способ выработки навигационных параметров и вертикали места

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Беленький Владимир Аронович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-10-21
публикация патента:

Использование: для обеспечения навигации объектов. Сущность: измеряют составляющие кажущегося ускорения при помощи акселерометров, формируют сигналы управления гироплатформой в двухосном карданном подвесе. Отрабатывают сформированные сигналы при помощи гироскопа или датчиков абсолютной угловой скорости. Гироплатформой управляют сигналами, содержащими сигналы, пропорциональные составляющим кажущегося ускорения, выработанные акселерометрами, при этом гироплатформу удерживают на заданном угле по отношению к плоскости горизонта. Наружная ось двухосного карданного подвеса перпендикулярна плоскости основания, в качестве которого используют стабилизированную в плоскости горизонта платформу. Техническим результатом является повышение точности, расширение динамических и конструктивных возможностей. 1 ил.

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

Формула изобретения

Способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, формирование сигналов управления гироплатформой, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопа или датчиков абсолютной угловой скорости, определение навигационных параметров и вертикали места, отличающийся тем, что гироплатформой управляют сигналами, содержащими сигналы, пропорциональные составляющим кажущегося ускорения, выработанные акселерометрами, при этом управляющие сигналы гироплатформой формируют таким образом, чтобы обеспечить заданный угол наклона способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 гироплатформы относительно плоскости горизонта в плоскости компасного меридиана, в соответствии с выражением

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

где способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 - угол наклона гироплатформы (значение скоростной девиации),

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 - горизонтальная составляющая абсолютной угловой скорости объекта,

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 о - частота Шулера,

h - коэффициент пропорциональности,

а для обеспечения съема значения курса объекта наружную ось карданного подвеса устанавливают перпендикулярно плоскости основания, в качестве которого используют стабилизированную в плоскости горизонта платформу.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации морских, воздушных и наземных объектов.

Известен способ выработки навигационных параметров и вертикали места [1].

Этот способ включает измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, формирование сигналов управления гироплатформой в карданном подвесе, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопа, определение навигационных параметров и вертикали места.

Недостатком этого способа является ограниченная возможность динамических и точностных характеристик, конструктивов исполнения.

Целью изобретения является повышение точности и расширение конструктивных возможностей.

Цель достигается тем, что гироплатформой управляют сигналами, содержащими сигналы, пропорциональные составляющим кажущегося ускорения, выработанные акселерометрами, при этом управляющие сигналы гироплатформой формируют таким образом, чтобы обеспечить заданный угол наклона гироплатформы относительно плоскости горизонта в плоскости компасного меридиана, а для обеспечения непосредственного съема значения курса объекта наружную ось карданного подвеса устанавливают перпендикулярно плоскости основания, в качестве которого используют стабилизированную в плоскости горизонта платформу.

Проиллюстрируем предлагаемый способ на следующих примерах. На чертежах 1 и 2 представлена функциональная схема гироскопической навигационной системы, где приняты следующие обозначения:

1 - чувтвительный элемент (ЧЭ) - гиростабилизированная платформа в карданном подвесе, наружная ось которого направлена перпендикулярно плоскости основания;

2 - блок управления гироплатформой и выработки навигационных параметров;

3 - блок управления двигателями стабилизации;

4 - трехстепенной гироскоп;

5, 6 - датчики момента гироскопа;

7, 8 - датчики углов гироскопа;

9, 10 - акселерометры;

11, 11', 12 - двигатели стабилизации в горизонте;

13 - датчик курса объекта;

14 - стабилизированная в плоскости горизонта платформа.

Пример рис. 2 отличается от примера рис.1 наличием дополнительной степени свободы вокруг оси ON, и соответственно дополнительным двигателем стабилизации 11'.

Гироскопическая навигационная система содержит гиростабилизированную платформу 1, блок управления гироплатформой и выработки навигационных параметров 2, на гироплатформе 1 расположен трехстепенной гироскоп 4 с датчиками моментов 5, 6 и датчиками углов 7, 8, два акселерометра 9 и 10, оси, чувствительности которых ортогональны и находятся в плоскости гироплатформы 1, выходы акселерометров 9, 10 соединены с блоком управления гироплатформой и выработки выходных параметров 2, выходы которого соединены с датчиками момента гироскопа 5, 6, входы блока управления двигателями стабилизации 3 соединены с выходами датчиков углов 7, 8 гироскопа 4, выходы блока управления двигателями стабилизации 3 соединены с соответствующими двигателями стабилизации.

Гироскопическая навигационная система функционирует следующим образом: гироплатформа 1 с помощью двигателей стабилизации по сигналам рассогласования датчиков углов гироскопа 7, 8 все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа 4. Кожух гироскопа 4 вместе с гиростабилизированной платформой 1 приводится в положение, наклоненное по отношению к плоскости горизонта на заданный угол и удерживается в этом положении с помощью моментов, накладываемых через датчики момента гироскопа 5, 6 по сигналам, вырабатываемым в блоке управления гироплатформой 2. При надлежащем выборе управляющих сигналов гироплатформы, включающих сигналы, пропорциональные составляющим кажущегося ускорения, выработанные акселерометрами, угол наклона гироплатформы (значение скоростной девиации) может быть связан со значением горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости объекта соотношением:

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

где способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 - угол наклона гироплатформы (значение скоростной девиации);

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 - горизонтальная составляющая абсолютной угловой скорости объекта;

R - радиус Земли;

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 o - частота Шулера;

n - коэффициент пропорциональности.

Значения скоростной девиации гироплатформы указывают на то, что перпендикуляр к плоскости гироплатформы всегда будет стремиться устанавливаться в плоскости компасного меридиана, направление которого определяет вектор способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 .

Значение коэффициента способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 выбирается больше единицы с тем, чтобы увеличить направляющую силу гироскопа и обеспечить заданный угол наклона гироплатформы. Стабилизированная в плоскости горизонта платформа 14 служит основанием для установки чувствительного элемента (ЧЭ).

Платформа 14 может являться: а) платформой с косвенной стабилизацией, например, от инерциальной системы; б) гироплатформой инерциальной системы; в) гироплатформой в двухосном карданном подвесе, например, с трехосным гироскопом, обеспечивающем стабилизацию по двум горизонтальным осям, и акселерометрами.

Замеряя угол между плоскостью платформы ЧЭ и плоскостью горизонтальной платформы, определяют приборное значение угла способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 пр и тем самым находят приборное значение горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости объекта способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

Угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 пр может быть найден так же с использованием показаний акселерометра ЧЭ и показаний акселерометра инерциальной системы, обеспечивающий положение горизонтальной платформы.

В качестве исходной системы координат выберем сопровождающий трехгранник Дарбу ЕNспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078, ориентированный осью ОМ по горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 . Тогда проекции абсолютной угловой скорости трехгранника ENспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 на его оси будут O; способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 , r1. Проекции ускорения вершины трехгранника ЕNспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 на его оси суть способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 ; (r; V); g, где g - ускорение силы тяжести, r1 - вертикальная составляющая абсолютной угловой скорости.

С гироплатформой свяжем правую систему координат Е1 N1 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1. Ось Oспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1 перпендикулярна плоскости гироплатформы. Систему координат Е1 N1 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1 получим поворотом вокруг оси Oспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078К, затем поворотом вокруг вспомогательной оси OE1 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 и поворотом вокруг оси Oспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1 на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078KCosспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078, где способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078К - ошибка выработки курса объекта.

Для примера (фиг.2) еще и на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 вокруг оси ON1.

Проекции абсолютной угловой скорости трехгранника Е1 N1 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1 на его оси OE1 и ON1 будут:

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

Проекции ускорения вершины трехгранника E1 N1 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1 на оси OE1 и ON1 будут

WE1= способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 +(r1VCosспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078+gSinспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078)способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078KCosспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078+(r 1VSinспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078-gCosспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078)способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

WN1=gSinспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078+r 1VCosспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078; Wспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1=gCosспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078-r 1VSinспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

Для примера (фиг.1) способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078=способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078KSinспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

WE1 WN1 Wспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1 - измеряются соответствующими акселерометрами ЧЭ.

Акселерометр, измеряющий Wспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1 на чертеже не показан.

Для обеспечения инвариантного значения скоростной девиации, например,

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

Сигналы управления в системе координат E1 N 1 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1 могут иметь вид, например:

1) Для выработки сигналов управления гироплатформой ЧЭ способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 E1упр

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 или способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

2) Для выработки сигналов управления гироплатформой ЧЭ способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 N1упр

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 или способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

или способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

Составляющая ускорения по оси ON, может быть получена как:

(r1V)пр=WN1Cosспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 пр-Wспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 1Sinспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 пр

Уравнения движения гироплатформы ЧЭ определяются следующими соотношениями:

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 Е1=способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 Е1упр способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 N1=способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 N1упр см. (1), (2), (3).

Инерциальная система, обеспечивающая стабилизацию ЧЭ в горизонте, по горизонтальным составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу может определять значения компасного курса объекта Кис и значение самой горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 .

По показаниям акселерометров инерциальная система может определять проекцию ускорения вершины трехгранника Дарбу ENспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 на его оси OE и ON

WEnC= способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 WNkc=(r1V)nc

Указанная информация вместе с одноименной информацией, вырабатываемой ЧЭ может быть использована как для управления ЧЭ, так и для управления инерциальной системой и ее гироплатформой. При этом, используя сигналы разности одноименной информации, обеспечивают асимптотическую устойчивость как ЧЭ, так и инерциальной системы, а также оценку их инструментальных погрешностей.

Следует отметить, что такой же эффект может быть получен и при использовании в гироплатформе ЧЭ вместо трехстепенного гироскопа двух датчиков абсолютной угловой скорости (ДУС).

В этом случае двигатели стабилизации 11, 12 для макета (фиг.1) и 11, 11' для макета (фиг.2) будут выполнять функции следящих двигателей и отрабатывать положение равновесия платформы ЧЭ, характеризуемое выражением способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

и направлением, когда перпендикуляр к плоскости платформы ЧЭ будет находиться в плоскости компасного меридиана.

Сигналы управления двигателями в этом случае будут

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078

где F1 и F2 - передаточные функции;

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 E1 способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 N1 - сигналы ДУСов см. (1);

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 E1упр способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 N1упр - сигналы управления см. (2), (3);

Здесь также будут выполняться условия способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 Е1=способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 Еупр, способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 N1=способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2251078 N1упр.

Указанный способ может быть реализован и в бесплатформенной ИНС.

Источники информации:

[1] В.А.Беленький - Патент РФ №2000544.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх