способ регулирования турбонаддува двс

Классы МПК:F02B37/18 путем перепуска отработанных газов
F02B37/02 каналы для газов между выпускными устройствами двигателя и приводом нагнетателя, например резервуары 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Камский государственный политехнический институт (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-11-28
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить эффективность регулирования турбонаддува. В способе регулирования турбонаддува ДВС путем перепуска на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении вращения колеса. При этом перепускаемая часть выпускных газов через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного направляющего аппарата турбины, поступает в безлопаточный направляющий аппарат и оттуда на рабочее колесо турбины в обратном направлении вращения колеса. 1 ил.

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

Формула изобретения

Способ регулирования турбонаддува ДВС путем перепуска, в котором на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении вращения колеса, отличающийся тем, что перепускаемая часть выпускных газов через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного направляющего аппарата турбины, поступает в безлопаточный направляющий аппарат и оттуда на рабочее колесо турбины в обратном направлении вращения колеса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания.

Известен способ регулирования турбонаддува ДВС для уменьшения давления наддува путем перепуска выпускных газов, в котором на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении его вращения, а перепускаемая часть выпускных газов через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного аппарата турбины, поступает в выпускной трубопровод, расположенный за рабочим колесом турбины [1].

Известный способ имеет недостатки. Основная часть выпускных газов, поступающих через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины, используется для создания мощности турбины NТ, которая равна [2]

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

где LТ - работа турбины;

GГ - расход выпускных газов через турбину.

Так как рабочее колесо турбины и колесо компрессора находятся на одном валу, то мощность компрессора NK равна мощности турбины Nт (без учета к.п.д. турбокомпрессора) [2]

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

при этом

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

где LК - работа компрессора;

GВ - расход воздуха через компрессор.

Во время перепуска расход выпускных газов через турбину GГ равен (без учета расхода топлива из-за сравнительно малого значения)

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

где способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026 - перепускаемая мимо турбины часть выпускных газов.

Из (1-4) видно, что

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

Анализ уравнения (5) показывает, что чем больше перепускается выпускной газ мимо турбины, тем больше совершается работа турбины LТ по сравнению с работой компрессора LК . Увеличение работы турбины LТ приводит к повышению давления выпускных газов перед турбиной PТ согласно уравнению [3]

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

где кГ - показатель адиабаты для выпускных газов;

RГ - газовая постоянная для выпускных газов;

ТТ - температура выпускных газов перед турбиной;

рО - давление выпускных газов за турбиной.

Чрезмерно повышаясь во время перепуска, давление выпускных газов перед турбиной рТ становится выше давления наддува рК, что приводит к увеличению отрицательной работы насосных ходов и, соответственно, к ухудшению эффективных показателей двигателя внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение эффективности способа регулирования турбонаддува ДВС.

Способ регулирования турбонаддува ДВС путем перепуска, в котором на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении его вращения, а перепускаемая часть выпускных газов - через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного направляющего аппарата турбины, согласно изобретению поступает в безлопаточный направляющий аппарат и оттуда на рабочее колесо турбины в обратном направлении вращения колеса.

На чертеже представлена схема способа регулирования турбонаддува ДВС.

Схема содержит безлопаточный направляющий аппарат 1, рабочее колесо 2, перепускной клапан 3, расположенный в выпускном трубопроводе 4 до безлопаточного направляющего аппарата 1.

Способ регулирования турбонаддува ДВС работает следующим образом. На режиме работы ДВС с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат 1 на рабочее колесо 2 в направлении его вращения со скоростью с1, тангенсиальная составляющая которой равна способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026 . А перепускаемая часть выпускных газов поступает через открытый перепускной клапан 3 в безлопаточный направляющий аппарат 1, оттуда на рабочее колесо 2 в обратном направлении его вращения со скоростью способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026 , тангенсиальная составляющая которой равна способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026 . Поступившие на рабочее колесо 2 в обратном направлении его вращения выпускные газы приводят к уменьшению работы турбины на окружности колеса LТ согласно уравнению [2]

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

где u1 - окружная скорость рабочего колеса на входе выпускных газов;

u2 - окружная скорость рабочего колеса на выходе выпускных газов. Так как перепуск выпускных газов мимо турбины отсутствует, то расход выпускных газов через турбину GГ равен расходу воздуха через компрессор GB (без учета расхода топлива)

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

Из (1-3) и (8) видно, при уменьшении работы турбины L Т уменьшается работа компрессора LК, которая равна [3]

способ регулирования турбонаддува двс, патент № 2253026

где к - показатель адиабаты для воздуха;

R - газовая постоянная для воздуха;

ТО - температура воздуха перед компрессором;

рО - давление воздуха перед компрессором.

Из (9) видно, что при уменьшении работы компрессора LК уменьшается давление наддува рК. При этом давление наддува рК будет выше, чем давление выпускных газов перед турбиной рТ, так как температура на входе в компрессор ТО меньше, чем температура выпускных газов перед турбиной ТТ. Поэтому совершается положительная работа насосных ходов и, соответственно, улучшаются эффективные показатели ДВС.

Источники информации

1. Моргулис Ю.Б. Системы регулирования давления наддува тракторных и комбайновых двигателей. - ЦНИИТЭИ, сер. "Тракторы и двигатели", 1982, вып.3.

2. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. Теория, конструкция и расчет: Учебник для втузов. - 3-е изд., перераб. и доп./ В.И.Локай, М.К.Максутова, В.А.Стрункин. - М.: Машиностроение, 1979. - 447 с., ил.

3. Турбомашины и МГД-генераторы газотурбинных и комбинированных установок: Учеб. пособие для студентов втузов, обучающихся по специальности "Турбиностроение" / В.С.Бекнев, В.Е.Михальцев, А.Б.Шабаров, Р.А.Янсон. - М.: Машиностроение, - 392 с., ил.

Класс F02B37/18 путем перепуска отработанных газов

способ эксплуатации компонентов для обработки отработавших газов, а также устройство для обработки отработавших газов -  патент 2498093 (10.11.2013)
способ торможения двигателем -  патент 2488010 (20.07.2013)
система турбонаддува двигателя внутреннего сгорания -  патент 2472950 (20.01.2013)
способ торможения двигателем -  патент 2472022 (10.01.2013)
турбокомпрессор, работающий на отработавших газах, для двигателя внутреннего сгорания -  патент 2450127 (10.05.2012)
турбокомпаундный двигательный агрегат, способ возврата тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания такого агрегата, а также транспортное средство, оборудованное таким агрегатом -  патент 2444641 (10.03.2012)
силовая установка танка -  патент 2185520 (20.07.2002)
устройство для перепуска отработавших газов в двухтопливном двигателе внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом -  патент 2168643 (10.06.2001)
устройство для байпасного регулирования турбины и рециркуляции отработавших газов в дизеле с турбонаддувом -  патент 2159340 (20.11.2000)
способ подачи воздуха в цилиндры дизеля -  патент 2113605 (20.06.1998)

Класс F02B37/02 каналы для газов между выпускными устройствами двигателя и приводом нагнетателя, например резервуары 

Наверх