шариковинтовой передаточный механизм

Классы МПК:F16H25/22 с шариками, роликами или подобными элементами между винтом и гайкой; детали, необходимые для применения этих элементов 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-02-17
публикация патента:

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах. Шариковинтовой передаточный механизм содержит винт с резьбовыми канавками с равномерно расположенными по окружности выступами, гайку с беговыми дорожками, выполненными на ее внутренней поверхности в виде замкнутых кольцевых проточек, взаимодействующих с шариками, помещенными между витками резьбы. Шарики, размещенные в соседних резьбовых канавках, попарно подпружинены упругими элементами. Каждый упругий элемент выполнен в виде крестообразной пластинчатой пружины, размещенной в кольцевой проточке гайки. Продольные концы пружины выполнены с возможностью взаимодействия с шариками, а поперечные - с внутренним диаметром гайки. Упругий элемент может быть выполнен в виде цилиндрической пружины сжатия. Технический результат заключается в повышении кинематической точности механизма. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

шариковинтовой передаточный механизм, патент № 2246057

шариковинтовой передаточный механизм, патент № 2246057 шариковинтовой передаточный механизм, патент № 2246057 шариковинтовой передаточный механизм, патент № 2246057 шариковинтовой передаточный механизм, патент № 2246057

Формула изобретения

1. Шариковинтовой передаточный механизм, содержащий винт с резьбовыми канавками с равномерно расположенными по окружности выступами, гайку с беговыми дорожками, выполненными на ее внутренней поверхности в виде замкнутых кольцевых проточек и взаимодействующими с шариками, помещенными между витками резьбы, отличающийся тем, что шарики, размещенные в соседних резьбовых канавках, попарно подпружинены упругими элементами.

2. Шариковинтовой передаточный механизм по п.1, отличающийся тем, что упругие элементы выполнены в виде крестообразных пластинчатых пружин, размещенных в кольцевых проточках гайки, при этом продольные концы пружин выполнены с возможностью взаимодействия с шариками, а поперечные - с внутренним диаметром гайки.

3. Шариковинтовой передаточный механизм по п.1, отличающийся тем, что упругие элементы выполнены в виде цилиндрических пружин сжатия, размещенных в кольцевых проточках гайки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах.

Известный многозаходный винтовой механизм с трением качения (1) имеет шарики, заложенные между витками винта и гайки. Витки на винте и гайке выполнены в виде винтовых канавок с одинаковым числом заходов. Кинематический шаг винтовой пары равен шагу винтовой канавки, умноженному на число заходов винта.

Недостаток винтовой пары заключается в том, что шарики, заложенные между витками винта и гайки, непрерывно перемещаются вдоль оси винта и выходят за пределы гайки. Для обеспечения непрерывного потока шариков в пределах гайки в этих конструкциях требуется устройство для возврата шариков.

Известна многозаходная винтовая пара с трением качения (2), в которой гайка выполнена в виде набора колец, жестко установленных в одном корпусе. Кольца снабжены на внутренних поверхностях беговыми дорожками, каждая из которых взаимодействует с шариками. Шарики помещены между витками резьбы винта по одному в каждом заходе и заключены в сепаратор. Недостаток конструкции - низкая долговечность винтовой пары и затруднительная сборка из-за наличия сепаратора. Другой недостаток - ограничена кинематическая возможность винтовой пары, так как применение сепаратора требует увеличение числа заходов резьбы винта.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому объекту является механизм (3), выбранный в качестве прототипа. Механизм содержит многозаходный винт с резьбовыми канавками, сечение которого в плоскости, перпендикулярной его оси, имеет звездообразную форму с равномерно расположенными по окружности выступами для удержания шариков. Соосно винту размещена гайка, на внутренней поверхности которой выполнены беговые дорожки, взаимодействующие с шариками, помещенными между витками резьбы. Беговые дорожки на гайке выполнены в виде замкнутых кольцевых проточек.

Недостаток механизма - наличие осевого люфта гайки относительно винта, который обусловлен погрешностями изготовления беговых дорожек гайки и резьбы винта.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение кинематической точности механизма.

Задача решается тем, что в шариковинтовом передаточном механизме, содержащем винт с резьбовыми канавками с равномерно расположенными по окружности выступами, гайку с беговыми дорожками, выполненными на ее внутренней поверхности в виде замкнутых кольцевых проточек, взаимодействующих с шариками, помещенными между витками резьбы, шарики, размещенные в соседних винтовых канавках, попарно подпружинены упругими элементами. Каждый упругий элемент выполнен в виде крестообразной пластинчатой пружины, размещенной в кольцевой проточке гайки. Продольные концы пружины выполнены с возможностью взаимодействия с шариками, а поперечные - с внутренним диаметром гайки. Упругий элемент может быть выполнен в виде цилиндрической пружины сжатия.

Применение упругого элемента в механизме обеспечивает выборку осевого люфта в винтовой паре, а следовательно, повышает кинематическую точность механизма.

Предлагаемое техническое решение иллюстрируется графическими материалами, где на фиг.1 изображен продольный разрез механизма, на фиг.2 - поперечный разрез по кольцевой проточке гайки, на фиг.3 - упругий элемент в контакте с шариками, на фиг.4 - поперечный разрез по кольцевой проточке гайки с упругим элементом в виде цилиндрической пружины сжатия.

Шариковинтовой передаточный механизм состоит из винта 1 (фиг.1) с резьбовыми канавками. Соосно винту 1 установлена гайка 2 с кольцевыми проточками “в”. В кольцевых проточках гайки 2 установлены шарики 3, размещенные между витками резьбы винта 1. Шарики 3, размещенные в соседних резьбовых канавках, попарно подпружинены упругими элементами 4. Упругие элементы 4 установлены в кольцевых проточках гайки 2. Продольные концы “б” упругого элемента 4 опираются на шарики 3, расположенные в соседних винтовых канавках винта 1. Поперечные концы “а” упругого элемента 4 опираются на внутренний диаметр гайки 2. При числе заходов винта “п” число упругих элементов “к” определяется по формуле:

к=п-2

Шариковинтовой передаточной механизм работает следующим образом. При повороте винта 1 шарики 3, размещенные между витками резьбы винта, воздействуют на кольцевые проточки “в” и перемещают гайку 2 в осевом направлении. Упругие элементы 4 обеспечивают безлюфтовое соединение гайки 2 и винта 1.

Таким образом, предложенное техническое решение позволило повысить кинематическую точность механизма за счет устранения осевого люфта гайки и винта.

Источники информации

1. Павлов Б.И. “Шариковинтовые механизмы в приборостроении”, Ленинград, Машиностроение, 1968 г., стр.38-56, 86-89 - аналог.

2. Авторское свидетельство №121323, СССР - аналог.

3. Турпаев А.И. “Винтовые механизмы и передачи”, Москва, Машиностроение, 1982 г., стр.118 - прототип.

Класс F16H25/22 с шариками, роликами или подобными элементами между винтом и гайкой; детали, необходимые для применения этих элементов 

электромеханический мини-привод поступательного действия -  патент 2526366 (20.08.2014)
электромеханический линейный привод -  патент 2522646 (20.07.2014)
электромеханический привод закрылка самолета -  патент 2515014 (10.05.2014)
линейный приводной механизм -  патент 2509935 (20.03.2014)
устройство для преобразования вращательного движения в поступательное -  патент 2463500 (10.10.2012)
планетарная роликовинтовая передача с модифицированной резьбой роликов -  патент 2451220 (20.05.2012)
гайка ролико-винтового механизма -  патент 2429391 (20.09.2011)
винт-гайка качения -  патент 2410588 (27.01.2011)
механизм преобразования вращательного/линейного движения -  патент 2401957 (20.10.2010)
устройство для преобразования вращательного движения в поступательное на основе роликовинтовой передачи -  патент 2399815 (20.09.2010)
Наверх