прицепная жатка

Классы МПК:A01D34/03 навешиваемые на транспортное средство, например на трактор, или передвигаемые с помощью живой тяги или какого-либо транспортного средства
A01D34/07 с ножами, расположенными сзади
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-технологический институт механизации и электрификации сельского хозяйства" (ВНИПТИМЭСХ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-11-03
публикация патента:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для скашивания зерновых культур и укладки срезанных стеблей в валок на поле. Жатка содержит ходовую часть и платформу с рабочими органами. Ходовая часть включает поперечную балку с колесами и подвижную и неподвижную сницы. Платформа навешана на поперечной балке. Подвижная и неподвижные сницы шарнирно соединены между собой и связаны между телескопическим звеном с возможностью фиксации ползуном. Для сокращения затрат труда на перевод жатки из рабочего положения в транспортное, колесо жатки и поворотная транспортная ось шарнирно смонтированы на поперечной балке. 1 з.п. ф-лы, 13 ил.

прицепная жатка, патент № 2255456

прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456 прицепная жатка, патент № 2255456

Формула изобретения

1. Прицепная жатка, содержащая ходовую часть в виде подвижной сницы, поперечной балки с неподвижной сницей, первого колеса и второго колеса с поворотной транспортной осью, и платформу с рабочими органами, соединенную с поперечной балкой с возможностью фиксации в транспортном и рабочем положениях, продольный и поперечный валы привода рабочих органов платформы, связанные между собой и смонтированные соответственно на снице и поперечной балке, отличающаяся тем, что первое колесо и поворотная транспортная ось шарнирно смонтированы на поперечной балке, подвижная сница шарнирно соединена с неподвижной сницей поперечной балки с возможностью поворота относительно поперечной балки в горизонтальной плоскости и фиксации в транспортном и рабочем положениях, причем поворотная транспортная ось и поперечная балка дополнительно связаны между собой гидроцилиндром, а подвижная и неподвижная сницы - телескопическим звеном.

2. Прицепная жатка по п.1, отличающаяся тем, что связь продольного и поперечного валов привода рабочих органов платформы выполнена в виде шкивов, закрепленных на обоих валах, и обводных роликов, установленных на подвижной вертикальной оси неподвижной сницы и сопряженных с бесконечным элементом, соединяющим шкивы на указанных валах, причем продольный вал смонтирован на продольной снице.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к прицепным жаткам, используемым преимущественно для скашивания зерновых культур и укладки срезанных стеблей в волок на поле.

Известна прицепная жатка /1/, содержащая ходовую часть в виде подвижной сницы, поперечной балки с неподвижной сницей, колес, транспортной оси для транспортного положения одного из колес, и платформу с рабочими органами, соединенную с поперечной балкой с возможностью фиксации в транспортном и рабочем положениях, продольный и поперечный валы привода рабочих органов платформы, связанные между собой и смонтированные на сницах и поперечной балке.

Недостатками жатки являются неудобства работы механизатора и продолжительное время перевода жатки из рабочего положения в транспортное и наоборот за счет необходимости выхода механизатора из кабины трактора для перестановки транспортной оси, колес, разъединения и соединения подвижной и неподвижной сниц, продольного вала привода рабочих органов платформы.

Известна прицепная жатка /2/, принятая за прототип. Жатка содержит ходовую часть в виде подвижной сницы, поперечной балки с неподвижной сницей, первого колеса и второго колеса с поворотной транспортной осью, и платформу с рабочими органами, соединенную с поперечной балкой с возможностью фиксации в транспортном и рабочем положениях, продольный и поперечный валы привода рабочих органов платформы, связанные между собой и смонтированные соответственно на сницах и поперечной балке.

Недостатки жатки аналогичны выше описанным. Использование поворотной транспортной оси незначительно сокращает время перевода жатки из рабочего положения в транспортное и наоборот.

Целью изобретения является улучшение условий труда механизатора, сокращение затрат труда и времени на перевод жатки из рабочего положения в транспортное и обратно за счет возможности управления перемещением поворотной транспортной оси второго колеса и исключения разъединения-соединения подвижной и неподвижной сниц и продольного вала привода рабочих органов платформы.

Для устранения указанных недостатков в предложенной жатке первое колесо и поворотная транспортная ось шарнирно смонтированы на поперечной балке, подвижная сница шарнирно соединена с неподвижной сницей поперечной балки с возможностью поворота относительно поперечной балки в горизонтальной плоскости и фиксации в транспортном и рабочем положениях, причем поворотная транспортная ось и поперечная балка дополнительно связаны между собой гидроцилиндром, а неподвижная и подвижная сницы - телескопическим звеном; связь продольного и поперечного валов привода рабочих органов платформы выполнена в виде шкивов, закрепленных на обоих валах, и обводных роликов, установленных на подвижной вертикальной оси неподвижной сницы и сопряженных с бесконечным элементом, соединяющим шкивы на указанных валах, причем продольный вал смонтирован на подвижной снице.

Сочетание шарнирного крепления первого колеса и поворотной транспортной оси со вторым колесом на поперечной балке, подвижной и неподвижной сниц, а также нового исполнения связи между продольным и поперечным валами привода рабочих органов платформы, монтаж продольного вала на подвижной снице и дополнительная связь поперечной балки с поворотной транспортной осью через гидроцилиндр, подвижной и неподвижной сниц - через телескопическое звено обеспечивают выполнение операций по переводу жатки из рабочего положения в транспортное и обратно с меньшими затратами труда и времени.

На фиг.1 изображен общий вид жатки в рабочем положении, вид сверху;

на фиг.2 - то же, в транспортном положении;

на фиг.3 изображен вид А фиг.1;

на фиг.4 изображен вид В фиг.3;

на фиг.5 изображен вид Б фиг.2;

на фиг.6 изображена в аксонометрии поперечная балка с первым колесом, вид спереди;

на фиг.7 изображено телескопическое звено с фиксатором;

на фиг.8 изображена схема перевода жатки из рабочего положения в транспортное при перемещении поворотной транспортной оси второго колеса;

на фиг.9 - то же, с перемещением первого колеса и подвижной сницы;

на фиг.10-13 показан опытный образец жатки в транспортном (вид сзади и спереди), рабочем (вид спереди) положениях и в работе (вид сзади).

Жатка содержит ходовую часть (фиг.1, 2, 5) в виде поперечной балки 1 с неподвижной 2 и подвижной 3 сницами. На балке 1 навешена платформа 4 с рабочими органами. Платформа 4 соединена с балкой 1 с возможностью фиксации в транспортном и рабочем положениях. С помощью шарнира 5 (фиг.6) на балке 1 смонтировано первое колесо 6 с фиксатором в виде штыря 7 с пружиной 8, рукоятки 9 и упора 10. В рабочем положении колеса 6 штырь 7 входит в отверстие 11. На балке 1 шарнирно закреплена поворотная транспортная ось 12 (фиг.1-2, 5) с вторым колесом 13, связанные гидроцилиндром 14. На балке 1 смонтирован поперечный вал 15 привода рабочих органов платформы 4 со шкивом 16. Неподвижная 2 и подвижная 3 сницы соединены шарниром 17 (фиг.3) с возможностью поворота последней относительно балки 1 в горизонтальной плоскости. На подвижной снице 3 смонтирован продольный вал 18 привода рабочих органов платформы 4 со шкивом 19. На снице 2 шарнирно установлен кривошип 20 с осями 21 и обводными роликами 22. Шкивы 16 и 19 соединены бесконечным элементом 23, сопряженным с роликами 22. Поворот кривошипа 20 с роликами 22 для натяжения бесконечного элемента 23 осуществляется с помощью винта 24 (фиг.4). Сницы 2 и 3 дополнительно связаны между собой телескопическим звеном 25 с фиксатором (фиг.7). Последний состоит из двух отверстий 26 в подвижном звене 25, направляющей 27, ползуна 28 с штифтом 29, рычага 30, кронштейна 31, пружины 32 и гибкого троса 33, протянутого в кабину трактора.

Жатка работает следующем образом.

В рабочем положении жатки (фиг.1) колеса 6 и 13 с осью 12 зафиксированы относительно балки 1 штырем 7 (фиг.6) и гидроцилиндром 14 (шток втянут), звено 25 сниц 2 и 3 сложено и зафиксировано ползуном 28 (фиг.7). Жатка опирается на почву колесами 6 и 13, а сницей 3 на трактор. Вал 18 соединен с валом отбора мощности трактора. При включении вала отбора мощности трактора крутящий момент от него передается через вал 18 со шкивом 19, бесконечный элемент 23, шкив 16 и вал 15 к рабочим органам платформы 4. При движении по полю в рабочем положении платформы 4 осуществляют срез и укладку хлебной массы на стерню в валок.

Для перевода жатки в транспортное положение платформу переводят в крайнее верхнее положение и гидроцилиндром 14 ось 12 с колесом 13 переводят в транспортное положение (фиг.8). Платформу 4 опускают до контакта с осью 12. Расфиксируют колесо 6 (фиг.6) выведением рукоятки 9 из зацепа с упором 10 и звено 25, потянув за трос 33 из кабины трактора. Затем движением трактора вперед и круто налево поворачивают сницу 3 (фиг.9) до момента, когда ползун 28 (фиг.7) зафиксируется в следующем отверстии 26.

Далее осуществляют транспортирование жатки (фиг.2, 9). Перевод жатки в рабочее положение осуществляют в обратной последовательности.

Применение предложенного технического решения обеспечит существенное снижение затрат времени и труда на перевод жатки из рабочего положения в транспортное и наоборот.

Предлагаемое техническое решение не оказывает отрицательного влияния на окружающую среду.

Предлагаемое техническое решение реализовано в разработанном опытном образце прицепной жатки на базе валковой жатки ЖВН-6Б, агрегатируемой с трактором МТЗ-80 (фиг.10-13). Работоспособность жатки подтверждена в производственных условиях на скашивание зерновых культур в валки.

Источники информации

1. Жатка ЖВС-6. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - Бердянск, 1981. С.8-9, 26, 29-30.

2. A1 1428254 SU A 01 D 34/00. Жатка/Кудинов Ф.Ф. и др. (Головное специализированное конструкторское бюро по жаткам) - №4172258; заявл. 31.12.86//Изобретения, 1988. - №37.

Класс A01D34/03 навешиваемые на транспортное средство, например на трактор, или передвигаемые с помощью живой тяги или какого-либо транспортного средства

навеска жатки -  патент 2498552 (20.11.2013)
сельскохозяйственный виндроуэр (варианты) и жатка для уборки зерновых -  патент 2480979 (10.05.2013)
сельскохозяйственная машина -  патент 2395191 (27.07.2010)
сельскохозяйственная машина для скашивания стеблей растений -  патент 2388210 (10.05.2010)
сегментно-пальцевая косилка -  патент 2366149 (10.09.2009)
сельскохозяйственная косилка с несущим транспортным средством и несколькими рабочими узлами -  патент 2305397 (10.09.2007)
прицепная жатка -  патент 2258349 (20.08.2005)
жатка валковая прицепная -  патент 2245610 (10.02.2005)
валковая жатка -  патент 2242858 (27.12.2004)
жатка навесная фронтальная -  патент 2208927 (27.07.2003)

Класс A01D34/07 с ножами, расположенными сзади

Наверх