устройство для разрушения затора

Классы МПК:E02B15/02 очистка от льда
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-11-06
публикация патента:

Изобретение относится к ледоразрушающей технике, а именно к устройствам для ликвидации заторов, и предназначено для предотвращения наводнений, возникающих при заторообразованиях на реках. Устройство для разрушения затора содержит якорь-пробойник, катушку с тросом, конец которого закреплен на якоре-пробойнике, тягач, на котором установлены катушка с тросом и метательная установка, заряженная якорем-пробойником, имеющим положительную плавучесть. Конец троса закреплен на якоре-пробойнике через предохранительное звено. Лапы якоря-пробойника выполнены складывающимися. Нижние концы лап прикреплены шарнирно к носовой части якоря-пробойника, а верхние концы лап подпружинены и снабжены гибкими растяжками для обеспечения жесткости якоря-пробойника при отжиме верхних концов лап от якоря-пробойника и натяжении троса. Лапы зафиксированы в прижатом к якорю-пробойнику положении съемной шайбой, имеющей внешний диаметр, больший диаметра якоря-пробойника, опирающейся на кронштейны и крепящейся на якоре-пробойнике за счет отжимающих усилий пружин. Изобретение обеспечивает повышение эффективности разрушения затора на участке реки за счет буксировки вниз по течению реки отдельных участков затора тягачом после выстреливания, последующего закрепления во льду якоря - пробойника и соответствующего движения тягача. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

устройство для разрушения затора, патент № 2256744

устройство для разрушения затора, патент № 2256744 устройство для разрушения затора, патент № 2256744 устройство для разрушения затора, патент № 2256744 устройство для разрушения затора, патент № 2256744 устройство для разрушения затора, патент № 2256744 устройство для разрушения затора, патент № 2256744

Формула изобретения

1. Устройство для разрушения затора, содержащее якорь-пробойник и катушку с тросом, конец которого закреплен на якоре-пробойнике, отличающееся тем, что оно содержит тягач, на котором установлены катушка с тросом и метательная установка, заряженная якорем-пробойником, имеющим положительную плавучесть, при этом конец троса закреплен на якоре-пробойнике через предохранительное звено.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что лапы якоря-пробойника выполнены складывающимися, при этом нижние концы лап якоря-пробойника прикреплены шарнирно к носовой части якоря-пробойника, а верхние концы лап подпружинены и снабжены гибкими растяжками для обеспечения жесткости якоря-пробойника при отжиме верхних концов лап от якоря-пробойника и натяжении троса, кроме того лапы зафиксированы в прижатом к якорю-пробойнику положении съемной шайбой, имеющей внешний диаметр, больший диаметра якоря-пробойника, опирающейся на кронштейны и крепящейся на якоре-пробойнике за счет отжимающих усилий пружин.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к проведению работ по разрушению ледяных заторов на участках рек.

Уровень техники известен из устройства для разрушения затора, содержащего якорь-пробойник и катушку с тросом, конец которого закреплен на якоре-пробойнике (Авторское свидетельство СССР №969816, МПК Е 02 В 15/02, опубл. 30.10.1982).

Недостатком устройства является его низкая эффективность.

Сущность изобретения состоит в предотвращении разрушительных наводнений в районах затора.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения затора на данном участке реки за счет буксировки тягочом вниз по течению реки его отдельных участков.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: устройство для разрушения затора, содержащее якорь-пробойник и катушку с тросом, конец которого закреплен на якоре-пробойнике.

Отличительные: устройство содержит тягач, на котором установлены катушка с тросом и метательная установка, заряженная якорем-пробойником, имеющим положительную плавучесть, при этом конец троса закреплен на якоре-пробойнике через предохранительное звено, лапы якоря-пробойника выполнены складывающимися, при этом нижние концы лап якоря-пробойника прикреплены шарнирно к носовой части якоря-пробойника, а верхние концы лап подпружинены и снабжены гибкими растяжками для обеспечения жесткости якоря-пробойника при отжиме верхних концов лап от якоря-пробойника и натяжении троса, кроме того, лапы зафиксированы в прижатом к якорю-пробойнику положении съемной шайбой, имеющей внешний диаметр, больше диаметра якоря-пробойника, опирающейся на кронштейны и крепящейся на якоре-пробойнике за счет отжимающих усилий пружин.

Общеизвестно, что при весеннем ледоходе в узкостях, на крутых поворотах руслов рек и перед гидротехническими сооружениями вероятность заторообразований довольно высока, при этом за нижней по течению реки кромкой затора, как правило, образуются чистые ото льда участки воды. Последнее обстоятельство и позволяет эффективно использовать предлагаемое устройство.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан вид сверху на затор и устройство до установки якоря-пробойника на затор; на фиг.2 показано поперечное сечение затора и вид на устройство сбоку; на фиг.3 - вид сверху на затор и устройство после установки якоря-пробойника на лед; на фиг.4 показан вид на якорь-пробойник с прижатыми, зафиксированными съемной шайбой лапами; на фиг.5 показан вид на якорь-пробойник в толще затора с обжатыми лапами; на фиг 6 показано поперечное сечение якоря-пробойника.

Изобретение осуществляется следующим образом.

В район возникшего затора 1 на реке 2 ближе к его нижней по течению реки кромке со скоростью U кромке 3 доставляют устройство для разрушения затора (см. фиг.1). Устройство при этом состоит из тягача 4, на котором предварительно устанавливают катушку с тросом 5 и метательную установку, например, в виде катапульты 6, заряженную якорем-пробойником 7, при этом конец троса 8 крепят к якорю-пробойнику 7 через предохранительное звено 9 (см. фиг.2, 3). Якорь-пробойник 7 выполняют в виде снаряда (см. фиг.4, 5) с утяжеленной нижней частью 10 и облегченной верхней частью 11, обеспечивающими якорю-пробойнику положительную плавучесть и вертикальное положение в момент пробивания льда. Лапы якоря-пробойника 12 (см. фиг.4) выполняют складывающимися. При этом нижние концы лап крепят к носовой части якоря-пробойника при помощи шарниров 13, а верхние подпружинивают пружинами 14 (см. фиг.5). Для обеспечения жесткости якоря-пробойника при отжиме верхних концов лап и натяжении троса 8 их снабжают гибкими растяжками 15, а в прижатом к якорю-пробойнику положении - фиксируют съемной шайбой 16 (см. фиг.4), опирающейся на кронштейны 17 и крепящейся на якоре-пробойнике за счет отжимающих усилий пружин 14 (см. фиг.4, 5).

После доставки вышеописанного устройства в район возникшего и подлежащего разрушению затора 1 в зависимости от массогабаритных параметров и мощности тягача приближенно определяются (с помощью предварительных расчетов) размеры заторошенного участка льда, который способен оторвать от основного массива тороса тягач с заданными характеристиками. Определив геометрический центр этой площади 10, производят наводку метательной установки на этот центр и совершают выстрел. Якорь-пробойник 7, получив достаточную кинетическую энергию за счет мощности выстрела, угла устройство для разрушения затора, патент № 2256744 и своей массы, пробьет лед затора в центре площади 10. Шайба 16, имеющая внешний диаметр больше диаметра пробойника, соскользнет с последнего от контакта со льдом и останется на льду в положении 18, освободив тем самым верхние концы лап якоря-пробойника. Под действием пружин 14 лапы отожмутся от якоря-пробойника на угол устройство для разрушения затора, патент № 2256744, величина которого определится длиной растяжек 15 (см. фиг.5, 6). Благодаря положительной плавучести якорь-пробойник всплывет и закрепится подо льдом (см. фиг.5).

После этого при помощи катушки 5 натягивают трос 8, что вызовет внедрение лап 12 в нижнюю часть поверхности льда 19 и повысит надежность закрепления якоря. Затем катушку 5 стопорят и начинают перемещать тягач 4 вдоль береговой кромки 20 вниз по течению (см. фиг.3). Это вызовет отрыв части затора 21 от его основного массива. Буксировку части затора 21 продолжают до тех пор, пока под действием течения реки он не начинает перемещаться самостоятельно, после этого тягач 4 начинают перемещать перпендикулярно кромке 20 и извлекают якорь-пробойник. Если прочность закрепления якоря окажется больше прочности троса или усилия, которое сможет развить тягач, то предохранительное звено 9 разорвется и якорь-пробойник теряют, сохраняя при этом трос и устройства тягача. При отсутствии после этого разрушения основного массива затора устройство оснащают новым якорем-пробойником, перемещают его к этому массиву и повторяют затороразрушающие работы по вышеописанной схеме.

Класс E02B15/02 очистка от льда

устройство противоледовой защиты для гидротехнического сооружения, расположенного на мелководном континентальном шельфе -  патент 2521674 (10.07.2014)
устройство для предотвращения образования льда на водной поверхности -  патент 2520339 (20.06.2014)
способ разрушения речного ледяного покрова и устройство для его реализации -  патент 2519072 (10.06.2014)
способ аэрации водоемов -  патент 2515681 (20.05.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2507104 (20.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
способ образования майны в зимний период -  патент 2493321 (20.09.2013)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2493044 (20.09.2013)
Наверх