промежуточное рельсовое скрепление

Классы МПК:E01B9/30 с помощью пружинных стальных зажимов 
E01B9/48 с помощью пружинных стальных клемм 
E01B9/38 промежуточное крепление рельсов с использованием рельсовых подкладок или подушек; крепление рельсов к рельсовым подкладкам или подушкам 
E01B9/00 Крепление рельсов к шпалам или другим опорам
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-03-09
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для крепления рельса к шпале, и может быть использовано в качестве промежуточного рельсового скрепления железнодорожного пути. Промежуточное рельсовое скрепление содержит замоноличенные в бетон анкеры, имеющие по две направленные вниз ветви, электроизолирующие нарельсовые и амортизирующие подрельсовые прокладки. Скрепление снабжено регулирующими ширину колеи элементами, имеющими выступающие фиксирующие элементы, посредством которых они прикреплены к анкерам, и размещенными между электроизолирующими нарельсовыми прокладками и анкерами, и центрирующими элементами, размещенными на болтах между гайками и верхними ветвями клемм. Одна из поверхностей контактирования каждого из центрирующих элементов выполнена выпуклой, анкер замоноличен в бетон с выступанием его верхней части над поверхностью подрельсовой площадки. Поверхность контактирования анкера с Т-образной головкой болта выполнена вогнутой. В верхней части анкера выполнен паз для заведения Т-образной головки болта, поверхность контактирования которой с вогнутой поверхностью анкера выполнена выпуклой. На одной из ветвей анкера выполнены отверстия под фиксирующие элементы регулирующих ширину колеи элементов. Поверхность контактирования верхней ветви упругой прутковой клеммы с выпуклой поверхностью центрирующего элемента выполнена вогнутой. Технический результат заключается в расширении разновидностей использования железобетонных подрельсовых оснований, снижении материальных и трудовых затрат при текущем содержании и ремонте пути. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.

промежуточное рельсовое скрепление, патент № 2257438

промежуточное рельсовое скрепление, патент № 2257438 промежуточное рельсовое скрепление, патент № 2257438 промежуточное рельсовое скрепление, патент № 2257438 промежуточное рельсовое скрепление, патент № 2257438 промежуточное рельсовое скрепление, патент № 2257438 промежуточное рельсовое скрепление, патент № 2257438 промежуточное рельсовое скрепление, патент № 2257438 промежуточное рельсовое скрепление, патент № 2257438 промежуточное рельсовое скрепление, патент № 2257438

Формула изобретения

1. Промежуточное рельсовое скрепление, содержащее замоноличенные в бетон анкеры, имеющие по две направленные вниз ветви, упругие прутковые клеммы, имеющие верхнюю и нижнюю ветви, электроизолирующие нарельсовые и амортизирующие подрельсовые прокладки, клеммные Т-образные болты с гайками, отличающееся тем, что оно снабжено регулирующими ширину колеи элементами, имеющими выступающие фиксирующие элементы, посредством которых они прикреплены к анкерам, и размещенными между электроизолирующими нарельсовыми прокладками и анкерами, и центрирующими элементами, размещенными на болтах между гайками и верхними ветвями клемм, при этом одна из поверхностей контактирования каждого из центрирующих элементов выполнена выпуклой, анкер замоноличен в бетон с выступанием его верхней части над поверхностью подрельсовой площадки, поверхность контактирования анкера с Т-образной головкой болта выполнена вогнутой, в верхней части анкера выполнен паз для заведения Т-образной головки болта, поверхность контактирования которой с вогнутой поверхностью анкера выполнена выпуклой, на одной из ветвей анкера выполнены отверстия под фиксирующие элементы регулирующих ширину колеи элементов, поверхность контактирования верхней ветви упругой прутковой клеммы с выпуклой поверхностью центрирующего элемента выполнена вогнутой.

2. Промежуточное рельсовое скрепление по п.1, отличающееся тем, что поверхности контактирования электроизолирующих нарельсовых прокладок с прутковыми клеммами выполнены вогнутыми и соответствующими диаметру прутковой клеммы, а поверхности контактирования электроизолирующих нарельсовых прокладок с подошвой рельса выполнены соответствующими поверхностям подошвы рельса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для крепления рельса к шпале, и может быть использовано в качестве промежуточного рельсового скрепления железнодорожного пути.

Известны крепежные устройства в виде промежуточных рельсовых скреплений, при помощи которых прикрепление рельса к шпале осуществляется резьбовым соединением путем прижатия пружинной клеммой (RU 2128747 С1, E 01 B 9/38, 10.04.1999). Недостатками таких устройств являются наличие резьбовых соединений, которые при воздействии вибрационных и пульсирующих нагрузок ослабляются, процесс закрепления и раскрепления требует технологической остановки поступательного движения механизмов.

Известно также устройство для крепления рельса к шпале, состоящее из анкера, втулки, размещенной в теле шпалы, и металлической пластины, расположенной под нижней плоскостью шпалы, в которой прижатие рельса к шпале осуществляется прижимной клеммой через изолирующую шайбу с помощью анкера, фиксируемого на металлической пластине посредством выступа на нижней части aнкepa (US 4327865, Е 01 В 9/00, 1982). Недостатком такого крепления является низкая производительность процесса закрепления и раскрепления, невозможность регулирования положения рельса по высоте, невозможность создания постоянного прижимного усилия, так как в процессе работы пути под поездами соприкасающиеся детали прижимной клеммы и рельса изнашиваются.

Наиболее близким к данному изобретению является известное промежуточное рельсовое скрепление, содержащее замоноличенный в бетон анкер, имеющий две направленные вниз ветви, упругую прутковую клемму, электроизолирующую нарельсовую и амортизирующую подрельсовые прокладки и клеммный Т-образный болт с гайкой (см. В.М.Ермаков “Перспективы внедрения упругих скреплений”, Путь и путевое хозяйство, №5, 2002, с.4, рис.3). Недостатки такого крепления состоят в полном отсутствии возможности регулирования положения рельса в поперечном и горизонтальном направлении и весьма ограниченной возможности в вертикальном направлении, чем исключается возможность выправки пути в указанных направлениях за счет узла скрепления, существенно снижены сферы применения этого крепления в крутых кривых рельсового пути, на стрелочных переводах, на участках пути с объемными подрельсовыми основаниями. Кроме того, закладные седловидные шайбы в скреплении, с помощью которых удерживаются закладные болты, размещены в отверстиях, чем ослабляется поперечное сечение подрельсового основания, что в тяжелых условиях эксплуатации может привести к разрушению бетона в подрельсовом основании.

Задачей данного изобретения является расширение разновидностей использования железобетонных подрельсовых оснований и сфер их применения, снижение материальных и трудовых затрат при текущем содержании и ремонтах пути, обеспечение возможности регулирования положения рельсовой нити в поперечном горизонтальном и вертикальном направлениях.

Для этого промежуточное рельсовое скрепление, содержащее замоноличенные в бетон анкеры, имеющие по две направленные вниз ветви, упругие прутковые клеммы, имеющие верхнюю и нижнюю ветви, электроизолирующие нарельсовые и амортизирующие подрельсовые прокладки и клеммные Т-образные болты с гайкой, снабжено регулирующими ширину колеи элементами, имеющими выступающие фиксирующие элементы, посредством которых они прикреплены к анкерам, и размещенными между электроизолирующими нарельсовыми прокладками и анкерами, и центрирующими элементами, размещенными на болтах между гайками и верхними ветвями клемм, одна из поверхностей контактирования каждого из центрирующих элементов выполнена выпуклой, анкер замоноличен в бетон с выступанием его верхней части над поверхностью подрельсовой площадки, поверхность контактирования анкера с Т-образной головкой болта выполнена вогнутой, в верхней части анкера выполнен паз для заведения Т-образной головки болта, поверхность контактирования которого с вогнутой поверхностью анкера выполнена выпуклой, на одной из ветвей анкера выполнены отверстия под фиксирующие элементы регулирующих ширину колеи элементов, поверхность контактирования верхней ветви с выпуклой поверхностью центрирующего элемента выполнена вогнутой.

Кроме того, поверхности контактирования с прутковыми клеммами электроизолирующих нарельсовых прокладок выполнены вогнутыми и соответствующими диаметру прутковой клеммы, а поверхности контактирования электроизолирующих нарельсовых прокладок с подошвой рельса выполнены соответствующими поверхностям подошвы рельса.

На фиг.1 представлено промежуточное рельсовое крепление (фрагмент) в номинальном (проектном) положении деталей узла скрепления; на фиг.2 - то же при регулировании ширины колеи рельсовой нити; на фиг.3 - то же при использовании дополнительной подкладки при регулировании по вертикали и горизонтали; на фиг.4 - то же при регулировании по вертикали; на фиг.5 - конструкция анкера; на фиг.6 - регулирующий ширину колеи элемент; на фиг.7 - упругая прутковая клемма; на фиг.8 - центрирующий элемент; на фиг.9 - электроизолирующая нарельсовая прокладка.

Промежуточное рельсовое скрепление является составной частью верхнего строения железнодорожного пути и предназначено для прикрепления рельса к железобетонному подрельсовому основанию. Узел скрепления содержит металлические анкеры 1, выступающие с обеих сторон подошвы рельса 3 из бетона подрельсового основания 2 в зоне подрельсовой площадки, подрельсовую электроизолирующую амортизирующую прокладку 4, электроизолирующие нарельсовые прокладки 5, на которые опираются упругие прутковые клеммы 6, регулирующие ширину колеи элементы 7, центрирующие элементы 8, болты 9 с гайками 10.

На фиг.1 представлен фрагмент анкерного промежуточного рельсового скрепления без использования дополнительной подкладки. Металлический пластинчатый анкер 1 состоит из двух ветвей и своей верхней частью выступает над поверхностью подрельсовой площадки. Общий вид выступающей из бетона части анкера приведен на фиг.5. В анкере 1 предусмотрена вертикальная прорезь 14 для размещения клеммного болта 9 с Т-образной головкой. В верхней части ветви анкера 1 выполнен паз 15 для заведения головки Т-образного болта 9. На вертикальной ветви анкера (со стороны рельса) выполнены два отверстия 16, в которые заводят выступающие фиксирующие элементы 17 - “шпонки” регулирующего ширину колеи элемента 7 (фиг.6). Упругая прутковая клемма 6 (фиг.7) состоит из верхней вогнутой ветви 18, через которую передается нагрузка на нижнюю ветвь 19 при затяжке гайки 10 клеммного Т-образного болта 9. Между гайкой 10 и верхней ветвью 18 клеммы 6 размещен центрирующий элемент 8, выпуклая нижняя часть 20 которого (фиг.8) контактирует с вогнутой частью верхней ветви 18 прутковой клеммы 6.

Контакт упругой прутковой клеммы 6 (см. фиг.7) с подошвой рельса осуществляется через нарельсовую электроизолирующую прокладку 5, которая в верхней части (фиг.9) имеет вогнутую, соответствующую диаметру прутка клеммы поверхность 21, а в нижней - поверхность 22, соответствующую очертанию наклонной и вертикальной поверхностей подошвы рельса. Подрельсовя прокладка 3 в зоне вертикальных стенок подошвы рельса имеет утоненную по сечению поверхность, входящую в контакт с анкерами. При необходимости поднять рельсовую нить на требуемую высоту под подошву рельса устанавливают дополнительные регулировочные прокладки 13 (фиг.3).

По сравнению с положением, приведенным на фиг.1, все съемные элементы меняют свое положение (см. фиг.3). Так, клеммный Т-образный болт 9 поворачивается в наружную от подошвы рельса 3 сторону, клемма 6 смещается влево, вместе с подошвой рельса 3 поднимается вверх нарельсовая прокладка 5 совместно с контактирующей с ней частью клеммы 6, осуществляя перемещение относительно центра поворота хвостовой ее части. При необходимости увеличения ширины колеи рельсовую нить смещают в сторону металлического анкера за счет ступенчатого уменьшения толщины регулирующего элемента 7 вплоть до полного его удаления, как показано на фиг.2 и 4.

Монтаж узла скрепления при сборке осуществляют с выполнением работ в следующей последовательности. На подрельсовое основание 2 раскладывают подрельсовые амортизирующие прокладки 4 и устанавливают рельс 3. Затем прикрепляют к анкерам 1 регулирующие ширину колеи элементы 7 путем заведения “шпонок” в боковые отверстия 16 в анкерах 1, устанавливают последовательно нарельсовые прокладки 5, упругие прутковые клеммы 6, а также заводят клеммные Т-образные болты 9 через устроенные в бетонном основании приямки 11, надевают на болты 9 центрирующие элементы 8 и наживляют гайки 10. Завершающей операцией является затяжка гаек 10 до нормируемой величины.

Демонтаж узла скрепления осуществляют с выполнением указанных выше работ в обратной последовательности.

Таким образом, предлагаемое промежуточное рельсовое крепление позволяет при необходимости регулировать ширину и высоту рельсовой нити. При этом, как показано на фиг.1-4, во всех положениях рельсовой нити как в вертикальном, так и в поперечном горизонтальном направлениях отсутствует эксцентриситет передачи нагрузки на клеммный болт при затяжке гайки. Такое положение достигается за счет контакта по круговым поверхностям взаимодействующих элементов системы “клеммный болт 9 - металлический анкер 1 - верхняя ветвь 15 клеммы 6 - центрирующий элемент 8”.

Класс E01B9/30 с помощью пружинных стальных зажимов 

изолятор железнодорожной клеммы с двумя устойчивыми положениями для положения готовности, исходного или предварительно нагруженного положения и установленного, нагруженного или конечного положения -  патент 2527629 (10.09.2014)
нарельсовая изолирующая прокладка анкерного рельсового скрепления -  патент 2514543 (27.04.2014)
изолирующий упор рельсового скрепления -  патент 2505637 (27.01.2014)
система крепления рельса к основанию -  патент 2491382 (27.08.2013)
анкер рельсового скрепления -  патент 2484194 (10.06.2013)
упругая клемма -  патент 2463403 (10.10.2012)
упругая клемма -  патент 2454497 (27.06.2012)
способ формовки электрического изолятора пружинной клеммы рельсовых скреплений -  патент 2452807 (10.06.2012)
рельсовое скрепление -  патент 2452806 (10.06.2012)
упругая клемма -  патент 2441959 (10.02.2012)

Класс E01B9/48 с помощью пружинных стальных клемм 

Класс E01B9/38 промежуточное крепление рельсов с использованием рельсовых подкладок или подушек; крепление рельсов к рельсовым подкладкам или подушкам 

безрезьбовое рельсовое скрепление пути с железобетонными подрельсовыми основаниями -  патент 2509185 (10.03.2014)
безболтовое рельсовое скрепление и подрельсовая подкладка безболтового рельсового скрепления -  патент 2493311 (20.09.2013)
промежуточное раздельное крепление рельсов -  патент 2486306 (27.06.2013)
точка опоры рельса и рельсовое скрепление на деревянной шпале -  патент 2468134 (27.11.2012)
анкерное клеммно-болтовое рельсовое скрепление (варианты) -  патент 2468133 (27.11.2012)
система крепления рельсов к жесткому основанию с помощью упругого элемента, изготовленного из стальной пластины или полосового материала -  патент 2383679 (10.03.2010)
рельсовое скрепление (варианты), устройство для закрепления рельса на основании (варианты) и верхнее строение железнодорожного пути (варианты) -  патент 2318944 (10.03.2008)
устройство для крепления рельса к шпале -  патент 2307884 (10.10.2007)
система крепления бучко, кацберг рельса к шпале -  патент 2306377 (20.09.2007)
безрезьбовое рельсовое скрепление и его элементы -  патент 2303094 (20.07.2007)

Класс E01B9/00 Крепление рельсов к шпалам или другим опорам

пустотообразующий элемент закладного узла железобетонных шпал и брусьев -  патент 2527874 (10.09.2014)
изолятор железнодорожной клеммы с двумя устойчивыми положениями для положения готовности, исходного или предварительно нагруженного положения и установленного, нагруженного или конечного положения -  патент 2527629 (10.09.2014)
рельсовое скрепление (варианты) -  патент 2520179 (20.06.2014)
нарельсовая изолирующая прокладка анкерного рельсового скрепления -  патент 2514543 (27.04.2014)
способ изготовления упругой клеммы для рельсового скрепления и упругая клемма -  патент 2512695 (10.04.2014)
безрезьбовое рельсовое скрепление пути с железобетонными подрельсовыми основаниями -  патент 2509185 (10.03.2014)
твердое железнодорожное полотно с непрерывным основанием -  патент 2506365 (10.02.2014)
изолирующий упор рельсового скрепления -  патент 2505637 (27.01.2014)
верхнее строение железнодорожного пути и автодороги -  патент 2495974 (20.10.2013)
безболтовое рельсовое скрепление и подрельсовая подкладка безболтового рельсового скрепления -  патент 2493311 (20.09.2013)
Наверх