способ диагостики сопряженных деталей

Классы МПК:G01M17/00 Испытание транспортных средств
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Военный автомобильный институт (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-09-16
публикация патента:

Способ диагностики может быть использован для оценки технического состояния поршневой машины. Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей на неработающем двигателе при воздействии постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV; kпер - коэффициент передачи датчика, mV; f - частота, на которой проводится диагностирование. Изобретение обеспечивает повышение универсальности, точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины и снижение трудоемкости. 2 ил. 1 табл.

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534 способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

Формула изобретения

Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременных нагрузок, отличающийся тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика;

kпер - коэффициент передачи датчика;

f - частота.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины.

Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР №302647, G 01 M 17/00, 1982 г.)

Однако при диагностировании сопряженных деталей необходимо использовать устройство для создания знакопеременных нагрузок, что значительно затрудняет оценку их технического состояния. Следующим недостатком известного способа является низкая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из общего спектра колебаний, так как каждое сопряжение, участвующее в движении деталей, создает свой спектр частот и в некоторых случаях частотный спектр одного сопряжения может совпадать с частотным спектром другого сопряжения.

Технический результат направлен на повышение универсальности, точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины и снижение трудоемкости.

Технический результат достигается тем, что оценку технического состояния поршневой машины производят по величине зазоров в сопряженных деталях кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и формы ударных импульсов, воздействующих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременных нагрузок. На неработающем двигателе возбуждают гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

kпep - коэффициент передачи датчика, mV·м·сек 2;

f - частота, Гц.

Отличительным признаком от прототипа является то, что на неработающем двигателе возбуждают гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

kпep - коэффициент передачи датчика, mV·м·сек 2;

f - частота, Гц.

На фиг.1 представлен график семейства характеристик зависимости величины поперечного отклонения вала от амплитуды виброимпульса; на фиг.2 - графики зависимости величины поперечного отклонения вала от амплитуды виброимпульса: а - для частоты f1=100 Гц; б - для частоты f2=200 Гц.

Использование предлагаемого способа позволяет повысить точность и достоверность контроля, сократить материальные затраты и трудоемкость на проведение контроля.

Например, известно, что на неработающем двигателе при возбуждении его посторонним источником (вибратором) происходят соударения механических объектов. При соударении механических объектов возникают их колебания. В результате взаимодействия соударяющихся объектов возникает возмущающая сила Р, под действием которой коленчатый вал приходит в движение по закону

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

где способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534 o - скорость в момент удара в соединении, м/с;

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534 - собственная частота колебаний вала, Гц.

Максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями на его собственной частоте будет равно

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

В результате преобразования выражения (2) получим окончательное соотношение для определения максимального отклонения вала

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

где ав - ускорение вала, м/с2;

f - частота, на которой проводится диагностирование, Гц.

Выражение (3) является общей математической зависимостью, описывающей колебания коленчатого вала любого двигателя. Используя это соотношение, определяют остаточный ресурс коленчатого вала любого двигателя. В частности по данной формуле рассчитывают, а затем строят график зависимости отклонения вала от ускорения способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534 в, которое в итоге получает вал от внешнего возбуждения (вибратора), а также тогда, когда неизвестна резонансная частота коленчатого вала.

Ускорение вала способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534 в определяется из соотношения

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

Тогда соотношение (3) с учетом (4) получаем в виде

способ диагостики сопряженных деталей, патент № 2245534

На основе соотношения (5) производят исследования технического состояния коленчатых валов любой марки, используя датчики ускорения.

Характер зависимости у=f (А) в общем виде для каждой i-ой частоты выглядит, как показано на фиг.1, при этом f1 <f2<f3<f4<f 5<...<fП.

Семейство характеристик строят для частот, отстающих друг от друга по частоте, например, через 25 Гц. Тогда проводят диагностирование подшипниковых узлов коленчатого вала не только на резонансных частотах, а на любых других частотах, на которых наблюдается наибольшая амплитуда колебаний вала.

Пример расчета для двух частот f1 =100 Гц и f2=200 Гц представлен в таблице. Коэффициент передачи датчика kпep=12,5mV·м·сек2 .

Расчет зависимости величины поперечного отклонения вала от величины амплитуды виброимпульса.

Таблица
Частоты
100Гц200 Гц
A, mVУ, мкмA, mVУ, мкм
100321008
1504815012
2006420016
3009630024
40012840032
50016050040

Класс G01M17/00 Испытание транспортных средств

стенд для исследования автомобильной шины -  патент 2529562 (27.09.2014)
способ повышения гамма-процентного ресурса изделия -  патент 2529096 (27.09.2014)
способ исследования автомобильной шины -  патент 2527617 (10.09.2014)
стенд для исследования и выбора параметров вибрационного конвейера с увеличенной производительностью -  патент 2524274 (27.07.2014)
стенд ударный маятниковый для испытания защитных устройств транспортного средства -  патент 2523728 (20.07.2014)
способ измерения шума производимого шинами автотранспортного средства находящегося в движении -  патент 2520701 (27.06.2014)
способ определения крутильной податливости гидромеханической трансмиссии -  патент 2520648 (27.06.2014)
способ автоматизированного магнитолюминесцентного контроля железнодорожных колес и устройство для его осуществления -  патент 2518954 (10.06.2014)
способ гидравлических или пневматических испытаний изделий, работающих под давлением, во время их эксплуатации -  патент 2518688 (10.06.2014)
способ оценки гамма-процентного ресурса изделия по результатам неразрушающего контроля -  патент 2518413 (10.06.2014)
Наверх