способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:E02B15/02 очистка от льда
B63B35/08 ледоколы
B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-03-18
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается технологии ледоразрушения с помощью подводного судна, оказывающего гидродинамическое воздействие на лед при всплытии в сплошном льду. Способ разрушения ледяного покрова подводным судном состоит в том, что ледяной покров разрушают при отсутствии хода у подводного судна посредством сообщения ему максимально допустимого угла крена и вращательного движения относительно вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна и присоединенных масс воды, возникающих при его вращении. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности ледоразрушения на ограниченных площадях акватории.

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, отличающийся тем, что ледяной покров разрушают при отсутствии хода у подводного судна посредством сообщения ему максимально допустимого угла крена и вращательного движения относительно вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна и присоединенных масс воды, возникающих при его вращении.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров путем гидродинамического на него воздействия при их всплытии в сплошном льду.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми подводным судном ([1] Козин В.М., Онищук А.В. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна // ПМТФ. 1994. №2. С.78-91), в котором предлагается разрушать ледяной покров подводным судном путем возбуждения изгибно-гравитационных волн при его движении с резонансной скоростью Vp, т.е. скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых ИГВ в сплошном льду максимальна.

Недостатком способа является невозможность разрушения льда на ограниченных в разводьях по площади участках тонкого ледяного покрова, т.к. для возбуждения ИГВ максимальной амплитуды требуется определенные время и протяженность ледяного покрова.

Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения деформации ледяного покрова при его ограниченных площадях, т.е. в разводьях.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения относительно тонкого ледяного покрова, формирующегося в разводьях, т.е. на ограниченных по площади участках льда, возникающих в более толстом паковом льду при его подвижках.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном.

Отличительные: ледяной покров разрушают при отсутствии хода у подводного судна посредством сообщения ему максимально допустимого угла крена и вращательного движения относительно вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна и присоединенных масс воды, возникающих при его вращении.

Из работы [1] известно, что для возбуждения подводным судном резонансных ИГВ, способных разрушить ледяной покров, требуется движение судна с резонансной скоростью в течение определенного времени, достаточного для достижения максимальной амплитуды ИГВ. Очевидно, что для выполнения этого условия необходимы соответствующие размеры акватории. В арктических условиях многолетний паковый лед, толщина которого достигает более 5 м, невозможно разрушить даже самыми крупными подводными судами путем возбуждения резонансных ИГВ. Поэтому известный способ [1] может быть реализован в разводьях достаточной протяженности и покрытых льдом гораздо меньшей толщины (разводья возникают в паковых льдах в результате ветроволновых воздействий, волн цунами, приливно-отливных течений и пр.). Как правило, протяженность этих разводий велика, а время их существования ограничено из-за подвижек льда, что при их возникновении в течение года не позволяет нарости ледовым перемычкам до большой толщины. Поэтому при соответствующей ледовой разведке решение [1] становится работоспособным.

Также известно, что в условиях Арктики и Антарктики, как и в условиях берегового шельфа, из-за тех же ветроволновых нагрузок происходят подвижки и разворот массивных участков ледяных полей. В результате этого между ними возникают пространства воды, чистые ото льда, где намерзает ледяной покров тонкий по отношению к паковому льду. Такие участки бывают ограниченными по размерам в плане, что и не позволяет эффективно использовать известный способ для разрушения льда, т.к. на ограниченных площадях развить ИГВ максимальной амплитуды невозможно.

Для достижения заявленного технического результата и предлагается способ, который осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом в его разводье на безопасном заглублении начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью. Если амплитуда возбуждаемых при этом резонансных ИГВ оказывается недостаточной для разрушения льда, то судно возвращают к центру разводья (его предварительно определяют с помощью судовых эхолотов), останавливают и накреняют на угол крена, максимально допустимый для безопасной эксплуатации судна (угол нормируется регистром). Накренение корабля на такой угол, т.е. поворот рубки корабля, позволит максимально его приблизить на минимально безопасное расстояние к нижней кромке ледяного покрова, что, как известно из [1], повысит эффективность гидродинамического воздействия на лед от движущегося судна, т.е. увеличит деформации ледяного покрова. После этого с помощью подруливающих устройств, предварительно установленных на судне, например струйных рулей, установленных в носу и корме судна и ориентированных к диаметральной плоскости судна в противоположные направления с таким расчетом, чтобы при их включении судно начинало вращение вокруг вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна, место положения ее с учетом присоединенных масс воды предварительно определяют либо расчетом, либо с помощью модельного эксперимента в опытовом бассейне. Такое расположение струйных рулей, как это следует из курса гидромеханики, позволит судну сохранить свое неизменное положение в горизонтальной плоскости относительно оси вращения.

В свою очередь известно (RU 2170687 С1, 15.03.2000), что при вращательном движении тела в районе оси вращения возникает область разрежения, при достаточной степени которой в ледяном покрове возникнут впадина и соответствующие изгибные напряжения. При достижении судном достаточной угловой скорости вращения вокруг вертикальной оси за счет достижения соответствующих центробежных сил область разрежения и изгибные напряжения достигнут предельного значения и ледяной покров разрушится за счет собственного веса. После этого судно всплывет в поле битого льда.

Класс E02B15/02 очистка от льда

устройство противоледовой защиты для гидротехнического сооружения, расположенного на мелководном континентальном шельфе -  патент 2521674 (10.07.2014)
устройство для предотвращения образования льда на водной поверхности -  патент 2520339 (20.06.2014)
способ разрушения речного ледяного покрова и устройство для его реализации -  патент 2519072 (10.06.2014)
способ аэрации водоемов -  патент 2515681 (20.05.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2507104 (20.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
способ образования майны в зимний период -  патент 2493321 (20.09.2013)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2493044 (20.09.2013)

Класс B63B35/08 ледоколы

Класс B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки

способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 6) -  патент 2529716 (27.09.2014)
способ реактивного движения грузового судна и повышения его маневренности в ограниченной водной зоне (вариант русской логики - версия 10) -  патент 2529712 (27.09.2014)
камера плавучести подводного аппарата -  патент 2529589 (27.09.2014)
всесезонное подводное судно "река-море" -  патент 2529047 (27.09.2014)
камера спасательная всплывающая -  патент 2528072 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 1) -  патент 2527885 (10.09.2014)
способ повышения маневренности подводной лодки (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527884 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 3) -  патент 2527651 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 9) -  патент 2527650 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527649 (10.09.2014)
Наверх