автомобильный газовый металлокомпозитный баллон

Классы МПК:F17C1/02 содержащие упрочняющие приспособления
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Мкртычан Яков Сергеевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2004-05-05
публикация патента:

Изобретение предназначено для использования на автомобилях, газозаправщиках и других газовых объектах производственно-технологического назначения. Автомобильный газовый металлокомпозитный баллон выполнен в виде металлического лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, и отличается от известных баллонов тем, что толщина композитной обмотки превышает толщину стенки металлического лейнера не менее чем в 3 раза, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона определяется неравенством:

автомобильный газовый металлокомпозитный баллон, патент № 2247279

Новое соотношение конструктивных параметров позволило создать баллон на высокое давление 32 МПа при оптимальном сочетании массы и стоимости баллона. 1 табл., 1 ил.

автомобильный газовый металлокомпозитный баллон, патент № 2247279

автомобильный газовый металлокомпозитный баллон, патент № 2247279

Формула изобретения

Автомобильный газовый металлокомпозитный баллон, выполненный в виде металлического лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, отличающийся тем, что толщина композитной обмотки превышает толщину стенки металлического лейнера не менее чем в 3 раза, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона определяется неравенством:

автомобильный газовый металлокомпозитный баллон, патент № 2247279

где Кск - коэффициент совершенства конструкции;

Рраб. - максимальное рабочее давление газа в баллоне, кгс/см2;

V - геометрический внутренний объем баллона, литр, (дм3);

n - коэффициент запаса прочности, равный не менее 3;

М - масса баллона, кг;

Рразр. - разрушающее давление газа, кгс/см 2.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к газовому автомобильному оборудованию, предназначенному для хранения и работы на компримированном природном газе (КПГ).

Известны автомобильные газовые металлостеклопластиковые баллоны, выполненные в виде стального лейнера баллонного типа, цилиндрическая часть которого обмотана стеклопластиком [1].

Эти баллоны выполнены на рабочее давление 20 МПа и характеризуются следующими показателями:

1. Удельная масса, как отношение массы баллона к его геометрическому объему, составляет 0,65-0,75 кг/л.

2. Толщина стеклопластиковой намотки превышает толщину стенки металлического лейнера не более чем в 2 раза.

3. Допускаемые напряжения в металлическом лейнере не должны превышать 0,6 автомобильный газовый металлокомпозитный баллон, патент № 2247279 Т.

При указанных параметрах и ограничениях по прочности лейнера баллоны такой конструкции являются относительно тяжелыми и дорогостоящими, что особенно проявляется при переходе к более высоким давлениям газа, например 32-40 МПа вместо 20 МПа. Коэффициент совершенства конструкции таких баллонов, определяемый как отношение их газового объема при разрушающем давлении к массе баллона, не превышает “10”, что и характеризует их вышеуказанный недостаток.

Наиболее близким прототипом к заявляемому баллону является металлокомпозитный баллон, выполненный в виде аллюминиевого лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, с удельной массой баллона 0,6-0,7 кг/л и превышением толщины композитной обмотки над толщиной стенки лейнера не более чем в 2 раза [1].

Недостатком такой конструкции баллона является также низкое значение коэффициента совершенства конструкции, не превышающее значения “10”, что в конечном счете приводит к относительному увеличению удельной массы и стоимости баллона. Особенно это проявляется при создании баллонов на давления газа более 20 МПа.

Технической задачей, поставленной в настоящем изобретении, является достижение относительного снижения массы и стоимости баллона на давление газа более 20 МПа.

Эта задача достигается тем, что металлокомпозитный баллон выполнен из металлического лейнера баллонного типа, обмотанного в “кокон” композитным материалом, толщина которого не менее чем в 3 раза превышает толщину стенки лейнера для различных объемов и давлений газа в баллоне, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона определяется неравенством

автомобильный газовый металлокомпозитный баллон, патент № 2247279 (1)

где Кск - коэффициент совершенства конструкции;

Рраб. - максимальное рабочее давление газа в баллоне в кгс/см 2;

V - геометрический внутренний объем баллона в литрах, (дм3);

n - коэффициент запаса прочности, равный не менее 3;

M - масса баллона в кг;

Рразр. - разрушающее давление газа в кгс/см2.

На чертеже изображен газовый металлокомпозитный баллон для автомобилей (а) и для передвижных автогазозаправщиков (б) на максимальное рабочее давление газа 32 МПа, а в таблице 1 приведены их основные параметры.

Таблица 1
№№ п/пОбъем,

литр
Масса,

кг
Отношение толщины обмотки к толщине стенки лейнераКоэффициент совершенства конструкции, км
а67,053,03,46 12,14
б185,0138,753,46 12,8

Баллоны выполнены в виде аллюминиевого лейнера баллонного типа, обмотанного композитным материалом, толщина которого превышает почти в 3,5 раза толщину стенки лейнера, а отношение газового объема при разрушающем давлении к массе баллона (коэффициент совершенства конструкции) превышает 12 км согласно неравенству (1).

Увеличение толщины композитной обмотки с 2,0 до 3,5 раз при повышении рабочего давления с 20 до 32 МПа позволило создать баллоны с коэффициентом совершенства конструкции более 12, относительно легкие, дешевые и высоконадежные.

Источники информации

1. ГАЗ транспорт ИНФО, стр. 4, май - апрель, 1997 г.

Класс F17C1/02 содержащие упрочняющие приспособления

угловая панель грузового танка танкера для перевозки сжиженного природного газа -  патент 2459139 (20.08.2012)
конструкция резервуара -  патент 2452890 (10.06.2012)
ячеистые танки для хранения текучей среды при низких температурах -  патент 2379577 (20.01.2010)
баллон высокого давления -  патент 2317476 (20.02.2008)
способ изготовления металлопластикового баллона высокого давления и металлопластиковый баллон -  патент 2310120 (10.11.2007)
резервуар для текучей среды под давлением, в частности для сжатого газа, используемого в автомобиле -  патент 2309321 (27.10.2007)
баллон высокого давления -  патент 2268427 (20.01.2006)
сосуд высокого давления -  патент 2141073 (10.11.1999)
комбинированный баллон и способ его изготовления -  патент 2057272 (27.03.1996)
газовый баллон -  патент 2036369 (27.05.1995)
Наверх