способ обнаружения и удаления влаги из агрегатов с сотовым заполнителем

Классы МПК:B08B9/00 Способы и устройства для чистки полых изделий
B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
G01N23/00 Исследование или анализ материалов радиационными методами, не отнесенными к группе  21/00 или  22/00, например с помощью рентгеновского излучения, нейтронного излучения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-12-24
публикация патента:

Изобретение относится к области средств для чистки, в частности агрегатов летательного аппарата с сотовым заполнителем. Способ характеризуется обнаружением влаги с использованием рентгена и операциями по удалению влаги. В зоне скопления влаги сверлят отверстия диаметром 3,5 мм и шагом 20÷40 мм. Агрегат по периметру оклеивают вакуумным мешком и перемещают в камеру нагрева. В вакуумном мешке создают давление, равное (0,6±0,1) кгс/см 2, поднимают температуру агрегата до (95±5)°С и выдерживают (8±0,5) час. Затем агрегат охлаждают до 40°С, снижают давление, выкатывают из камеры нагрева и снимают вакуумный мешок. Технический результат - обнаружение и удаление влаги из агрегатов с сотовым заполнителем без механических повреждений обшивок и сотового заполнителя. 2 ил. способ обнаружения и удаления влаги из агрегатов с сотовым заполнителем, патент № 2258569

способ обнаружения и удаления влаги из агрегатов с сотовым заполнителем, патент № 2258569 способ обнаружения и удаления влаги из агрегатов с сотовым заполнителем, патент № 2258569

Формула изобретения

Способ обнаружения и удаления влаги из агрегатов с сотовым заполнителем, включающий обнаружение влаги в сотовом заполнителе, удаление влаги из сотового заполнителя путем сверления в зоне скопления влаги отверстий диаметром 3,5 мм и шагом 20÷40 мм, вакуумирования зон скопления влаги с нагревом, выдержкой и охлаждением агрегата, контроль наличия влаги в сотовом заполнителе, отличающийся тем, что обнаружение влаги в сотовом заполнителе и контроль влаги в сотовом заполнителе производят с использованием рентгена, удаление влаги из сотового заполнителя осуществляют путем вакуумирования агрегата в вакуумном мешке, причем в вакуумном мешке создают давление, равное (0,6±0,1) кгс/см2 , поднимают температуру агрегата до (95±5)°С, выдерживают (8±0,5) ч под давлением, охлаждают до 40°С, снимают давление.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области самолетостроения, а именно к ремонту агрегатов летательного аппарата, содержащих сотовый заполнитель, например киля подбалочного.

Известен способ ремонта киля подбалочного («Руководство по ремонту. Самолет Т-10С и Т-10П», книга 7, Б.А.Скидан, С.С.Петрова и др., введен по бюл. №117.1.0.1112.5 Ml0-0670 БР 24.04.2001 г., с.433-435), включающий обнаружение зон скопления влаги в сотовом заполнителе, сверление в зоне скопления влаги отверстий диаметром 3,8 мм, шагом 20÷40 мм, продувку сухим воздухом, просушку в сушильной камере при температуре 60°С до полного удаления влаги. Однако предлагаемый режим не обеспечивает выпаривание влаги и полное удаление влаги из сотового заполнителя.

Известен способ ремонта агрегатов с сотовым заполнителем («Руководство по ремонту. Самолет Т-10С и Т-10П», книга 7, Б.А.Скидан, С.С.Петрова и др., введен по бюл. №117.1.0.1112.5 М10-0670 БР 24.04.2001 г., с.433-435), включающий обнаружение влаги по рентгеновским снимкам и удаление влаги путем сверления в зоне скопления влаги отверстий диаметром 3,8 мм в шахматном порядке шагом 20÷40 мм, продувку сухим воздухом, установку на поверхности обшивки герможгута и вакуумного мешка, создание разрежения в вакуумном мешке, нагрев агрегата до 60°С, охлаждение, отключение от вакуума, контроль наличия влаги. Недостатком известного метода является то, что при нагреве агрегата до 80°С и выдерживании его даже в течение 60 часов не обеспечивается выпаривание влаги. Использование вакуумного мешка в отдельной зоне дефекта также является неэффективным, т.е. происходит травление воздуха по имеющемуся крепежу агрегата из-за негерметичности подбалочного киля в районе бортовой нервюры. В процессе эксплуатации летательного аппарата оставшаяся влага приводит к деформации сотового заполнителя. Недостатком метода является отсутствие метода и способа контроля наличия влаги в сотовом заполнителе.

Задачей изобретения является обнаружение и удаление влаги из агрегатов с сотовым заполнителем без механических повреждений обшивок и сотового заполнителя.

Для решения указанной задачи в способе ремонта сотовых агрегатов, включающем удаление влаги путем сверления отверстий диаметром 3,8 мм шагом 20÷40 мм, продувку сухим воздухом, вакуумирование, нагрев, выдержку и охлаждение, ничем не обеспеченный контроль наличия влаги, в отличие от прототипа проводят следующие технологические операции. Обнаружение влаги в сотоблоках производят с использованием рентгена, что позволяет точно определить ее местонахождение. Вакуумный мешок устанавливают не на отдельный участок, а на всю поверхность агрегата, что обеспечивает удаление влаги со всех участков сотоблоков за один проход. Эффект удаления влаги усиливается за счет увеличения температуры выпаривания до (95±5)°С и выдержкой при этой температуре под разрежением, равным (0,6±0,1) кгс/см2. Режим установлен опытным путем. При температуре меньше (95±5)°С и давлении меньше (0,6±0,1) кгс/см2 выпаривание влаги не происходит, даже если увеличить время выпаривания до 60 часов. При увеличении давления свыше 0,7 кгс/см2 происходит деформация обшивок агрегата от дренажных сот.

Данный способ не приводит к увеличению энергозатрат по сравнению с прототипом, т.к. в прототипе режим выпаривания влаги неэффективен, что приводит к многократному повторению процесса выпаривания влаги.

Предложенный метод обнаружения влаги с применением рентгенконтроля является стопроцентным. В прототипе нет метода и способа контроля наличия влаги в сотовом заполнителе, т.к. не указан шифр предложенного прибора и способ его применения.

Изобретение поясняется графическими материалами, где на фиг.1 представлена схема удаления влаги из агрегатов с сотовым заполнителем, на фиг.2 дан общий вид киля подбалочного, подлежащего ремонту.

Схема содержит камеру нагрева 1 со столом 2, вакуумный мешок 3, термопару 4, установленную на поверхность агрегата (киля подбалочного), вакуумную систему 5 для создания разрежения, дренажный слой из сотового заполнителя 6, обрабатываемый агрегат 7 с зонами скопления влаги 8 и отверстиями в зоне скопления влаги 9.

Агрегат 7 (например, киль подбалочный) предварительно помещают в рентген-установку для определения зон скопления влаги 8 в сотовом заполнителе. Для этого используется рентген-лаборатория предприятия. Затем агрегат перемещают на стол 2. В обнаруженных зонах скопления влаги сверлят отверстия 9 диаметром 3,8 мм в шахматном порядке с шагом 20÷40 мм, удаляют стружку пылесосом, подключают термопару 4, укладывают дренаж 6, оклеивают агрегат по периметру вакуумным мешком 3 и помещают в камеру нагрева 1. Закрывают камеру нагрева (термостат), включают вакуумную систему 5 и создают в камере разрежение в пределах (0,6±0,1) кгс/см 2; нагревают агрегат до температуры (95±5)°С (рабочая температура клеевых пленок ВК-36, ВКВ-3, применяемых в сотовых агрегатах, составляет 150°С). Агрегат выдерживают в камере (8±0,5) часов, затем, не отключая вакуумную систему 5, агрегат охлаждают до 40°С, отключают вакуумную систему и нагрев. Выкатывают агрегат из камеры нагрева 1, снимают вакуумный мешок 3 и дренаж 6. После удаления влаги производится контрольный рентген-контроль. Отверстия диаметром 3,8 мм заполняют клеем ВК-9 при устранении отслоений сотового заполнителя от обшивок по серийной технологии.

Класс B08B9/00 Способы и устройства для чистки полых изделий

способ очистки и нанесения антикоррозийного покрытия на внутреннюю поверхность дымовой трубы -  патент 2528254 (10.09.2014)
способ размыва и удаления донных отложений из стальных вертикальных резервуаров с нефтью или нефтепродуктами -  патент 2527792 (10.09.2014)
ветошь для чистки ствола огнестрельного оружия -  патент 2527577 (10.09.2014)
способ и устройство очистки внутренней поверхности емкости -  патент 2524109 (27.07.2014)
способ очистки топливных баков ракетных блоков от частиц загрязнений при подготовке их к стендовым испытаниям -  патент 2523811 (27.07.2014)
устройство для фильтрации сточных вод с системой очистки обратноосмотических мембран -  патент 2522599 (20.07.2014)
устройство для очистки наружной поверхности концевых участков труб от изоляции -  патент 2522346 (10.07.2014)
способ очистки поверхностей энерготехнологического оборудования -  патент 2520446 (27.06.2014)
cпособ контроля очистки трубопровода и устройство для его реализации -  патент 2519448 (10.06.2014)
система очистки резервуаров для хранения и транспортировки нефтепродуктов -  патент 2519375 (10.06.2014)

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)

Класс G01N23/00 Исследование или анализ материалов радиационными методами, не отнесенными к группе  21/00 или  22/00, например с помощью рентгеновского излучения, нейтронного излучения

установка для рентгеновского контроля сварных швов цилиндрических изделий -  патент 2529754 (27.09.2014)
способ определения загрязненности неметаллическими включениями стальных изделий -  патент 2526227 (20.08.2014)
устройство для осуществления контроля шероховатости поверхности -  патент 2524792 (10.08.2014)
мобильный обнаружитель опасных скрытых веществ (варианты) -  патент 2524754 (10.08.2014)
рентгеноспектральный анализ негомогенных материалов -  патент 2524559 (27.07.2014)
способ определения концентрации элемента в веществе сложного химического состава -  патент 2524454 (27.07.2014)
способ измерения поверхностной плотности преимущественно гетерогенных грунтов -  патент 2524042 (27.07.2014)
усовершенствованная система безопасности для досмотра людей -  патент 2523771 (20.07.2014)
способ изготовления эталонов для рентгенофлуоресцентного анализа состава тонких пленок малокомпонентных твердых растворов и сплавов -  патент 2523757 (20.07.2014)
установка для проверки объектов посредством электромагнитных лучей, прежде всего рентгеновских лучей -  патент 2523609 (20.07.2014)
Наверх