способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата с терминальным управлением

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-11-03
публикация патента:

Способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата с терминальным управлением для повышения эффективности в эксплуатации заключается в том, что выполняют задание маршрута в направлении, обратном движению ЛА от точки прицеливания к точке начала маршрута. 2 ил.

способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата   с терминальным управлением, патент № 2251664

способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата   с терминальным управлением, патент № 2251664 способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата   с терминальным управлением, патент № 2251664

Формула изобретения

Способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата (ЛА) с терминальным управлением, включающий построение терминальной географической системы координат (ТГСК) в точке прицеливания, формирование последовательности узловых точек маршрута (ТМ) с помещением последней узловой ТМ в ТП, расчет широт и долгот узловых ТМ и азимута вектора скорости в начале маршрута, отличающийся тем, что выполняют задание маршрута в направлении обратном движению ЛА от точки прицеливания к точке начала маршрута, задают расположение узловых ТМ с помощью двух шаблонов Ш1 и Ш2, изображающих след одной из стандартных попадающих траекторий, приводящих ЛА в ТП, совмещают точку 0 Ш1 с началом ТГСК и придают Ш1 необходимую ориентацию, переносят на плоскость ТГСК контур дуги Ш1, выполняют при необходимости наложение Ш2 на ТГСК в зеркальном положении относительно Ш1 с касанием Ш1 и Ш2 в одноименной произвольной точке, “прокатывают” Ш2 по дуге Ш1 с визуальной оценкой получения необходимого положения точки касания (ТК), переносят на плоскость ТГСК контур дуги Ш2 и помечают ТК как узловую ТМ, повторяют при необходимости две последние операции, меняя Ш2 на Ш1 и обратно до тех пор, пока маршрут движения ЛА не будет построен полностью, в узловых ТМ замерами определяют требуемые углы между направлениями векторов скорости и звеньями маршрута.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к наведению летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано для решения задач выбора маршрутов движения беспилотных планирующих летательных аппаратов (БПЛА) или пилотируемых ЛА, совершающих полет в автоматическом режиме со скоростями, для которых числа Маха не превышают 8...10 единиц.

Известен способ задания типового маршрута БПЛА [1], управляемого по методу требуемых ускорений с построением терминальной географической системы координат (ТГСК) в точке прицеливания. Маршрут задается последовательно проходимым рядом узловых точек маршрута (ТМ), определяемых своими широтами и долготами, а также высотами над уровнем моря. В узловых ТМ задается требуемая ориентация вектора скорости. Перечисленные величины составляют параметры маршрута.

Рассматриваемые типовые маршруты содержат участок захода в район точки прицеливания (ТП) (с близким к горизонтальному движением) и участок пикирования в заданную ТП.

Недостаток известного способа заключается в том, что параметры маршрута задаются неформализованным образом только исходя из требуемого вертикального и горизонтального профиля траектории без строгого учета динамических свойств ЛА и скорости расходования запаса полной механической энергии, которым располагает ЛА в начальной точке маршрута. В результате маршрут зачастую оказывается нереализуемым.

Целью изобретения является разработка формализованного способа задания криволинейного в плане маршрута движения ЛА, применение которого гарантирует задание реализуемого маршрута и приведение ЛА в ТП с заданной точностью и с практически расчетной скоростью.

Указанная цель достигается тем, что выполняют задание маршрута в направлении, обратном движению ЛА от точки прицеливания к точке начала маршрута, задают расположение узловых ТМ с помощью двух шаблонов Ш1 и Ш2, изображающих след одной из стандартных попадающих траекторий, приводящих ЛА в ТП, совмещают точку 0 Ш1 с началом ТГСК и придают Ш1 необходимую ориентацию, переносят на плоскость ТГСК контур дуги Ш1, выполняют при необходимости наложение Ш2 на ТГСК в зеркальном положении относительно Ш1 с касанием Ш1 и Ш2 в одноименной произвольной точке, “прокатывают” Ш2 по дуге Ш1 с визуальной оценкой получения необходимого положения точки касания (ТК), переносят на плоскость ТГСК контур дуги Ш2 и помечают ТК как узловую ТМ, повторяют при необходимости две последние операции, меняя Ш2 на Ш1 и обратно до тех пор, пока маршрут движения ЛА не будет построен полностью, в узловых ТМ замерами определяют требуемые углы между направлениями векторов скорости и звеньями маршрута.

Анализ патентной литературы показал, что до даты подачи отсутствовали способы с указанной совокупностью существенных признаков, что говорит о новизне заявляемого технического решения.

Поиск технических решений в смежных областях техники не позволил выявить отличительные признаки заявляемого технического решения, что соответствует критерию “изобретательский уровень”.

Предложенный способ базируется на использовании заблаговременно подготовленного шаблона, изображающего след одной из принятых за стандартные траекторий переменной кривизны, приводящих БПЛА в ТП.

Стандартизация траекторий обеспечивается тем, что задаются стандартными при управлении БПЛА по методу требуемых ускорений:

скорость V0, высота траектории H 0, угол наклона вектора скорости к плоскости местного горизонта способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата   с терминальным управлением, патент № 2251664 0, угол упреждения способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата   с терминальным управлением, патент № 2251664 0 в точке начала захода (НЗ);

радиус окружности Rзхд начала участка захода, а также радиус окружности Rпик начала участка пикирования в заданную ТП, необходимый для определения момента переключения управления из режима захода в район точки прицеливания в режим пикирования в точку прицеливания;

требуемые высота траектории HТРНП и скорость снижения HТРНП в точке начала пикирования (НП), а также требуемый угол способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата   с терминальным управлением, патент № 2251664 ТРК поворота вектора скорости VК в ТП от линии звена маршрута между точками НЗ и ТП.

На фиг.1 представлен в системе прямоугольных координат ODB вид в плане некоторой траектории, в дальнейшем принимаемой в качестве стандартной, для которой заданы вышеперечисленные краевые условия из условия получения траектории, удовлетворяющей необходимым критериям.

След траектории в системе координат ODB представляет собой шаблон для задания криволинейного маршрута движения БПЛА.

Для реализации способа требуется:

1. Шаблон изготовить в требуемом масштабе и использовать совместно с картой того же масштаба.

2. Задание маршрута выполнять в направлении, обратном направлению движения БПЛА, то есть от точки прицеливания к точке начала участка захода.

3. Для прокладки сложного маршрута с точками перегиба одновременно использовать два шаблона, которые для краткости именуют Ш1 и Ш2. Второй шаблон является зеркальной копией первого. Второй шаблон “прокатывают” по дуге первого шаблона без проскальзываний. Точка касания дает точку перегиба маршрута, то есть точку перехода линии маршрута с дуги первого шаблона на дугу второго.

4. В точках перегиба маршрута назначить узловые ТМ. В узловых ТМ, кроме расположенной в начале маршрута, замерами определить требуемые величины углов поворота вектора скорости способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата   с терминальным управлением, патент № 2251664 ТРi в начальной точке маршрута TM0 , определить требуемый угол упреждения способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата   с терминальным управлением, патент № 2251664 ТР0.

При реализации предлагаемого способа задания маршрута движения планирующего летательного аппарата с терминальным управлением предполагается следующая последовательность действий:

выполняют построение терминальной географической системы координат OXNYN в плоскости местного горизонта с началом в ТП, см. фиг.2;

помещают в ТП последнюю узловую ТМ;

совмещают точку 0 Ш1 с началом ТГСК и придают Ш1 необходимую ориентацию;

переносят на плоскость ТГСК контур дуги Ш1;

выполняют при необходимости наложение Ш2 на ТГСК в зеркальном положении относительно Ш1 с касанием Ш1 и Ш2 в одноименной произвольной точке;

“прокатывают” Ш2 по дуге Ш1 с визуальной оценкой достижения необходимого положения точки касания (ТК);

переносят на плоскость ТГСК контур дуги Ш2 и помечают ТК как узловую ТМ;

повторяют при необходимости две последние операции, меняя Ш2 на Ш1 и обратно до тех пор, пока маршрут движения БПЛА не будет построен полностью, то есть до точки НЗ любого из шаблонов;

выполняют расчет широт и долгот FТМi, LTMi точек маршрута для i=[0...NTM], где NTM - номер последней ТМ, помещаемой в точку прицеливания;

в узловых ТМ, кроме расположенной в начале маршрута, замерами определяют требуемые величины углов поворота вектора скорости способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата   с терминальным управлением, патент № 2251664 TPi; в начальной точке маршрута TM 0 определяют требуемый угол упреждения способ задания маршрута движения планирующего летательного аппарата   с терминальным управлением, патент № 2251664 TP0; вычисляют также азимут АV0 вектора скорости V0 в начале маршрута.

Построенный в соответствии с вышеизложенным маршрут, задаваемый тремя узловыми ТМ, и положение шаблонов изображены на фиг.2 в терминальной географической системе координат.

Источники информации

1. Разоренов Г.Н. и др. Системы управления летательными аппаратами (баллистическими ракетами и их головными частями): Учебник для вузов /Г.Н.Разоренов, Э.А.Бахрамов, Ю.Ф.Титов; Под ред. Г.Н.Разоренова. М.: Машиностроение, 2003, 584 с., ил. (с.409, 420).

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
Наверх