система управления беспилотным летательным аппаратом по крену и тангажу

Классы МПК:G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-11-28
публикация патента:

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей за счет изменения интенсивности (уровня) управления в одном из каналов в условиях реальной разгрузки смежного канала и повышение точности системы. Система управления содержит объект управления, первое и второе исполнительные устройства, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу, датчик угла крена, датчик угловой скорости по крену, задатчики угла тангажа и крена, задатчики опорного сигнала каналов тангажа и крена, два блока сравнения, два блока выделения сигнала положительной полярности, два суммирующих усилителя, два блока выделения модуля, два релейных элемента с зоной нечувствительности, элемент И, управляемый переключатель, четыре ограничителя, два сумматора. 2 ил.

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136

Формула изобретения

Система управления беспилотным летательным аппаратом по крену и тангажу, содержащая последовательно соединенные задатчик угла тангажа, первый блок сравнения и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик угла крена, второй блок сравнения и второй суммирующий усилитель, последовательно соединенные первое исполнительное устройство и объект управления, первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно через датчик угловой скорости по тангажу, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по крену, датчик угла крена со вторыми входами соответственно первого суммирующего усилителя, первого блока сравнения, второго суммирующего усилителя и второго блока сравнения, а выход второго исполнительного устройства соединен со вторым входом объекта управления, отличающаяся тем, что она содержит первый задатчик опорного сигнала, первый блок выделения сигнала положительной полярности, первый и второй блоки выделения модуля, второй блок выделения сигнала положительной полярности, элемент И, управляемый переключатель, первый ограничитель, второй ограничитель, первый сумматор, третий ограничитель, второй сумматор, четвертый ограничитель, первый и второй релейные элементы с зоной нечувствительности и второй задатчик опорного сигнала, выход которого через последовательно соединенные второй блок выделения сигнала положительной полярности, первый релейный элемент с зоной нечувствительности, элемент И, управляемый переключатель, первый ограничитель и первый сумматор соединен со входом первого исполнительного устройства, второй выход управляемого переключателя через второй ограничитель соединен со вторым входом первого сумматора, третий выход через последовательно соединенные третий ограничитель и второй сумматор - со входом второго исполнительного устройства, а четвертый выход через четвертый ограничитель соединен со вторым входом второго сумматора, второй и третий входы управляемого переключателя соединены с выходами первого суммирующего усилителя и второго суммирующего усилителя соответственно, выход задатчика угла тангажа через последовательно соединенные второй блок выделения модуля, первый блок выделения сигнала положительной полярности и второй релейный элемент с зоной нечувствительности подключен ко второму входу элемента И, выход первого задатчика опорного сигнала соединен со вторым входом первого блока выделения сигнала положительной полярности, выход первого блока выделения модуля - со вторым входом второго блока выделения сигнала положительной полярности, а выход задатчика угла крена соединен со входом первого блока выделения модуля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена.

Известны системы автоматического управления, в которых каналы управления креном и тангажом содержат элементы вычитания и суммирующие усилители, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на исполнительные приводы летательного аппарата [1].

Недостатком такой реализации является ограниченность возможностей управления в каждом из указанных каналов при разгруженности смежного.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является система управления беспилотным летательным аппаратом по крену и тангажу, содержащая последовательно соединенные задатчик угла тангажа, первый блок сравнения и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик угла крена, второй блок сравнения и второй суммирующий усилитель, последовательно соединенные первое исполнительное устройство и объект управления, первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно через датчик угловой скорости по тангажу, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по крену, датчик угла крена со вторыми входами соответственно первого суммирующего усилителя, первого блока сравнения, второго суммирующего усилителя и второго блока сравнения, выход второго исполнительного устройства соединен со вторым входом объекта управления [2].

Недостатком известной системы являются ограниченные функциональные возможности и невысокая точность управления.

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является расширение функциональных возможностей системы и повышение точности управления. Предложенным построением системы управления достигается функциональная возможность изменения интенсивности (уровня) управления в одном из каналов в условиях реальной разгрузки смежного канала.

Указанный технический результат достигается тем, что в известную систему управления беспилотным летательным аппаратом по крену и тангажу, содержащую последовательно соединенные задатчик угла тангажа, первый блок сравнения и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик угла крена, второй блок сравнения и второй суммирующий усилитель, последовательно соединенные первое исполнительное устройство и объект управления, первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно через датчик угловой скорости по тангажу, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по крену, датчик угла крена со вторыми входами соответственно первого суммирующего усилителя, первого блока сравнения, второго суммирующего усилителя и второго блока сравнения, а выход второго исполнительного устройства соединен со вторым входом объекта управления, дополнительно введены первый задатчик опорного сигнала, первый блок выделения сигнала положительной полярности, первый и второй блоки выделения модуля, второй блок выделения сигнала положительной полярности, элемент И, управляемый переключатель, первый ограничитель, второй ограничитель, первый сумматор, третий ограничитель, второй сумматор, четвертый ограничитель, первый и второй релейные элементы с зоной нечувствительности и второй задатчик опорного сигнала, выход которого через последовательно соединенные второй блок выделения сигнала положительной полярности, первый релейный элемент с зоной нечувствительности, элемент И, управляемый переключатель, первый ограничитель и первый сумматор соединен со входом первого исполнительного устройства, второй выход управляемого переключателя через второй ограничитель соединен со вторым входом первого сумматора, третий выход через последовательно соединенные третий ограничитель и второй сумматор - со входом второго исполнительного устройства, а четвертый выход через четвертый ограничитель соединен со вторым входом второго сумматора, второй и третий входы управляемого переключателя соединены с выходами первого суммирующего усилителя и второго суммирующего усилителя соответственно, выход задатчика угла тангажа через последовательно соединенные второй блок выделения модуля, первый блок выделения сигнала положительной полярности и второй релейный элемент с зоной нечувствительности подключен ко второму входу элемента И, выход первого задатчика опорного сигнала соединен со вторым входом первого блоке выделения сигнала положительной полярности, выход первого блока выделения модуля - со вторым входом второго блока выделения сигнала положительной полярности, а выход задатчика угла крена соединен со входом первого блока выделения модуля.

Действительно, при этом обеспечивается максимальная отработка системы управления по тангажу при ограниченных маневрах по крену, например, на конечных участках траектории полета и расширение зоны разворотов с большими углами крена при отсутствии глубоких разворотов по тангажу. В обоих случаях в смежных каналах сохраняется возможность ограниченного управления для поддержания стабилизации летательного аппарата и отработки возмущений, например, ветровых порывов и др.

На фиг.1 представлена блок-схема системы управления, на фиг.2 - структурная схема управляемого переключателя.

Система управления беспилотным летательным аппаратом по крену и тангажу (фиг.1) содержит последовательно соединенные задатчик угла тангажа 1 (ЗУТ), первый блок сравнения 2 (1 БС) и первый суммирующий усилитель 3 (1 СУ), последовательно соединенные задатчик угла крена 4 (ЗУК), второй блок сравнения 5 (2 БС) и второй суммирующий усилитель 6 (2 СУ), последовательно соединенные первое исполнительное устройство 7 (1 ИУ) и объект управления 8 (ОУ), первый, второй, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно через датчик угловой скорости по тангажу 9 (ДУСТ), датчик угла тангажа 10 (ДУТ), датчик угловой скорости по крену 11 (ДУСК), датчик угла крена 12 (ДУК) со вторыми входами соответственно первого суммирующего усилителя 3, первого блока сравнения 2, второго суммирующего усилителя 6 и второго блока сравнения 5, выход второго исполнительного устройства 13 (2 ИУ) соединен со вторым входом объекта управления 8, а выход задатчика угла крена 4 соединен со входом первого блока выделения модуля 14 (1 БВМ). Система содержит также первый задатчик опорного сигнала 15 (1 ЗОС), первый блок выделения сигнала положительной полярности 16 (1 БВСПП), второй блок выделения модуля 17 (2 БВМ), второй блок выделения сигнала положительной полярности 18 (2 БВСПП), элемент “И” - 19, управляемый переключатель 20 (УП), первый ограничитель 21 (1 О), второй ограничитель 22 (2 О), первый сумматор 23 (1 С), третий ограничитель 24 (3 О), второй сумматор 25 (2 С), четвертый ограничитель 26 (4 О), первый 27 (1 РЭ) и второй 28 (2 РЭ) релейные элементы с зоной нечувствительности и второй задатчик опорного сигнала 29 (2 ЗОС), выход которого через последовательно соединенные второй блок выделения сигнала положительной полярности 18, первый релейный элемент с зоной нечувствительности 27, элемент “И” 19, управляемый переключатель 20, первый ограничитель 21 и первый сумматор 23 соединен со входом первого исполнительного устройства 7, второй выход управляемого переключателя 20 через второй ограничитель 22 соединен со вторым входом первого сумматора 23, третий выход через последовательно соединенные третий ограничитель 24 и второй сумматор 25 - со входом второго исполнительного устройства 13, а четвертый выход через четвертый ограничитель 26 соединен со вторым входом второго сумматора 25, второй и третий входы управляемого переключателя 20 соединены с выходами первого суммирующего усилителя 3 и второго суммирующего усилителя 6 соответственно, выход задатчика угла тангажа 1 через последовательно соединенные второй блок выделения модуля 17, первый блок выделения сигнала положительной полярности 16 и второй релейный элемент с зоной нечувствительности 28 подключен ко второму входу элемента “И” 19, выход первого задатчика опорного сигнала 15 соединен со вторым входом первого блока выделения сигнала положительной полярности 16, выход первого блока выделения модуля 14 - со вторым входом второго блока выделения сигнала положительной полярности 18, а выход задатчика угла крена соединен со входом первого блока выделения модуля.

Управляемый переключатель 20 (фиг.2) может быть выполнен, например, в виде реле, которое включает в себя обмотку 30 и контактные группы 31 и 32.

Система управления работает следующим образом.

Основные сигналы управления в каналах тангажа и крена система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 и система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 , формируются, соответственно, блоками 1, 2, 3, 9, 10 канала тангажа и 4, 5, 6, 11, 12 канала крена

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136

где К1система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 , К2система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - передаточные коэффициенты первого суммирующего усилителя 3;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - сигнал рассогласования по тангажу на выходе первого блока сравнения 2;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 д - сигнал датчика угла тангажа 10;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 зад. - задающий сигнал по тангажу на выходе задатчика угла тангажа 1;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - сигнал датчика угловой скорости по тангажу 9;

К1система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 , К2система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - передаточные коэффициенты второго суммирующего усилителя 6;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - сигнал рассогласования по крену на выходе второго блока сравнения 5;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 д - сигнал датчика угла крена 12;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 зад. - задающий сигнал по крену на выходе задатчика угла крена 4;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 хд - сигнал датчика угловой скорости по крену 11.

Сигналы система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 д, система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 , система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 д, система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 хд выдаются соответствующими датчиками состояния 10, 9, 12, 11, установленными на объекте управления 8.

В канале тангажа блоком 16 выделяется сигнал положительной полярности система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 1-система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 оп, где сигнал система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 1 формируется блоком 17, система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 а сигнал система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 оп, задается блоком 15.

Соответственно, в канале крена блоком 18 выделяется сигнал положительной полярности система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 оп-система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 1, где сигнал система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 1 формируется блоком 14, система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 а сигнал система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 оп задается блоком 29.

На основе полученных в блоках 16 и 18 сигналов релейными элементами 28 и 27 формируются, соответственно, сигналы

- на выходе релейного элемента 28:

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136

- на выходе релейного элемента 27:

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136

Сигнал А3 на выходе блока 19 равен

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136

Управляемый переключатель 20 осуществляет переключение цепей управления сигналов система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 с система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 (на первом выходе) на система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 (на втором выходе) в канале тангажа и система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 с система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136(на третьем выходе) на система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136, (на четвертом выходе) в канале крена.

А именно:

1) А3=0. Замкнута цепь управляемого переключателя 20 по ограничителю 21 в канале тангажа и ограничителю 24 в канале крена. Режим соответствует состоянию, при котором требуемое значение тангажа невелико т.е. система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 для любых значений система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 зад.: управление осуществляется с координацией и стабилизацией по крену и со стабилизацией по тангажу. Для этого режима уровень насыщения ограничителя 21 минимален, а уровень насыщения ограничителя 24 максимален;

2) А3=1. Замкнута цепь управляемого переключателя 20 по ограничителю 22 в канале тангажа и ограничителю 26 в канале крена. Режим соответствует возможности глубоких разворотов по тангажу, т.е. в канале тангажа осуществляется управление, а в канале крена - стабилизация. Уровень насыщения ограничителя 22 максимален, а ограничителя 26 минимален.

Таким образом, в канале тангажа формируются сигналы управления

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136, система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - на первом и втором выходах управляемого переключателя 20;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - на выходе первого ограничителя 21;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - на выходе второго ограничителя 22;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 в - на выходе первого сумматора 23.

В канале крена формируются сигналы управления

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - на третьем и четвертом выходах управляемого переключателя 20;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - на выходе третьего ограничителя 24;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 - на выходе четвертого ограничителя 26;

система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 э - на выходе второго сумматора 25.

На выходах первого 7 и второго 13 исполнительных устройств формируются отклонения система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 в, система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 э, органов исполнительных устройств в канале тангажа (элевоны) и в канале крена (элероны), соответственно, которые отклоняют объект управления 8 по тангажу на угол система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 с угловой скоростью система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 z и по крену на угол система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 с угловой скоростью система управления беспилотным летательным аппаратом по крену   и тангажу, патент № 2251136 х.

Все звенья управляющей части системы, в частности логические звенья, блоки выделения сигнала модуля, являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники.

Таким образом, предложенная система управления беспилотным летательным аппаратом по крену и тангажу позволяет расширить функциональные возможности системы и повысить точность управления.

Источники информации

1. И.А.Михалев и др. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987г., с.174.

2. Патент РФ №1751716, кл. G 05 В 13/02, 30.07.92 г.

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх