способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
B60V3/06 суда 
E02B15/02 очистка от льда
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-05-07
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается технологии ледоразрушения резонансным способом с помощью судна на воздушной подушке. Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, движущимся с резонансной скоростью, заключается в том, что предварительно, перед началом ледокольных работ, определяют наименее прочные участки ледяного покрова, затем, осуществляя движение судна с резонансной скоростью, вскрывают лед по обнаруженным менее прочным участкам, а после этого осуществляют ломку более прочных участков льда. При этом менее прочные участки льда определяют при помощи устройства, например ультразвукового дефектоскопа, способного определить толщину и структуру льда. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова резонансным способом.

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, движущимся с резонансной скоростью, отличающийся тем, что предварительно, перед началом ледокольных работ определяют наименее прочные участки ледяного покрова, затем, осуществляя движение судна с резонансной скоростью, вскрывают лед по обнаруженным менее прочным участкам, а после этого осуществляют ломку более прочных участков льда, при этом менее прочные участки льда определяют при помощи устройства, например ультразвукового дефектоскопа, способного определить толщину и структуру льда.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом (1. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. Владивосток: ДВГУ. - 1988. - 87 с.). При этом эффективность разрушения льда зависит от его толщины и структуры.

Недостатком известного способа является невозможность использования неоднородности льда по его физико-механическим свойствам для облегчения процесса его разрушения.

Известно (2. Агранат Б.А., Дубровин М.Н., Хавский Н.Н. Основы физики и техники ультразвука. М.: Высшая школа. - 1987. - 235 с.), что при помощи ультразвукового импульсного дефектоскопа можно определить толщину льда и его структуру.

Задачей заявляемого изобретения является определение оптимальной траектории движения судна на воздушной подушке при разрушении ледяного покрова резонансным методом.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, состоит в повышении эффективности разрушения ледяного покрова резонансным методом.

Требуемый результат достигается путем предварительной ультразвуковой дефектоскопии предполагаемого участка разрушения.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, движущимся с резонансной скоростью.

Отличительные: предварительно, перед началом ледокольных работ, определяют наименее прочные участки ледяного покрова, затем, осуществляя движение судна с резонансной скоростью, вскрывают лед по обнаруженным менее прочным участкам, а после этого осуществляют ломку более прочных участков льда, при этом менее прочные участки льда определяют при помощи устройства, например ультразвукового дефектоскопа, способного определить толщину и структуру льда.

Изобретение реализуют следующим образом. По предполагаемому участку разрушения ледяного покрова начинают перемещать СВП по различным траекториям с прикрепленным за его кормой устройством, способным определить толщину и структуру льда, например ультразвуковым импульсным дефектоскопом. Проведя «ледовую разведку», определяют траекторию движения СВП по наиболее слабым, т.е. менее прочным участкам ледяного покрова. В качестве таковых выбираются, например, участки с наименьшими толщинами и модулями упругости льда. Затем, двигаясь с резонансной скоростью, вскрывают лед по обнаруженным менее прочным участкам ледяного покрова, а после этого осуществляют ломку более прочных участков льда.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)

Класс B60V3/06 суда 

Класс E02B15/02 очистка от льда

Наверх