подготовки литий-ионной аккумуляторной батареи к штатной эксплуатации в составе искусственного спутника земли -  патент 2496190 (20.10.2013)
способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи -  патент 2496189 (20.10.2013)
Наверх